Данная статья содержит в себе спойлеры, воздержитесь от прочтения, если хотите ознакомиться с игрой самостоятельно.
Как известно, выход Final Fantasy XV запланирован на следующий год, поэтому специально для фанатов серии и желающих приобщиться к прекрасному Square Enix подготовила демо-версию игры с припиской в названии Episode Duscae. Вполне возможно, что если бы Square Enix не отказалась от помощи Sony Computer Entertainment в позапрошлом году, то релиз состоялся бы гораздо раньше, да и технических проблем у игры, вероятно, было бы меньше, но желание выпустить игру и на Xbox One, а затем, наверняка, и на PC, оказалось сильнее всякого здравого смысла. Слава богу, издатель не додумался продавать эпизод отдельно, как это вышло с Metal Gear Solid V: Ground Zeroes, что очевидно вызвало бы волну негодования со стороны игроков. Хотя, с другой стороны, с распространением демо-версии тоже не все так просто, ведь чтобы получить ваучер на скачивание демо, нужно купить Final Fantasy Type-0 HD. Хорошее это было решение или нет – узнаем из финансового отчета Square Enix, а пока давайте поговорим о самой игре.
Но перед тем как перейти непосредственно к демо-версии, я сделаю краткий экскурс в местную сюжетную линию. Не смотря на то, что Final Fantasy XV построена на основе внутренней мифологии Fabula Nova Crystallis, она практически никак не связана ни с одной другой частью серии. Мироустройство игры чем-то отдаленно напоминает «Дюну» Фрэнка Герберта. Посудите сами, в игре имеется мир, постоянно находящийся на пороге войны, в котором на протяжении многих лет друг с другом сражаются отдельно взятые королевства за право владеть магическими кристаллами. Кристаллы эти ценны в первую очередь тем, что защищают королевство от посягательства врагов на её территорию, что позволяет его жителям спокойно заниматься своими делами и работать на благо процветания своего королевства. То есть у кого кристалл – у того и власть. Каждое из густонаселенных пунктов является автономным образованием и находится на каком-то своем этапе развития: одни развиты настолько, что напоминают наши с вами современные мегаполисы, другие могут находиться где-то на уровне средневековой общины с соответствующим уровнем технологий.
Главный герой игры – Ноктис – является не только членом семьи Каэлум, которая на протяжении многих веков владела одним из магических кристаллов и защищала его, но также наследником престола королевства Люцис. Так получилось, что именно его королевство осталось единственным, у которого имелся в распоряжении такой кристалл. Другие, менее удачливые соседи, не только потеряли свои камни при самых разных обстоятельствах, но и не нашли ничего лучше, чем направить остатки своих производственных возможностей на создание оружия и оснащение для войск, тем самым обрекая себя на тиранию и нищету. Глядя на всеобщий упадок, королевство Люцис решается на подписание мирного договора со своими соседями, дабы объединиться, разделить силу кристалла и покончить со всеми конфликтами. Однако сразу же после подписания соглашения королевство Нифльхейм вторгается в Инсомнию, столицу Люциса, и устраивает кровавое побоище, стараясь завладеть кристаллом. В конфликт ввязываются и другие королевства: Солхейм, Тенебрэ и Аккордо. Начинается новая истощающая война. Войска Нифльхейма, тем временем, захватывают столицу и вместе с ней получают в свое распоряжение желанный камень. Ноктис и его верные соратники пытаются отбить атаку противника, однако численное превосходство последнего вынуждает будущего наследника престола и его друзей спасаться бегством. Они клянутся вернуть кристалл обратно и выгнать коварного врага из своего родного дома.
Сам эпизод начинается с того, что четверо друзей, а именно Ноктис, Игнис, Гладиолус и Промпто, просыпаются в одной палатке, где они, по всей видимости, заночевали посреди поля после долгого путешествия. Как оказалось, у них сломалась машина, и её отбуксировали к ближайшей мастерской. Ремонт такой технически продвинутой машины в этих краях явно обойдется героям недёшево, и им ничего не остается, кроме как обратиться к доске объявлений, чтобы заработать наличные и убраться из этого места. Вот, собственно, и вся сюжетная завязка. Наши герои отправляются на поиски здорового монстра Бегемота, за когти которого на местном рынке заплатят приличную сумму, этой суммы с лихвой хватит на покрытие стоимости ремонта. Сперва четверка друзей вынуждена бродить туда-сюда в поисках зацепок, которые привели бы их к месту обитания громадины, а затем, отыскав её, принимает бой, используя тактику и хитрость. Однако здоровенного монстра не так то просто победить, даже несмотря на то, что его лишили глаза и смертельно ранили. Он не только приходит в себя, но и атакует отряд, вынуждая четверку отступать. Наши герои спасаются бегством, но лишь для того, чтобы разведать местность, получить одно мощное призывающее заклинание и, наконец, покончить с монстром, который уже не раз доставлял хлопоты жителям этих земель.
Если не отвлекаться на изучение локации, а идти строго по сюжету, то данный эпизод можно преспокойно пройти часа за два, однако если все же заморочиться с прокачкой и поиском секретов, чтобы дать отпор Бегемоту самостоятельно, без помощи призывающего заклинания, то игра может затянуться ещё на час или два. Кроме вышеупомянутого квеста, разбитого на несколько мелких, делать в игре практически нечего. Местные жители не разговаривают, а, следовательно, не могут дать никаких других поручений, новые, более сильные монстры на доске объявлений, к сожалению, не появляются. В общем, развлечь тут себя можно лишь самому, бросая вызов преследующим Ноктиса вражеским солдатам и отдельным представителям фауны.
Что касается боевой системы, то бои происходят в реальном времени. Разные игроки приравнивают её то к Xenoblade Chronicles, то к Dragons Dogma, иные и вовсе считают, что самым близким аналогом является Final Fantasy Type-0. Я же, в свою очередь, предпочту избежать в данном случае сравнений и постараюсь объяснить, что собой представляет боевая система на данный момент. А представляет она собой пока что однокнопочный мэш с попеременными уклонами от атак и парированиями. Атаковать здесь можно только одной кнопкой; чтобы защититься, необходимо зажать другую. Когда враг подкрадется к главному герою и атакует его, важно стоять в защитной стойке и вовремя среагировать на атаку, чтобы парировать и нанести контрудар. Вот и вся боевая система. Конечно, помимо этого Ноктис является обладателем редких способностей, которые из поколения в поколение передаются представителям его династии, эти самые способности позволяют ему в любой момент призывать свое оружие, а то и сразу несколько, управлять ими в пространстве и телепортироваться в зависимости от их местоположения. То есть, швыряя свой меч в противника, он и сам телепортируется следом за ним. Этот навык главного героя повышает динамику сражений, позволяя сократить дистанцию между собой и противником или же молниеносно переключиться на другую цель, если с прошлой было покончено. Любое защитное действие, будь то уклон от атаки или телепортация, расходуют шкалу MP, которая восстанавливается сама собой. Для разнообразия очень не хватает магии и спаренных атак, однако их обещали завезти к релизу игры. Поэтому игрокам, получившим доступ к демо-версии, придется довольствоваться быстро приедающимися однотипными атаками.
Сложность боевой системы вызывает смешанные чувства. С одной стороны бои в игре реально заставляют попотеть, требуя от игрока полного вовлечения в процесс, концентрации и хорошей реакции, а с другой – выглядят несколько затянуто и однообразно. Просто лупить врага, нажимая раз за разом одну и ту же кнопку, невыгодно, так как урон от обычных атак не такой существенный, игра требует выждать момента и спровоцировать монстра на нападение, чтобы заблокировать удар, заставить его раскрыться и затем контратаковать, снимая львиную долю от его полоски здоровья. Сделать это, когда вокруг скачет десяток мелких тварей, не так-то просто, все время кто-то норовит напасть со спины, задеть шальным выстрелом, а то и вовсе монстр может промахнуться, когда, казалось бы, вот-вот произойдет тот самый момент, вынуждая повторить процедуру заново. Местная фауна и обитатели пещер, внешне похожие на выкрашенных в синий цвет Гретчинов из вселенной Warhammer 40K, ничем не отличаются друг от друга и обычно ходят группами. Поэтому ждать от игры каких-то хитрых уловок, с ловким комбинированием различных видов врагов, дабы усложнить игроку жизнь и сделать встречи с ними интереснее, явно не приходится. Немного разбавить боевые столкновения призваны солдаты, которые преследуют группу Ноктиса: они выслеживают партию, пока та бродит по диким землям, десантируются и неспешно преследуют её. Если разобраться с одной группой, то за ней немедленно последует другая, усиленная и укомплектованная новейшими технологиями. По всей видимости, королевство Нифльхейм все же захватило Люцис, превратило его в боевую машину и теперь пользуется его ресурсами, дабы избавиться от последнего Каэлума. Солдаты особенно любят возникать и ввязываться в драку в тот момент, когда Ноктис с кем-то сражается, заставляя его отступать.
Что касается прокачки, то в Final Fantasy XV Episode Duscae она происходит на удивление быстро. За два часа игры вполне можно прокачаться до 30 уровня, при этом какого-то особого эффекта от этого процесса не ощущается, разве что немного увеличивается шкала здоровья. Видимо, основной упор в совершенствовании способностей героев игра делает на экипировку, которой тут нет. Опыт члены партии накапливают прямо во время боя, причем все зависит от того, участвует игрок в бою или бьёт баклуши, ну а самое главное то, как он это делает. Если игрок филонит, то и награда будет соответствующая, а если все же принимает активное участие, то он должен делать это быстро, вовремя уклоняясь и парируя, тогда и количество опыта, получаемого по итогам сражения, существенно вырастет. В конце дня, когда четверка друзей устроится на ночлег, происходит подсчет всего накопленного за день опыта, после чего поднимаются уровни героев. Там же, в лагере, происходят тренировки, причем не после того, как четверка выспится и наберется сил, а до этого. В этот момент всякая живность по каким-то причинам теряет к группе интерес, в том числе и солдаты, которые, за то время, пока друзья тренировались, могли вплотную подойти к лагерю. Очень забавно смотреть за тем, как они просто стоят в сторонке и наблюдают за поединком, а затем и вовсе расходятся по домам, если друзья решат подкрепиться и отдохнуть. Еда, как и было обещано, повышает статистики персонажей, причем питаются Ноктис и его соратники исключительно возле палатки; если они, скажем, заночуют в каком-нибудь трейлере, то по каким-то своим причинам откажутся от трапезы, даже если рядом расположены удобные столики, предназначенные именно для этой цели. Разработчики обещали, что в лагере будут происходить какие-то интересные диалоги между друзьями, но таковых замечено не было, вполне возможно, что это издержки демо-версии. Вообще, что касается диалогов, то хоть герои и общаются между собой и во время путешествия, и во время боев, но фразы используют зачастую одни и те же. При этом голоса актеров подобраны очень удачно, актерская игра не вызывает нареканий и в принципе все это заставляет ждать полную версию игры, чтобы насладиться перипетиями и подшучиваниями внутри группы. Ценители японского языка также могут насладиться игрой актеров, но уже восточной, так как в игре присутствует оригинальная звуковая дорожка.
В техническом плане у Final Fantasy XV все не так гладко, как было показано в видеороликах, например, текстуры местами выглядят очень мутно, модели врагов не блещут детализацией, деревья, которые вроде бы должны смотреться объемно, выглядят так, как будто их пожрала саранча. По дерганной и резкой анимации трудно определить, что собирается предпринять враг в данную минуту, что может немножко затянуть и без того однообразные сражения, размытый задний фон, который активируется во время боя, вовсе не помогает лучше видеть недругов. С камерой тоже есть некоторые проблемы. С одной стороны камерой можно свободно крутить в любую сторону вокруг главного героя, что сделано довольно таки удобно, но с другой – она часто выделывает странные пируэты и никак не хочет фиксироваться на враге, даже если зажать отведенную под это дело кнопку. До кучи прямо во время боя противники могут потерять к вам всякий интерес, просто встав на одном месте, а то и вовсе застрять в текстурах. Иногда игра слегка подтормаживает, что чаще всего происходит при повороте камеры, а иногда вообще идет рывками, при этом частота кадров падает до непростительной отметки. По правде говоря, впервые сталкиваюсь с подобными вещами в Final Fantasy.
В общем, сырость продукта на лицо. Очевидно, что разработчики не успевали доделать все задуманное и как следует протестировать демо-версию перед выпуском. Тем не менее, несмотря на все вышесказанное, Final Fantasy XV выглядит потрясающе, как и любая другая игра серии. Безусловно, радует глаз приличная дальность прорисовки, динамичная смена дня и ночи, симпатичные эффекты, реалистичная система освещения, красивые ролики, сделанные на движке игры. Да и сам открытый мир смотрится весьма привлекательно, даже с учетом того, что кроме леса, парочки небольших зданий, нескольких пещер и ещё каких-то странных построек в демо-версии толком ничего нет.
Итог: Конечно, ничего сверхнового в демо-версии относительно того, что мы уже видели в ходе выступления Square Enix на различных конференциях и презентациях, нам не показали. Однако в целом, не смотря на все недостатки, Final Fantasy XV Episode Duscae оставляет о себе только положительные впечатления и заряжает эмоциями, тем более что эпизод прекрасно справляется со своей задачей и передает дух приключений. После завершения демо-версии однозначно хочется больше: больше квестов, больше монстров, больше оружия, экипировки, способностей – в общем, всего того, что не попало в эпизод. Хорошо все это будет реализовано или плохо – судить пока что рано, однако начало уже дано. Хадзиме Табата, руководитель проекта, обещал, что он обязательно возьмется пересмотреть боевую систему, уберет все технические недочеты и вообще постарается удивить игроков. Очень надеюсь, что так и будет, а пока что ждем. К тому же не забывайте, что впереди у нас ещё новая демонстрация на E3 2015 и ещё одна демо-версия, теперь уже для всех, которая, возможно, покажет нам что-то новенькое.
А на этом у меня все. Всем спасибо за внимание. Ждите новых материалов в самом ближайшем будущем.