«Подумай сам, любезный племянник, – отвечал ему Лис, – в этом мире все, кто имеет уши, чтобы слышать, и глаза, чтобы видеть, и язык, чтобы говорить, не могут оставаться безгрешными»
Уильям Кекстон, «История хитрого плута, Лиса Рейнарда»
В это сложно поверить, но прошло уже десять месяцев с тех пор, как на полках магазинов появилась первая игра для совершенно новой системы PlayLink, позволяющей использовать мобильные телефоны и планшеты в качестве основного инструмента для управления играми на PlayStation 4. Для тех, кто не в курсе, что это вообще такое, поясним, чем данная система выгодно отличается от конкурентов, представленных в виде всевозможных сборников мини-игр для вечеринок и домашних посиделок: 1) она простота в освоении, поскольку все проекты для PlayLink переведены на русский язык; 2) в них используются привычные многим мобильные телефоны; 3) этими играми можно наслаждаться как в гордом одиночестве, так и в компании с тремя, а иногда и пятью другими игроками; 4) ну и, конечно же, доступность, потому как игры для системы PlayLink распространяются по довольно таки демократичным ценам. В общем, сложно себе представить более удачный пример того, как надо подходить к популяризации казуальных игр на домашней игровой системе, изначально для этого не предназначавшейся.
На протяжении всего этого времени мы с интересом наблюдали за тем, в каком направлении будет развиваться данная система: за последний год мы успели поохотиться на маньяка в интерактивном триллере, приняли участие в телевизионной викторине, размяли диафрагму в песенной игре и даже решили судьбу племени разумных приматов, вынужденных соседствовать с хомо сапиенсами на одной планете. Спектр игр достаточно разнообразен, однако среди них ещё не было ни одного проекта, который представлял бы собой классический сборник мини-игр. А ведь именно они, как мы знаем, востребованы больше всего. Особенно когда дело доходит до семейного досуга. И если та же Nintendo в этом плане обладает огромнейшим опытом, помогая сторонним и не очень студиями выпускать игры, вроде Mario Party, на протяжении почти двух десятилетий, то для Sony Interactive Entertainment подобное в новинку. И да, речь идёт именно о помощи, поскольку разработкой подобных игр по большому счету занимались совершенно другие люди: например, сотрудники Hudson Soft и Nd Cube, а Nintendo со своей стороны контролировала процесс и выделяла средства. К тому же мы неспроста упомянули в статье название японского медиа-гиганта: работники NapNok Games – перебежчики, ранее создававшие пазлы и «вечериночные» игры для Nintendo WiiU.
Но всё это в прошлом: на протяжении последнего года в недрах NapNok Games кипела работа над необычным сборником мини-игр «Frantics», более известным отечественным игрокам под названием «Безумцы». Необычным его делает выбранная авторами стилистика, которая представляет собой пластилиновую анимацию – покадровую съемку постоянно меняющихся объектов, сделанных из этого податливого материала. А это, как вы уже могли догадаться, довольно сложное и время затратное занятие, что объясняет причины, по которым игра находилась в разработке так долго. Еще одна деталь, благодаря которой Frantics можно назвать особенной, – это её ведущий. Просим любить и жаловать: хитроумный интриган Лис – циничный, но весьма галантный представитель животного мира, восседающий на кресле с высокой спинкой и попивающий портвейн, поглядывая на собравшихся игроков усталым взглядом. Кончено, ему не сравниться с харизмой главного героя «Бесподобного мистера Фокса» Уэса Андерсона (Wes Anderson), но при этом он не лишен толики обаяния. Тем более что занимается он тем же, чем и его собратья – обманывает, плетёт интриги, подкупает и стравливает между собой окружающих, попутно получая максимальную выгоду из сложившихся обстоятельств. В данном случае выгода для лиса – это, конечно же, зрелища. Ведь даже такому старому цинику и пройдохе хочется получить немного острых ощущений.
Биться между собой за титул царя зверей предстоит как в одиночестве, так и в группе с тремя другими игроками. Причём если таковых не нашлось, то лис доукомплектует партию компьютерными соперниками, играющими ничуть не хуже среднестатистического казуала. Всего в Frantics предусмотрено четырнадцать мини-игр, что на первый взгляд немного, но тут также есть бонусные уровни и «Грандиозный финал», действие которого разворачивается на небольшой осыпающейся арене, где игроки будут выяснять отношения по завершению очередной игровой сессии. Наградой за победу в любом из соревнований служат короны, которые в конце игры конвертируются в жизни, так что чем их больше – тем выше шансы остаться в живых в финальной битве. Аналогичная ситуация с монетами: собирая появляющиеся в случайных местах золотые монетки, игроки могут рассчитывать на вспомогательный предмет, призванный помочь одержать победу над другими финалистами: бейсбольную биту, бомбу, мину, палец болельщика, автомобильное колесо, замораживающую пушку, рывок ниндзя или ружье, стреляющее конфетти. Тот, кто доберётся до решающей битвы с самым толстым кошельком, сможет выбрать любое оружие по желанию, остальные получат то, что останется. Таков закон капитализма, ничего не поделать.
Если вы думаете, что лисы чаще всего упоминаются лишь в классическом фольклоре и были совершенно забыты в современных художественных произведениях, то обязательно обратите внимание на графическую новеллу Fables: 1001 Nights of Snowfall, написанную Биллом Уилингхэмом (Bill Willingham) в 2006 году. В состав сборника рассказов и сказок вошла любопытная история, получившая название «The Christmas Pies». В ней лис Рейнард, герой французской сатирической эпопеи «Роман о Лисе», ловко обводит армию врага вокруг пальца, примерив на себя роль предателя, якобы готового поквитаться со сказочными сородичами за старые обиды. Ну а заодно не дать им встретить Рождество – праздник, строго-настрого запрещенный указом верховного главнокомандующего.
В качестве ловушки хитрец предлагает использовать пироги, дабы звери, охотно уминающие приготовленные для них яства, в один прекрасный день потеряли бдительность и были схвачены численно превосходящими силами зла. Но, конечно же, этому не суждено сбыться, поскольку мы с вами знаем, что Рейнард ещё не раз поможет жителям Сказкитауна в будущем, а это значит, что ему каким-то образом удалось покинуть оккупированные врагами сказочные земли. Как именно? Что ж, ответ на этот вопрос кроется в сборнике. Там же можно узнать, какие невзгоды свалились на головы госпожи Снежки, её сестры – Розы, ведьмы из пряничного домика, прекрасного принца и многих других героев во времена, когда враг только стоял у ворот, стремясь выдворить сказочных существ с насиженных мест.
От конкурентов «Безумцев» отличает не только структура мини-игр, но и форма их построения, вынуждающая игроков делиться на группы и действовать сообща. Если в той же Mario Party каждый участник обычно тянет одеяло на себя, тихо посмеиваясь над менее удачливыми соперниками, то Frantics очень быстро даёт понять, что без надёжного партнёра дойти до финального противостояния будет весьма непросто. Нужны примеры? Хорошо. Все мы с вами знаем и любим игру «Царь горы», для победы в которой забравшийся на возвышенность участник должен всеми силами удерживать свою позицию. Так вот, в нашей сегодняшней гостье эта классическая формула преобразовалась в «Царей горы», в которой этих самых «царей» должно быть двое. Согласитесь, что это кардинально всё меняет, ведь участники соревнования вынуждены разбиваться на пары, чтобы эффективнее противостоять друг другу? И нет, это не автоматизированный процесс, соревнующиеся должны сами определиться, кто с кем играет, причём в максимально сжатые сроки. Или вот другой пример, называется он «Ледяные шалости». Четверку героев запускают на скользкую покрытую льдом платформу, где они должны всеми правдами и неправдами устоять. Конечно же, проще всего это сделать, стоя на плечах своего товарища, поскольку суммарный вес напарников не позволяет им слететь с платформы, даже если в них на полной скорости врезаются другие игроки.
Даже если напарники не помогают друг другу напрямую, они всегда могут сделать это каким-нибудь другим образом. Разлетевшись на куски от взрыва бомбы в «Бомбардирах» или подорвавшись на мине в «Минном поле», раз в несколько секунд проигравший может наслать на оставшихся в строю соперников негативные эффекты: заморозить оппонентов или полить их острым соусом, инвертируя, таким образом, раскладку управления на небольшой промежуток времени. Конечно, аналогичные вещи мы уже видели и в других играх для системы PlayLink, например, в «Знание – сила», где соревнующиеся постоянно совали друг другу палки в колёса. И если там это происходило не буквально, то в «Безумцах» игроки вполне могут реализовать нечто подобное. Например, в гоночной аркадной игре «Герои-лихачи», где между раундами участники должны решить, кому из четвёрки достанутся квадратные или пружинящие колёса, реактивный двигатель или лёгкий спортивный кузов, а также многие другие «улучшения», кардинально меняющие характеристики транспортного средства.
Но даже если соперники не хотят объединяться или оставлять кого-то в игре, рано или поздно им придётся это сделать, потому что спринт в мини-игре «Одинокий забег», работающей по принципу мобильных раннеров, не может увенчаться успехом без хотя бы двух активных участников. Дело в том, что на полной всевозможных опасностей прямой, по которой к финишной черте несётся четвёрка игроков, наш любитель острых ощущений заботливо расставил механические ворота. Отворить их можно только встав на специальные кнопки, которых, как правило, две. Если не договориться с кем-то из играющих или поспособствовать в их устранении, то велик шанс превратиться в сплющенную лепёшку задолго до того, как на горизонте замаячит финиш. Стоит ли говорить о том, что любой тандем может моментально развалиться, когда дело дойдёт до соревнований, в которых победителем может выйти только один? В «Мучных рыцарях», к примеру, победит только тот, кто соберёт наибольшее количество пончиков, пиная и расталкивая своих соперников длинным копьем. А в «Минном поле» есть лишь один горячий суп, который необходимо донести до ключевой точки, поэтому подобное по силам лишь кому-то одному.
Периодически между уровнями лис будет активировать бонусные мини-игры, призванные помочь отстающим заработать больше корон или золотых монет, уравнивая шансы между всеми игроками. Зашвырнув, к примеру, в собравшихся здоровенную бомбу, которую те будут быстро передавать из рук в руки по принципу «горячей картошки». Тот, на ком сработает взрывное устройство, уйдет с носом, а все остальные получат в подарок по короне. Или повесив над головами менее результативных игроков огромную наковальню, которую им необходимо будет удерживать. Если один из них решит предать другого и отпустит наковальню, то у него будет шанс забрать две короны, а если в последний момент прекратят держать оба, то от участников останется лишь бесформенная груда пластилина. Это самый что ни на есть настоящий тест на доверие. Ну а тому, кто постоянно плетётся позади всех, лис может отправить тайное послание, выслав его адресату на телефон. Интриган может попросить подставить одного из товарищей или, наоборот, помочь ему выиграть, собрать наибольшее число монет, а то и вовсе – подорвать кого-нибудь связкой динамита. За соблюдение всех условий игрок получит корону, ну а если при этом справится ещё и с основным заданием, то заберёт сразу две.
Иногда посреди прохождения очередной мини-игры лис совершенно внезапно может открыть аукцион, где выставит на торги вспомогательные предметы, оказывающие влияние на тактику играющих. Тот, кто поставит больше всего накопленных монет на колпак шута, сможет удвоить свои очки в конце уровня, а выбравшему набор сапёра будут не страшны вражеские бомбы. Также в продаже имеются особые предметы, контекстно связанные с определенными миссиями. Например, «обезвреживатель ловушек» позволяет кататься на офисном кресле в «Креслобойне», не обращая никакого внимания на расставленные повсюду ловушки-пружины, а особый парашют серебристого цвета даёт огромное преимущество в скорости тем, кто планирует раньше всех коснуться земли в «ПараЧухЧух». Учитывая, что лис между раундами чаще всего одаривает монетами тех, кто не столько выигрывает, сколько активничает, шансов у таких игроков урвать какой-нибудь особо ценный предмет гораздо выше. Подобные вещи, как и многие другие уловки старого пройдохи, позволяют уравновесить шансы игроков на победу, делая игровые сессии максимально сбалансированными, если, конечно, участники соревнований сами не усложнят себе жизнь.
Вероятно, вам интересно, чем наградит хитрый лис тех, кто доберётся до финиша? Предметами-украшениями, конечно же, которые можно будет нацепить на своего героя в следующем раунде. Всегда весело наблюдать за битвой носорога в розовой панаме, пса в солнцезащитных очках, лося с усами щёточкой и бабуина в ковбойской шляпе. Может показаться, что это ерунда, но на самом деле благодаря подобным вещам повышается степень индивидуализации персонажей, которых можно выбирать перед началом игры. Что касается технической составляющей, то Frantics работает безупречно. Хвала богам, сотрудники Sony Interactive Entertainment прислушались к нашим мольбам и настояли на том, чтобы NapNok Games добавили в игру возможность выбора подключения. Отныне можно самостоятельно опередить тип соединения телефонов и домашней консоли: либо подсоединить все пять устройств к одному роутеру, что обычно плохо сказывается на игровом процессе, либо подключить все гаджеты напрямую к PlayStation 4. Последний вариант, конечно же, предпочтительнее.
Жаль только, что для игры по-прежнему нельзя использовать PlayStation Vita. Подключение карманной консоли позволило бы задействовать больше участников в одной сессии, поскольку далеко не у всех желающих поиграть имеются при себе устройства, которые подходили бы требованиям игры, а у портативной системы есть для этого всё необходимое. Что мешает это сделать – для нас всё ещё остаётся загадкой. Ещё нас определенно впечатлил тот факт, что в Frantics используются не только сенсорные экраны и камеры, но также гироскопы, вносящие в геймплей толику разнообразия. Где-то необходимо потрясти телефон, чтобы разбить ящик, где-то наклонить, чтобы управлять персонажем, а в иной момент скомбинировать наклоны с одновременным нажатием на сенсорный экран, чтобы, к примеру, подбежать и как следует врезать своему сопернику в «Грандиозном финале».
Итог: Ну что ж, NapNok Games проделали действительно хорошую работу и явили миру довольно весёлую, яркую, запоминающуюся, а главное – конкурентоспособную игру, не лишенную своих интересных отличительных особенностей. Возможно это слишком громко будет сказано, но факт остаётся фактом – перед нами первая игра для PlayLink, которая не вызывает вообще никаких нареканий. Единственное, к чему здесь можно придраться – это малое количество мини-игр, которых, как уже говорилось, всего 14, если не брать в расчёт бонусные этапы. Всё остальное – дело вкуса. Если кому-то из наших читателей нравятся соревновательные мини-игры и хочется попробовать что-то необычное, принуждающее к объединению или, наоборот, предательству, то следует обратить внимание на Frantics. Здесь подобных вещей, приправленных, к слову, едкими комментариями циника лиса и обёрнутых в приятную глазу оболочку пластилиновой анимации, хоть отбавляй. Ну а мы с нетерпением будем ждать следующей игры для PlayLink, которая называется Erica. Релиз интерактивного фильма назначен на текущий год и мы ни за что не упустим возможность в него погрузиться.
А на этом у меня всё, всем спасибо за внимание. Ждите больше материалов в самом ближайшем будущем.