«Я раньше думал, что круче меня нет никого, но на самом деле... Я был ужасно подавлен. Просто пробил дно. Мне казалось, что хуже уже некуда. И если бы не тот сон, то я бы никогда не выбрался...»
Из монолога Арта, Dreams
Британская студия Media Molecule давненько не радовала нас своими творениями. Последней игрой, разработанной англичанами, была Tearaway для карманной PlayStation Vita, а это значит, что прошло целое консольное поколение, прежде чем авторы смогли представить нашему вниманию нечто новое. Всё это время Media Molecule корпела над своим собственным магнум опусом, стремясь воплотить в жизнь то, о чём мечтала долгие годы. Большую часть своей карьеры творческий коллектив был сосредоточен исключительно на 2.5D платформерах, оснащенных внутренним редактором, позволяющим игрокам конструировать свои собственные уровни и мини-игры. Несмотря на множество ограничений, пользователи умудрялись претворять в жизнь вещи, которые казались невозможными: шутеры от перового лица, полноценные ролевые игры, космические симуляторы и многое другое.
Всё это, а также выпуск первого полностью трёхмерного платформера Tearaway, заставило сотрудников Media Molecule задуматься о переходе к следующему этапу – формированию конструктора, который позволил бы пользователям воплощать любые задумки, независимо от того, чем они увлекаются: изобразительным искусством, скульптурой, анимацией, музыкой, дизайном или видеоиграми. Эта идея и послужила причиной возникновения такого проекта, как Dreams. Нечто подобное, пусть и в куда меньших масштабах, пыталась реализовать студия Gameware в далёком 2008 году, но из-за закрытия игрового подразделения N-gage, её смелая задумка, Yamake, так и не добралась до конечного потребителя. Сейчас в мире существует огромное число игр-конструкторов, начиная с Birthdays the Beginning и заканчивая Super Mario Maker, но они сильно ограничены определенными рамками и не дают той творческой свободы, какую хотели бы получить геймеры.
Принимая во внимание всю ответственность, британская студия не стала вываливать на игроков гору мудрёных видеопособий и сопроводительной информации, как это обычно делают разработчики перед релизом, она поступила разумнее, дав геймерам возможность самим разобраться в вопросе и изучить имеющийся в игре инструментарий при помощи бета-теста и раннего доступа. Этот шаг был гениален по двум причинам: во-первых, он позволил всем желающим выяснить, что представляет собой революционный конструктор изнутри и как перспективы он перед ними открывает, а во-вторых, с его помощью Media Molecule сумели обзавестись впечатляющим количеством пользовательского контента задолго до полноценного релиза. Таким образом, на момент премьеры Dreams могла похвастаться не только большим числом вовлеченных в процесс игроков, но и самыми разнообразными творениями.
Если вы являетесь геймером с большим стажем, то глядя на некоторые игры, вас наверняка охватывало желание принять участие в их производстве и улучшить отдельные аспекты. Что ж, набор инструментов Dreams воплощает это желание в реальность, а заодно выявляет пробелы в познаниях анимации, геймдизайна или выстраивания внутриигровой логики. И хотя местный инструментарий был сделан настолько простым и интуитивным, насколько это вообще возможно, на деле он таит в себе множество тонкостей и секретов, узнать о которых можно лишь пройдя обучение. К счастью, игра снабжена большим числом учебников, охватывающих все необходимые основы. Вы научитесь создавать простые фигуры, писать музыку, выстраивать логику и так далее. Мы настоятельно рекомендуем пройти хотя бы некоторые из них, чтобы в дальнейшем упростить себе задачу.
И что особенно приятно, Dreams не принуждает смотреть тонны видеороликов в отрыве от игрового процесса, все уроки закрепляются на практике в режиме создания грёз. Время, проведенное за обучением, вознаграждается повышением собственного мастерства. Сумев справиться с определенными творческими или техническими препятствиями, вы, наверняка, почувствуете глубокое удовлетворение и станете ещё на один шаг ближе к пониманию того, как устроены видеоигры. Да, ваши первые шаги будут неразрывно сопряжены с блочными фигурами разных цветов и размеров, но совсем скоро вы найдёте свою нишу и приступите к сочинению музыки, созданию сцен или персонажей. Вы удивитесь, узнав, как много вещей можно сделать при помощи привычного DualShock 4 или контроллеров движения PlayStation Move.
Конечно, конструктор Dreams далек от идеала: некоторые меню кажутся перегруженными; навигация в трёхмерном пространстве может вызвать трудности; анимированный курсор, который тут зовётся «чертёнком», всё время норовит куда-то скрыться; да и поиск объектов отнюдь не так удобен, как хотелось бы. При желании можно переключиться с гироскопов на управление стиками, что существенно повысит точность. Однако после длительного использования текущей раскладки новая показалась нам очень ограниченной и неудобной. А ещё игре не хватает возможности выстроить представленные материалы плиткой и отрегулировать размер значков, чтобы не приходилось открывать каждый объект по отдельности. Да, тут имеются наборы предметов, отобранные по авторам, но от них нет никакого проку, когда перед вами стоит задача отыскать конкретную вещь. Тем не менее, в игре не обнаружилось каких-то проблем, от которых нельзя было бы избавиться теми же патчами. Благо, разработчики постоянно улучшают и дорабатывают своё детище, меняя пользовательский интерфейс и добавляя новые функции, упрощающие творцам жизнь.
Подробный режим обучения и впечатляющий инструментарий – это, безусловно, хорошо, но по-настоящему особенной Dreams делает её упор на социальную составляющую. Когда кто-то публикует что-то в мире грёз, оно моментально становится достоянием общественности. Игроки могут не только ознакамливаться, ставить лайки, оставлять комментарии и подписываться на авторов, у них также есть возможность изучать чужие творения изнутри, улучшать их, дорабатывать или полностью переделывать на свой лад. К примеру, вы создаёте запутанную систему катакомб и вам необходимы факелы, чтобы освещать тёмные лабиринты. Вы всегда можете создать свои собственные, но высока вероятность, что кто-то уже озаботился этим вопросом и произвёл отличную трёхмерную модель. Быстрый доступ к большому числу готовых объектов – это потрясающая идея, которая позволяет создавать впечатляющие вещи за максимально сжатые сроки. Иными словами, перед нами постоянно расширяющийся каталог ресурсов, который хорошо подойдёт новичкам или людям, которые не очень хороши в дизайне и 3D-моделировании.
Как и в случае со съёмками фильмов, подготовкой театральных представлений и созданием графических новелл, разработка видеоигр – это коллективное искусство, требующее вовлечения большого числа людей. Для воплощения одного персонажа в современной AAA-игре требуется участие художника по персонажам, дизайнера, аниматора, сценариста, актёра и многих других. Это уже не говоря об аренде специальной студии, где можно было бы отцифровать модель, записать движения и голос актёра. Осознавая это, создатели Dreams придумали систему, которая позволила бы пользователям объединять усилия для производства контента. Всё, что нужно, – опубликовать своё детище в сети и пригласить других контентмейкров присоединиться к работе. Пока что процент людей, готовых работать сообща, невелик, поскольку большинство продолжает полагаться на свои силы, но уже сейчас, блуждая по специальным разделам, можно наткнуться на потрясающие грёзы, появившиеся на свет благодаря тесному сотруднчиеству сразу нескольких творцов.
Признаться честно, разнообразие и качество всего того, что было сделано сообществом, ошеломляет. В Dreams можно запросто отыскать высоко детализированные модели героев, скульптуры, сцены, музыкальные альбомы, шоу с кукольными персонажами, клипы, и, конечно же, видеоигры. За минувший год мы неоднократно возвращались к Dreams и успели ознакомиться с таким количество творений, что можем смело заявить: действительно качественный пользовательский контент в Dreams есть. Это и аркадные игры, и платформеры, и пазлы, и даже ритм-игры, сделанные по лекалам Guitar Hero. А совсем недавно была представлена первая песочница с полностью открытым миром. Включить Dreams, открыть режим «сёрфинга» и пропасть на несколько часов для завсегдатаев «Dreamiverse» – дело совершенно обыденное. Безусловно, в бездонных каталогах встретится немало откровенно недоделанных вещей, нуждающихся в полировке, но ведь всем приходится с чего-то начинать, не так ли?
Пожалуй, самое приятное заключается в том, что Dreams является очень позитивной творческой площадкой. Даже самые сырые, неказистые и попросту странные грёзы зачастую удостаиваются лайков и подбадривающих комментариев. Та теплота и то гостеприимство, с какими опытные пользователи встречают новичков, делают Dreams невероятно привлекательной и уютной. Мы затрудняемся сказать, чем продиктовано такое поведение публики: особым устройством игры, серьезной модерацией или каким-то всеобъемлющим альтруистическим порывом, но одно можно сказать точно – к детищу Media Molecule хочется возвращаться снова и снова. Всегда есть искушение провести вечер за исследованием глубин «Dreamiverse» или пригласить друзей и повеселиться, наблюдая за тем, как они пытаются освоиться в какой-нибудь незамысловатой многопользовательской игре.
Но если вам хочется узнать, чего могут достигнуть профессионалы, взявшись за набор инструментов Dreams, то вам обязательно следует ознакомиться с «Грёзами Арта». Фактически, это сюжетная кампания, рассказывающая историю одинокого музыканта, который поссорился с коллегами и покинул группу прямо накануне важного концерта. Пытаясь разобраться в себе, обуздать страхи и найти источник вдохновения, главный герой отправляется в саморефлексивное путешествие по миру воспоминаний и грёз. История не может похвастаться большим хронометражем, но, будьте уверены, она поглотит ваше внимание без остатка, а заодно продемонстрирует потрясающую гибкость игрового движка. За два с лишним часа вы успеете побродить по улицам мегаполиса в нуарной point-and-click адвенчуре, решить пару-тройку пространственных головоломок в научно-фантастическом платформере и одолеть множество врагов в фэнтезиной приключенческой игре. «Грезы Арта» – это красивая и очень трогательная сказка, полная юмора, надежд, любви, раскаяния и примирения. Мы очень надеемся, что она вдохновит пользователей на создание не менее захватывающих историй, ведь именно этой цели она и служит.
Кроме одиночной кампании, обучения и создания грёз, игроки также могут развлечь себя кураторством, выступая членом жюри в небольших локальных конкурсах. Каждую неделю разработчики придумывают новые темы и дают творцам возможность проявить себя, разместив какую-нибудь небольшую зарисовку. Игрокам остаётся только проголосовать за понравившиеся работы и определить, какие из них будут вывешены в «зале славы». Все конкурсные работы, отмеченные публикой, будут вноситься в особые списки, а затем, в конце года, все желающие смогут проголосовать за полюбившиеся грёзы, и, тем самым, определить, какие из них получат награды в ходе ежегодной церемонии IMPY Awards. Попытать счастье сможете и вы, для этого достаточно зайти в раздел «творческие конкурсы сообщества», ознакомиться с условиями и показать всему миру, на что вы способны.
Другая вещь, на которой разработчики акцентируют внимание игроков – это домашнее пространство. Эдакий аналог личного помещения из ныне закрытого сервиса PlayStation Home, добывать украшения для которого разрешается не посредством покупок из PlayStation Store, а сбором специальных пузырей в мини-играх и одиночной кампании. Честно говоря, нам так и не удалось отыскать какого-то смысла в существовании этого пространства. В LittleBigPlanet у Сэкбоя тоже был свой угол, но он, в основном, был необходим для того, чтобы геймеры могли полюбоваться на новенький костюм героя вблизи, а заодно украсить его скромное жилище какими-нибудь наклейками и побрякушками, приобретенными в цифровом магазине. В конце концов, это был хаб для сетевого режима, в котором тряпичные человечки скакали и бесились в ожидании загрузки очередного уровня. Здесь же полноценный сетевой режим пока что не предусмотрен.
И, говоря о загрузках, нельзя не отметить ту скорость, с которой обычно консоль воспроизводит найденные в «Dreamiverse» творения. На PlayStation 4 Pro все загрузки происходят молниеносно, но производительность варьируется в зависимости от того, что именно было запущено. Из-за большого количества объектов, находящихся на одном экране, могут возникнуть проседания частоты кадров и небольшие подзагрузки, но, в целом, консоль прекрасно справляется даже с самыми технически сложными грёзами. Единственное, что может смутить, – повышенная нагрузка на железо консоли. Даже самые тихие ревизии PlayStation 4 Pro могут начать реветь, пытаясь воспроизвести отдельно взятые работы, что там творится на обычных PlayStation 4 – страшно себе представить. Нет никаких сомнений, что в ближайшем будущем проект будет полностью оптимизирован, а все его технические огрехи – устранены. Наверняка у авторов выстроен чёткий план, иначе бы они не стали заявлять о десятилетней поддержке и развитии этого грандиозного проекта.
Десятилетняя поддержка – это прекрасно, но не стоит забывать, что авторам ещё многое предстоит сделать. Грядёт следующее поколение консолей и Media Molecule наверняка захотят перенести своё детище на новую платформу, используя её мощности для расширения ограничений, накладываемых железом PlayStation 4. Быть может, к тому времени, британцы успеют придумать новую впечатляющую историю, наподобие «Грёз Арта», чтобы наглядно продемонстрировать потенциал новинки. Как бы там ни было, в текущий момент у студии осталось ещё одно невыполненное перед пользователями обязательство, а именно, добавление поддержки PlayStation VR. Игра с самого начала должна была поставляться со специальным VR-режимом, позволяющим геймерам создавать своим виртуальные миры, но для того, чтобы уложиться в сроки, вопрос о совместимости с гарнитурой пришлось отложить на потом. Будем надеяться, что в ближайшее время студия вернётся к этой теме и завершит начатое.
Пожалуй, главным камнем преткновения, который может негативно сказаться на судьбе проекта, является слабый маркетинг. По сравнению с той мощной пиар-машиной, какая была запущена во времена LittleBigPlanet 2, Dreams, можно сказать, вообще никак не рекламировался. До сих пор находятся люди, которые понятия не имеют, что представляет собой игра и какова её целевая аудитория. И таких, как бы прискорбно это ни звучало, большинство. Понятно, что все средства издателя в данный момент направлены на производство и продвижение следующего поколения PlayStation, поэтому экономить будут на каждой спичке. Вот и получается, что процесс популяризации, в основном, лежит на плечах комьюнити, да горстки заинтересованных в проекте журналистов. И как всё это вяжется с желанием издательской компании поддерживать эксклюзив аж на протяжении целого консольного поколения, и, судя по всему, не одного, для нас остаётся загадкой.
Итог: Итак, что мы имеем на данный момент? Мы имеем необычный тайтл для PlayStation 4, обладающий чрезвычайно мощными инструментами, с помощью которых любой желающий может сделать всё, что захочет; социальную сеть, наполненную странными и в то же время чудесными творениями, в которых можно заблудиться; дружелюбное сообщество, готовое принять всех и каждого с распростёртыми объятиями; и, наконец, одиночную кампанию, созданную самими разработчиками, которая не только рассказывает отличную историю, но и подаёт окружающим прекрасный пример того, чего можно добиться с помощью технологий Dreams. Media Molecule проделали титаническую работу и создали по-настоящему доступный и удобный конструктор, благодаря которому любой игрок, независимо от того, насколько он опытен, может заняться творчеством, узнать больше о том, как создаются интерактивные развлечения, и воплотить свои самые смелые задумки. Без всяких сомнений, это лучшая игра британской студии и один из лучших эксклюзивов для PlayStation 4. С нетерпением ждём, чтобы увидеть, какие потрясающие вещи готовит для нас Media Molecule.
А на этом у нас всё, всем спасибо за внимание. Ждите свежих материалов в самом ближайшем будущем.