«Иногда мне кажется, что я только зло, которое лишь противостоит иному, большему злу»
Роджер Желязны, «Хроники Амбера: Книги Корвина»
Несмотря на всю ту критику, что льётся со стороны пользователей и журналистов в адрес PlayStation Talents, нельзя не признать, что ребята большие молодцы, поскольку они не зацикливаются на одних и тех же жанрах, как это делает сама Sony Interactive Entertainment, а всё время ищут что-то новое. Порой создаётся впечатление, что они задались целью охватить все имеющиеся на рынке направления, от футуристических гонок и игр для вечеринок до изометрических шутеров и стелс-экшенов. И пусть их игры далеки от идеала, заметно, что они стараются. Поскольку у издателя ещё не было игр в жанре «найди и нажми», он решил заполнить этот пробел с помощью Delirium – приключенческой игры от молодой команды Blackgate Studio, разработанной специально для PlayStation 4.
События Delirium разворачиваются в обычной американской семье, насчитывающей двух родителей, двух детишек и парочку домашних питомцев. Воспользовавшись тем, что их дети уже подросли и стали самостоятельными, родители отправились в отпуск, а детишки занялись тем, что они умеют лучше всего – объедаться вредной едой, много спать и играть в видеоигры. И вот однажды посреди ночи кто-то проникает в комнату главной героини Лолы и утаскивает кота Лазанью, после чего запирает дверь на замок. Проснувшись, девушка обнаруживает пропажу и пытается выбраться наружу, но не тут то было. Немного поломав голову, она всё же выбирается из западни только для того, чтобы узнать, что её брат Дэнни не имеет к происходящему никакого отношения, так как всё это время он вёл прямую трансляцию для своих немногочисленных подписчиков.
Не желая лишний раз беспокоить родителей, брат и сестра организовывают поиски пропавшей животинки. И, к своему великому удивлению, обнаруживают, что их дом стал пристанищем для каких-то странных личностей. Например, на кухне поселился загадочный химик, не носящий ничего, кроме цилиндра, фартука и очков, и утверждающий, что он является самым опасным человеком в этом доме; в гараже завёлся учёный, пригнавший для ремонта и подзаправки свой летающий корабль; а в чулане под лестницей обнаружился домашний эльф, который не желает ни с кем говорить, кроме своего хозяина. И, словно этого мало, кто-то заперся на чердаке, поэтому, чтобы попасть туда, героям нужно совершить цепочку действий, которая позволит им обзавестись подходящим для этих целей оборудованием.
К счастью, общаться со всеми этими странными личностями и подвергать свою жизнь опасности героям не придётся, ведь у них есть свой помощник – Коттон – старая плюшевая игрушка Дэнни, которая не меньше остальных хочет разобраться в происходящем. С её помощью они смогут совершить множество невероятных вещей, например, уменьшиться в размерах и починить автомобильный генератор изнутри, использовать крюк-кошку на гаражной балке, чтобы достать оттуда фигурку кота, похожую на Морти (из сами знаете какого мультсериала), а также развести огонь в камине с помощью магического заклинания. Главное – не спрашивать у Коттона, как он лишился своего левого глаза. Он этого почему-то не любит.
Честно говоря, каких-то ярких впечатлений сюжетная составляющая Delirium после себя не оставила. Как минимум потому, что игра проходится за полтора-два часа, а если знать, что именно нужно делать, то и вовсе минут за сорок. Она практически целиком соткана из героев и событий, позаимствованных из других, более известных франшиз. Вероятно авторы добавили их в пародийных и юмористических целях, однако, что конкретно они пытались высмеивать, сказать сложно. Судя по всему, игрока должен веселить и развлекать сам факт их существования, что, как нам кажется, является слабым оправданием. Возможно, используй авторы менее заезженные образы, интерес к происходящему на экране был бы чуточку выше.
К тому же данная игра страдает от той же самой проблемы, что и большинство современных адвенчур – в ней нет персонажей, которым можно было бы сопереживать. Практически все они являются эгоистами, которых хлебом не корми, дай о чём-нибудь поспорить и поругаться. Конечно, герои здесь получились не такими отталкивающими, как в Deponia, My Aunt is a Witch или Demetrios – The BIG Cynical Adventure, но назвать их приятными тоже может быть проблематично. К счастью, они хотя бы не пытаются друг друга подставить, предать или убить, и, несмотря на разногласия, продолжают работать в команде.
Единственное, чего им катастрофически не хватает – это какой-никакой индивидуальности. Дело в том, что герои здесь будут периодически сменять друг друга, однако это никак не скажется на игровом процессе. А ведь можно было бы как-нибудь обыграть плохое зрение Дэнни, который сидит за компьютером и играет в игры сутками напролёт, или одноглазость Коттона. Впрочем, хватило бы смены перспективы, ведь тот же плюшевый кролик ростом гораздо ниже, чем его людские компаньоны, а братец Лолы является самым высоким в их импровизированной партии. Так что размести они камеру чуть выше или чуть ниже положенного, и создалась бы совершенно иная атмосфера.
Delirium относится к той категории адвенчур, которая демонстрирует всё происходящее от первого лица, а это значит, что игроки должны будут старательно вертеть головой в поисках полезных вещичек, способных помочь в той или иной ситуации. Скажем, чтобы выбраться из своей комнаты, Лоле необходимо будет пододвинуть стул к шкафу и дотянуться до лежащей на нём коробки. Вывалив содержимое на пол, она обнаружит ножницы, которыми сможет срезать гитарные струны. Из связанных между собой струн получится отличная верёвка, один конец которой можно привязать к ручке, а второй – набросить на висящий под потолком вентилятор. Ценой за освобождение станет не только испорченный музыкальный инструмент, но и маленький телевизор, принявший на себя удар от вылетевшей из двери ручки. Понеся столь ощутимый урон, девушка придёт в неистовство и направит весь свой гнев на родного братца.
Игровой процесс в Delirium очень напоминает консольную версию Myst: левым стиком игрок направляет взгляд героини, а правым наводит курсор. Как и во всех играх данного жанра, на выбор доступно несколько базовых действий: изучить, активировать, поговорить или вернуться на исходную позицию. Все они привязаны к кнопкам направления, что даёт игроку возможность моментально переключаться между ними. Есть также инвентарь, который вызывается кнопкой «треугольник», однако работа с ним требует определённой сноровки. Мало того, что он выполнен в форме колеса, что немого затрудняет выбор нужного предмета, так ещё и кнопки, которые используются для навигации, противоречат базовым геймерским инстинктам.
Всякий раз, когда у игрока возникнет желание покинуть инвентарь, он будет рефлекторно жать на кнопку «круг», поскольку в большинстве игр она означает «выход». Но не в этой. Здесь «круг» необходим для того, чтобы вернуть подобранную вещицу на её законное место. Предмет останется у игрока в руках тогда и только тогда, когда он нажмёт «треугольник». И в этом не было бы такой уж большой проблемы, если бы инвентарь был всплывающим, как в Horizon Forbidden West или любой другой игре, где есть интерактивное колесо с активными предметами. Но и это ещё не всё. Выбранные игроком предметы заменяют кнопку действия, что, вроде бы, логично, но, чтобы убрать их на место, повторного нажатия на стрелку недостаточно. Нужно вновь обратиться к инвентарю. Это настолько архаичная система, что даже как-то странно видеть её в современной игре, стремящейся построить диалог с молодой аудиторией.
Интерактивных вещей в игре не слишком много, но даже среди них порой бывает трудно найти нужные (например, кнопку, открывающую дверь в тайную комнату). Именно поэтому авторы добавили возможность подсвечивать активные элементы. Для этого нужно выбрать подходящее действие и нажать «R1». Это очень сильно упрощает игру и позволяет без труда находить любые предметы, так что мы не советовали бы пользоваться ей слишком часто. По-хорошему, авторам стоило бы вынести эту фичу в раздел подсказок, ограничив количество применений. Когда игрок наводится курсором и использует какую-то вещь, то автоматически пододвигается к ней поближе. Это очень удобно, когда нужно разглядеть какие-то детали. Чтобы вернуться назад, он должен использовать стрелку «вниз».
Опять-таки, это неплохая идея, однако авторы частенько злоупотребляют сменой плана, используя её даже в тех местах, где толком не на что смотреть. Было бы разумнее в таком случае распихать по всему дому интерактивные предметы или коллекционные вещички, чтобы игроку всегда было чем заняться, пока он исследует каждый закуток. И да, коллектиблсы в Delirium есть – фигурки котов, стилизованные под героев из известных мультиков, фильмов и игр, однако их в игре всего шесть и все они, за исключением двух последних, обнаруживаются в самом начале игры. Почему так? Что мешало Blackgate Studio наклепать хотя бы с дюжину? Это ведь не требует таких уж больших усилий, но зато оправдывает время и силы, затраченные на изучение очередного шкафа или комода.
Кроме того, у игры есть свой платиновый трофей. Открыть его не составит большого труда, поскольку основная часть наград выдаётся по сюжету. Один требует выключить компьютер брата, другой – взломать сейф, спрятанный в гостиной, а третий – найти ключ, открывающий единственный на всю игру сундук. Проблемы у игроков могут возникнуть разве что с камином. Чтобы получить трофей, игроки должны разжечь его, однако большую часть времени он неактивен, да и предметов для розжига поблизости никаких нет. Опытным путём удалось выяснить, что для разогрева помещения нужно использовать магическое заклинание, которое становится доступно только тогда, когда Дэнни примет облик волшебника. Сделать это нужно сразу, так как после разговора с домашним эльфом и получения письма, он автоматически снимет с себя одежку.
Отдельной похвалы заслуживает графическое исполнение. Стоит признать, что выглядит Delirium чертовски стильно. Игра напоминает эдакую помесь Danganronpa и Thief’s Roulette, то есть авторы взяли за основу некоторые элементы из олдскульных игр (например, минималистичное 3D и спрайтовые модели персонажей) и скрестили их с яркой современной рисовкой. На выходе получилась очень симпатичная и аккуратная картинка, которая мотивирует исследовать дом и общаться с его обитателями. И, нельзя не отметить, что ещё выигрышнее данная игра смотрелась бы только в VR. Да, переход к виртуальной реальности вынудил бы разработчиков пересмотреть некоторые элементы игрового процесса и добавить больше интерактивности, однако степень погружения была бы совершенно иной. К тому же для большинства VR-игр продолжительность в 1-2 часа – это, в общем-то, норма, чего никак не скажешь об играх для плоских экранов.
Итог: Delirium – неплохая, но очень короткая приключенческая игра, которая займёт игроков не больше, чем на полтора-два часа. В ней есть всё, что так любят поклонники жанра «найди и нажми»: красивая картинка, интересные головоломки и целая плеяда необычных персонажей. Портит всё отсутствие вменяемого сюжета и сам факт того, что она обрывается на самом интересном месте. К тому же было бы чуточку лучше, если бы Blackgate Studio обратили свой взор на виртуальную реальность, которая позволила бы нам ещё глубже погрузиться в этот странный, но в то же время красочный мир, наполненный героями из разных вселенных. Будем надеяться, что второй эпизод не заставит себя долго ждать и мы сможет узнать, почему злодеи ополчились против Лолы и её брата и зачем отправили несчастное животное на Луну. Если там будет молчаливый самурай, прибывший в будущее, чтобы убить коварного древнего демона – мы всё простим.
А на этом у нас всё, всем спасибо за внимание. Ждите свежих материалов в самом ближайшем будущем.