«20 лет назад, когда мы делали первую Gran Turismo, люди знали, что происходит, когда вы меняете фильтр воздуха или увеличиваете коэффициент сжатия. Однако новые игроки больше этого не знают, потому что они не интересуются машинами. Именно поэтому нам пришлось кое-что упростить, чтобы вы могли делать то же самое, что делали в прошлом, при этом игра стала более дружелюбной к тем, кто только начал интересоваться машинами»
Кадзунори Ямаути об изменениях в Gran Turismo Sport
Ни для кого не секрет, что в текущем году серия Gran Turismo празднует свой юбилей: ровно два десятилетия тому назад первая часть легла на полки японских магазинов. По словам самих авторов, когда они только начинали работу над дебютным гоночным симулятором, они даже не могли себе представить, что заложили первый кирпичик для тайтла, который последующие двадцать лет будет ассоциироваться исключительно с брендом PlayStation. И несмотря на то, что сегодня на рынке видеоигр с конкуренцией в жанре полный порядок, серия Gran Turismo надёжно держит свои позиции: с момента зарождения франшиза сумела реализоваться тиражом в 76 миллионов копий по всему миру, что автоматически сделало её самой продаваемой за всю историю существования PlayStation. Осознавая всю значимость данного события для поклонников серии и ценителей жанра, студия Polyphony Digital совместно с Sony Interactive Entertainment решили отметить круглую дату выпуском Gran Turismo Sport для PlayStation 4. Что нового привнесла Sport в именитую серию и можно ли действительно считать её игрой из основной линейки, а не каким-нибудь расширенным прологом? Попробуем разобраться.
Что ж, после знакомства с Gran Turismo Sport одно можно сказать с уверенностью – разработчики по-прежнему верны своей идеологии, которой придерживаются вот уже два десятка лет: очень важно соблюсти баланс между реалистичностью гоночного симулятора и его доступностью. Играть в Gran Turismo Sport может каждый, даже тот, кто до сего дня всячески сторонился подобного рода интерактивных развлечений. У новинки очень гибкие настройки, позволяющие включать или отключать автопилот, который регулирует развиваемую скорость и фиксирует угол поворота, а также активировать и деактивировать повреждения транспортного средства, износ шин и необходимость дозаправки на пит-стопе. Всё это в совокупности делает игру значительно проще, поскольку от новичка требуется лишь чуточку внимания и усидчивости. А вот тем, кто хоть немного знаком с жанром, передвижение с включенным автопилотом и различными послабляющими настройками покажется настоящей ездой по рельсам: ИИ самостоятельно делает практически всё за игрока, которому нужно лишь не зевать и изредка успевать крутить баранку. Как только новичку надоест кататься по заранее проторенной дороге и захочется больше свободы, Gran Turismo Sport сможет предложить… свою философию.
Которая, как считает президент компании Polyphony Digital Кадзунори Ямаути (Kazunori Yamauchi), заключается в самосовершенствовании. Он сравнивает это с игрой на музыкальном инструменте. Любой, кто начинает своё знакомство с миром музыки, поначалу сталкивается с той же самой проблемой, что и человек, севший играть в Gran Turismo, – весьма трудно с непривычки взять нужную ноту или сыграть мелодию. Однако ежедневные тренировки и усердие позволят музыканту почувствовать себя увереннее. Со временем он освоит инструмент и сможет играть всё, что захочет, музицирование уже не будет тяжким трудом, а станет чем-то совершенно иным. Так вот, с Gran Turismo Sport схожая ситуация: игра очень мягко и плавно вводит игроков в мир вождения с помощью кампании, предлагая тому освоить школу вождения, познакомиться с трассами и, конечно же, проверить полученные навыки в испытаниях, чтобы затем продемонстрировать свои умения, участвуя в соревнованиях с живыми игроками. Это крайне занимательный режим, который позволяет самостоятельно освоить азы дрифтинга и учит различать поведение автомобилей на отличных друг от друга поверхностях дорог, наглядно демонстрирует необходимость дозаправки и значимость умения правильно расходовать топливо, знакомит с терминами «излишняя» или «недостаточная поворачиваемость», обучает грамотному подъему, спуску, преодолению трамплинов, и многому, многому другому.
«Школа вождения» в GT Sport целиком и полностью состоит из ситуативных заданий, на примере которых игра позволяет обучиться реальным навыкам вождения. Она объяснит, как правильно преодолевать сопряженные повороты и другие сложные участки, научит регулировать скорость, правильно выходить из заносов и умело маневрировать при любых обстоятельствах для того, чтобы гонщик не растерялся во время соревновательных заездов, столкнувшись с каким-нибудь препятствием. Для того чтобы закрепить результат, новичок может заглянуть в раздел кампании «Знакомство с трассами», где его сначала познакомят с особенностями каждой из них, а затем предложат проехать полный круг, сделав это как можно быстрее и задействовав все ранее полученные знания. Здесь есть трассы на любой вкус и цвет, начиная от малых кольцевых, длинною в пару-тройку километров, и заканчивая такой знаменитой трассой, как Nürburgring Nordschleife, продолжительность которой составляет 22.8 км. Несмотря на то, что кампания рассчитана на одиночное прохождение, некий процент соревновательности в ней всё же присутствует, поскольку все достижения игроков отмечаются бронзовыми, серебряными и золотыми медалями. Для этого у всех без исключения заданий существуют условия зачёта и дисквалификации, выполнив которые можно рассчитывать на награду. К тому же никто не отменял таблицу рекордов, которая мотивирует многих игроков достигать умопомрачительных результатов даже в таком, казалось бы, необязательном развлечении.
И здесь очень важно выделить слово «развлечение», поскольку у авторов очень ловко выходит найти и соблюсти баланс между серьезностью всего происходящего и весельем. С самых первых минут Gran Turismo Sport предупреждает новичка о том, что ему необходимо многому научиться перед тем, как выступить на соревнованиях с живыми соперниками, но между тем, она не пытается быть чем-то большим, чем видеоигра. Именно поэтому никто не заставляет играющего сидеть возле телевизора сутками напролёт и крутить виртуальный руль до скрипа в зубах, дабы сделать из него гонщика Формулы-1, проходящего любую трассу с хирургической точностью. Вместо этого она предлагает неторопливо вникать в нюансы и набивать руку. К тому же каждодневная практика вознаграждается разблокировкой автомобилей. Во всём этом прослеживается влияние философии господина Ямаути, поскольку автор не только не принуждает игроков торопить события, но и мотивирует их на неспешное прохождение щедрой наградой.
Впрочем, сотрудники Polyphony Digital прекрасно осведомлены о том, что все без исключения игроки обладают разным темпом и стилем игры, а потому одаривают новыми средствами передвижения не только за периодичность, но и за выполнение множества других условий. Например, за прохождение очередного этапа, полное освоение той или иной трассы, совершенствование умений и многое другое. В какой-то момент может даже показаться, что новые машины становятся доступны буквально за каждое телодвижение. И надо сказать, что это суждение не так уж и далеко от истины. Таким образом авторы явно хотели привлечь внимание завсегдатаев серии, позволив им немного освежить память и научиться чему-то новому до того, как броситься на амбразуру. Чувствуется, что разработчики очень хорошо знают свою аудиторию и прекрасно понимают, что именно удерживает их у экрана. Когда уроки будут пройдены и получены все золотые медали в ситуативных заданиях, игроки могут переключиться на аркадный режим. Он предложит выбрать любую существующую в игре трассу и посоревноваться с компьютером в трёх разных режимах сложности: проехать трассу на время, принять участие в дрифт-заезде, а также создать собственный заезд, выставив нужные параметры, вплоть до указания точного числа кругов, оппонентов, регулировки износостойкости шин, времени суток и так далее.
За активность игроков будут награждать виртуальными кредитами, бонусными милями и опытом. Деньги и мили можно потратить на приобретение новых машин, различных расцветок, дисков, или же на разблокировку формы и шлема для гонщика, какой-нибудь необычной позы для профиля и многих других приятных мелочей. Всё это складируется в гараже игрока, откуда можно в свободное от гонок время извлекать транспорт и фотографировать полюбившиеся автомобили в революционном фоторежиме «Виды», разработанном при помощи технологии True HDR и использующем физически обоснованную визуализацию. Купленные суперкары можно поместить в одно из сотен мест, позаимствованных из реального мира, чтобы не только насладиться красивыми видами, но и полюбоваться реалистичными отражениями на поверхности автомобилей и достоверными источниками освещения. Всё это стало возможным благодаря подробному сбору информации со съемочных площадок, куда, к примеру, вошли данные о насыщенности света, создающие иллюзию реалистичности происходящего на экране. Впрочем, одними лишь «Видами» всё не ограничивается, есть в игре и обычный фоторежим, который позволяет делать снимки автомобилей, находящихся непосредственно в движении. Ценители хороших кадров могут поковыряться в настройках и подвигать ползунки, отвечающие за диафрагму, экспозицию, выдержку и многое другое.
Любимые машины можно не только фотографировать и любоваться ими, но и кастомизировать. Любители этого дела будут приятно удивлены большим количеством параметров, позволяющих менять шины и подбирать диски, а также изменять баланс тормозов и подвески, аэродинамику, привод, трансмиссию, играться с соотношением мощности автомобиля и его весом. Короче говоря, настраивать можно практически всё, что угодно. Воспользовавшись функцией «Обмен миль», игроки будут облагораживать транспортные средства наклейками и подбирать уникальные цветовые решения, превращая машины со стоковой расцветкой в настоящие спорткары, обвешенные со всех сторон рекламой и логотипами. Получившимися результатами можно делиться через социальные функции игры, а также вывесить кое-какую информацию в собственном профиле, где, к слову, ведётся полная и максимально подробная статистика о каждом гонщике. Там же отмечается уровень игрока, рейтинги безопасности и скорости, количество игровых сессий и проведенных в игре часов, число выполненных заданий, а также график ежедневной активности.
Уровень гонщика растёт вместе с получаемым опытом, благодаря достижению определенной планки можно открыть доступ к различным локациям в аркадном режиме. Рейтинг безопасности начисляется в «Спортивном режиме» исключительно тем, кто не выезжает за пределы трассы, не задевает автомобили соперников и вообще, соблюдает гоночный этикет. Что касается рейтинга скорости, то свой путь игроки начинают с рангом «Е», но постепенно могут дорасти до желанного «S», если, конечно, рейтинг безопасности находится в точно таком же ранговом диапазоне. В противном случае, GT Sport просто не позволит получить наивысшее значение в скоростном пункте. Всё это очень важно, поскольку игра будет подбирать максимально схожих по уровню мастерства соперников, опираясь на их показатели, чтобы сделать любую гонку максимально честной и увлекательной. Кроме того, все вышеперечисленные показатели влияют на внутриигровые достижения: игра не только засчитывает время, проведенное за рулём, но и количество сделанных снимков, суммирует километраж, фиксирует число заработанных или потраченных денег, купленных автомобилей, выигранных соревнований и так далее. Достигая определенных результатов, игрок будет получать солидное количество опыта, повышающее уровень игрока и прокладывающее путь к куда более серьезным спортивным соревнованиям.
Любопытно отметить, что игроки, испытывающие трудности в обучении, могут положиться на большое количество подсказок, возникающих на экране по принципу бегущей строки во время загрузок. Кроме того, каждая «миссия» сопровождается очень удобным видеоуроком, раскрывающим все тонкости и нюансы вождения. Кого-то может отпугнуть отсутствие русской локализации в обучающих видео, однако смеем заверить, что многое из того, о чём говорит диктор, дублируется на экране загрузки. К тому же, уроки эти очень наглядные, так что даже посмотрев на то, как это делают другие, можно понять, что именно требуется от игрока в том или ином задании. Начинающих гонщиков даже не подпустят к соревнованиям до тех пор, пока они не посмотрят два обучающих видеоурока, посвящённых «Гоночному этикету». Они довольно подробно объясняют новичкам, что означают различные сигналы, флаги и машины безопасности, не забывая попутно просветить зрителей о том, что именно можно считать нарушением этого самого этикета, а что нет. Для участия в сетевых заездах необходимо регистрироваться заранее, тогда игра будет, как уже говорилось выше, подбирать гонщиков, находящихся примерно на одном уровне. Или же можно создавать заезды для себя и друзей самостоятельно, но тогда рейтинг всех участвовавших в заезде останется неизменным. Да, помимо всего прочего у всех без исключения владельцев Gran Turismo Sport имеется свой «Рейтинг гонщика», который всегда начинается с ранга «Е», но по мере успешного завершения кампании и в зависимости от успехов в «Спортивном режиме» будет меняться и расти.
К сожалению, не обошлось без несколько неоднозначных моментов. Поскольку консоль PlayStation 4 на видеоигровом рынке лидирует уже четвертый год, а помимо Driveclub и WipEout Omega Collection никакими другими эксклюзивными гоночными проектами на ней и не пахло, сотрудники Polyphony Digital очень торопились с выпуском Gran Turismo Sport. Да так сильно, что не успели доделать систему смены дня и ночи, динамичные погодные эффекты и срезали количество внутриигрового контента до минимума. Если пятая часть Gran Turismo стартовала с 1000 автомобилей на борту, а в шестой число четырёхколёсных транспортных средств доросло до 1200, то в Gran Turismo Sport их всего 177. Аналогичная ситуация с количеством доступных локаций: на данный момент их в игре всего 19 – это самый низкий показатель за последние годы. Понять разработчиков можно, они создавали игру для совершенно новой платформы, а потому не могли просто взять и перенести весь существующий контент из предыдущих игр, как это было с пятой и шестой частями, попутно подтянув модели и физику суперкаров под текущие возможности железа. Практически всё в Gran Turismo Sport создавалось с нуля.
Это касается не только обычных автомобилей, находящихся в массовом производстве, но и концепт-каров, созданных по программе Vision Gran Turismo, которая впервые была продемонстрирована публике лишь в шестой части. Благодаря этой программе сотрудники Polyphony Digital совместно со знаменитыми концернами уже более пяти лет создают для своих игр машины, которые нельзя увидеть ни в одном другом гоночном симуляторе, не говоря уже о том, чтобы сесть за руль такого транспортного средства в реальной жизни. В GT Sport участие в программе приняли немногие компании, но зато среди них есть такие производители, как Bugatti Automobiles, Fittipaldi Automotive, Hyundai Motor, McLaren Automotive и некоторые другие. Вполне возможно, что список концепт-каров будет расширяться с грядущими обновлениями, как это было в случае с прошлой частью серии. Есть надежда, что со временем разработчики добавят динамические погодные эффекты, смену времени суток и более или менее вменяемую модель повреждения. Нынешняя никуда не годится: разбить свой или чужой автомобиль практически невозможно, даже если таранить всех подряд и пропахивать бампером бортики. Во многом ситуация напоминает запуск многострадальной Driveclub – на выходе игра практически во всём уступала другим гоночным симуляторам, но благодаря интенсивной поддержке разработчиков и издателя, она сумела обрасти огромным количеством контента, а также избавилась от всех тех недостатков, за которые её журили игроки и критики на старте.
Тем не менее, в процессе знакомства с Gran Turismo Sport всё равно не покидает ощущение, что перед нами не что иное, как эдакий пролог к седьмой номерной части, слегка расширенный по сравнению с предшественницами. Благо, авторы понимают всю каверзность ситуации, а потому упорно трудятся над новым контентом и постепенно расширяют автопарк. До марта 2018 года сотрудники Polyphony Digital планируют добавить в игру более 50 автомобилей, а также несколько новых трасс. Уже сейчас они постепенно меняют различные тонкости. Так, например, практически полностью убрано ограничение, которое позволяло наслаждаться всеми возможностями Gran Turismo Sport только на консоли, подключенной к сети. Без интернета игроки не могли даже сменить цвет своего четырехколесного монстра, не говоря уже о доступе к кампании, им приходилось довольствоваться лишь аркадным режимом, да посматривать на свои приобретения в гараже. Отныне у владельцев игры всё вышеперечисленное работает и в оффлайне, однако для сохранения прогресса по-прежнему требуется стабильное соединение с серверами. Возможно, в будущем избавятся от необходимости и в этом.
В игре также присутствует поддержка шлема виртуальной реальности PlayStation VR, которая, надо сказать, звёзд с неба не хватает. Начнем с того, что для обладателей шлема в игре предусмотрено всего два режима: один из них позволяет организовать дуэль с искусственным интеллектом на любой разблокированной трассе, второй предназначен для детального изучения купленных автомобилей. Гоняться с одним единственным противником не так уж и весело, особенно учитывая, что визуальная составляющая в VR-режиме опускается до очень низкой планки: картинка рассыпается на пиксели, появляется зернистость, а модели автомобилей моментально ощетиниваются грубыми лесенками. Прошлогодняя Driveclub VR справлялась с этим намного лучше, позволяя соревноваться сразу с несколькими оппонентами, причём графически она смотрится на голову выше, чем GT Sport, и, что особенно важно, в ней не так сильно укачивает. Данное замечание, разумеется, относится далеко не ко всем игрокам, поскольку есть среди обладателей PlayStation VR и космонавты, а также конные бурятские подводники, которых ничто на этом свете не берёт, даже такая вещь, как морская болезнь. Однако владельцам слабого вестибулярного аппарата стоит намотать на ус.
Кроме того, в Gran Turismo Sport имеется локальный соревновательный режим для двоих игроков на разделенном экране. Сделан он очень неудобно, поскольку не подразумевает горизонтальное разделение, как в некоторых гоночных проектах, вместо этого он предлагает делить с товарищем левую и правую стороны телевизора. При этом основное действие происходит в среднего размера окошечках посреди экрана, сверху и снизу проходят огромные чёрные полосы, занятые секундомером, спидометром, мини-картой, датчиком уровня топлива и другими приборами. Даже если консоль была подключена к большому современному телевизору, в локальном режиме всё равно приходится пододвигаться ближе к экрану, чтобы суметь разглядеть творящееся на дороге и не проворонить нужный поворот. Некоторых любителей разъезжать по трассам, поглядывая на дорогу из салона автомобиля, вероятно, огорчит тот факт, что вид из кокпита в локальных заездах отсутствует. Однако совершенно нетрудно догадаться, почему авторы решили избавиться от него: в таком случае процент видимости упал бы вдвое, ведь к черным полосам прибавились бы руль и приборная панель, скрывающие за собой оставшуюся часть экрана.
Последний, но немаловажный аспект – визуальная составляющая. В прошлом многие критики и игроки ругали Polyphony Digital за её любовь к переносу одних и тех же транспортных средств из одной части в другую. Ввиду чего плохо детализированные автомобили нередко передавали привет из эпохи PlayStation 2, а в некоторых машинах отсутствовал вид из кабины, поскольку никто не потрудился эти самые кабины воссоздать. Как итог, разработчики брали количеством, а не качеством, стремясь поразить игроков сумасшедшим количеством контента. С Gran Turismo Sport ситуация диаметрально противоположная: модельки транспорта превосходны, они отличаются высокой детализацией, поражают своей проработанностью и достоверностью. Игрок волен заглянуть в салон каждой из них, а также насладиться рёвом двигателей, сильно разнящихся между собой с точки зрения звучания. Особенно довольны будут владельцы телевизоров, оснащенные поддержкой HDR, так как в случае с GT Sport авторы добились того, о чём мечтали уже очень давно – реалистичной цветопередачи. До этого момента не существовало технологий, позволяющих, к примеру, достоверно передавать фирменные цвета Ferrari Red или McLaren Orange в видеоиграх, но отныне это больше не проблема.
К тому же для тех, кто болеет за ту или иную марку автомобилей всей душой или пока что скрывает свои чувства, в игре предусмотрен музей, который погружает в историю каждого бренда, начиная с первых лет основания и заканчивая сегодняшним днём. Параллельно с этим игроки могут узнать о других ключевых событиях из истории человечества, распределенных по хронологии и проиллюстрированных небольшими изображениями. Открытия, перевернувшие мир, изобретения, революционные разработки, спортивные достижения и важные события – всё это можно отыскать в местном музее. В общем, видна огромная кропотливость и преданность разработчиков к своему делу.
Чего, к сожалению, нельзя сказать о трассах, посмотрев на которые вспоминаются часы, проведенные за Gran Turismo 5. Текстуры асфальта местами отторгают своей неказистостью, а локации, где искусственное покрытие отсутствует как таковое, наводят на нехорошие мысли, особенно когда вкупе с неважно реализованным дорожным полотном в кадр попадают статичные модели людей, спрайтовая листва деревьев, серые коробки домов, уродливая трава и тому подобные плохо реализованные мелочи. Разумеется, не все трассы получились одинакового среднего качества, есть и такие, на которых бывает приятно наматывать круги и любоваться красивыми пейзажами, но их не сказать, чтобы было слишком много. К тому же всё вышеописанное можно списать на стремление авторов как можно быстрее довести игру до релизного состояния, что, в целом, легко правится увесистыми заплатками, содержащими внутри себя текстуры высокого разрешения. Мы будем надеяться, что грядущие обновления, сулящие новые порции автомобилей и трасс, поразят своим качеством и проработкой, поскольку авторов в текущий момент никто не торопит и есть надежда, что они смогут восполнить недостающие бреши со свойственной им скрупулёзностью и любовью к деталям. К тому же стоит похвалить Polyphony Digital за великолепную оптимизацию, поскольку Gran Turismo Sport работает одинаково плавно и стабильно на обеих версиях PlayStation 4, никаких глюков, багов и прочих неприятностей технического характера за игрой замечено не было. Сетевой код не вызывает нареканий, даже несмотря на серьезные нагрузки, возникающие во время вечернего наплыва игроков.
Итог: Честно говоря, после знакомства с другими частями серии, ощущения от Gran Turismo Sport совершенно иные. Она играется очень легко и приятно, обладает простой и понятной навигацией во внутриигровом меню, отличается от предшественниц высокой лояльностью к новичкам, а процесс обучения премудростям вождения достоин всяческих похвал. В то же самое время игра не перестала быть серьезным симулятором, главная цель которого – взрастить поколение виртуальных гонщиков, обладающих теми же знаниями, что и их аналоги из реальной жизни, и, конечно же, позволить им выяснить, кто из них может по праву считаться лучшим. В GT Sport присутствуют всё те же до боли знакомые ролевые элементы, заработок средств, выполнение достижений, прохождение ситуативных заданий, расширение автопарка и многое другое, однако теперь всё это носит тренировочный характер: игрок волен заниматься всем понемногу, постепенно совершенствоваться и получать за это награды. Торопить его и подталкивать к чему-то более серьезному – не в её стиле, гонщик волен выступить против живых оппонентов тогда, когда почувствует, что готов к этому, игра лишь старается придать ему уверенности.
Между тем, Sport заражает духом соревнований и при этом приносит массу удовольствия даже от ежедневных тренировок. Безусловно, далеко не все аспекты игры получились одинаково удачными, вроде того же VR-режима или локального мультиплеера, да и с визуальной точки зрения революции не произошло. Однако впервые за долгие годы авторы сдвинулись с мёртвой точки и привнесли в серию массу интересных и прорывных нововведений, начиная с полной переработки автопарка и заканчивая потрясающим фоторежимом «Виды». Это весьма удачный старт для серии на текущем поколении консолей, и мы надеемся, что седьмая номерная часть избавится от недостатков предшественницы и переймет её опыт, поскольку Gran Turismo Sport ощущается глотком свежего воздуха не только для серии, но и для всего жанра. Скрещиваем пальцы за Polyphony Digital и верим, что им удастся привлечь к спортивным гоночным симуляторам больше новичков, поскольку именно молодая кровь помогает любому комьюнити всегда оставаться здоровым.
А на этом у меня всё, всем спасибо за внимание. Ждите больше материалов в самом ближайшем будущем.
|