Звание «Лучший шутер года», миллионы поклонников по всему миру, отличные продажи, приличные оценки и десяток дополнений, призванных как можно дольше удерживать игроков у экранов мониторов и телевизоров. Borderlands 2 по праву считается одной из лучших игр для консолей прошлого поколения, во многом став примером для подражания. Borderlands Pre-Sequel вышла чуть бледнее своего собрата, но осталась все такой же заводной и веселой. Ещё на запуске Borderlands Pre-Sequel, который состоялся в конце прошлого года, игроки все время забрасывали официальные группы серии в социальных сетях вопросами. И помимо стандартного «Когда же, черт побери, будет Borderlands 3?», фанаты интересовались «Выйдет ли Pre-Sequel на консолях следующего поколения?». Как видите, вышла. Стоит ли обратить внимание на новый сборник Borderlands: The Handsome Collection, который несколько месяцев назад упал на полки магазинов? Попробуем разобраться.
Сразу хочу отметить, что довольно таки подробный обзор на Borderlands 2 я уже делал в прошлом году, поэтому в этом я вкратце пробегусь по главным особенностям Borderlands Pre-Sequel, затронув основные аспекты, а в остальном сконцентрирую внимание на самом переиздании. Ну а теперь перейдем непосредственно к играм. Тенденция развития серии Borderlands налицо – каждая новая часть становилась лучше предыдущей. Так могло быть и с Borderlands Pre-Sequel, если бы ей занималась та же самая студия, что и Borderlands 2, но вместо этого Gearbox Software отдали игру на попечительство 2K Australia, которые на первый взгляд сохранили дух серии, что-то сделали лучше, что-то хуже. Вообще, с игрой получилась довольно забавная ситуация, так как её плюсы всегда могут для неё же обернуться минусами. Но чтобы не тратить время на долгие размышления, лучше привести примеры.
Ни для кого не секрет, что история Красавчика Джека пронизывает все повествование игры, из рядового служащего компании «Хайпирион» он тихим ходом съезжает с катушек и превращается в бесчувственного тирана. И это не спойлер, так как игра является приквелом к Borderlands 2, о чем тонко намекает её название. С одной стороны следить за тенденцией его развития (или падения?) довольно таки весело, однако сама личность Джека теперь уже не такая веселая и интересная, как было несколько лет назад. Да, он, несомненно, харизматичен и люди не зря отдавали за него свои голоса на церемонии награждения Video Game Awards 2012, но это вовсе не означает, что нужно совать его, куда ни попадя, в каждую новую игру серии. Очень надеюсь, что к следующей части Gearbox поднатужатся и придумают совершенно нового злодея, не менее харизматичного и забавного. Но надежд на это не так много, так как история, рассказанная игрокам в Tales from the Borderlands от Telltale Games, мягко намекает на его возвращение. Снова. Так как игроки уже знают, чем все кончится, очень важно было с толком и с чувством обыграть этот переход в характере Джека от простого рабочего к социопату, страдающего манией величия. С этим авторы отлично справились, но как я уже говорил, не стоило делать ставку только на него одного, так как успевший приестся за столько лет Красавчик Джек не вытягивает общий сюжет из пучины уныния.
Что касается других персонажей, то они тоже выглядят слегка бледновато на фоне своих предшественников, правда, стоит отметить, что новые герои, в отличие от старых, научились говорить, отчего игра наполнилась новыми интересными диалогами, способными скрасить десятки часов, проведенных на спутнике Пандоры. Больше всего внимания разработчики уделили именно Джеку и Железяке, которых к тому же сделали игровыми персонажами. Видимо и тут авторы старались как можно больше давить на тех героев, которых знают абсолютно все, и игра натурально превращается в «Приключения Красавчика Джека, Железяки и кого-то там ещё на Луне». Хорошо, я немного утрирую, все-таки не меньше внимания уделено ещё одному главному герою, которую наверняка вспомнят люди, игравшие в первую часть – Афине, которая является ни много ни мало, а гладиатором будущего, она не только имеет довольно таки хорошо прописанную историю, но и получила её развитие в Tales from the Borderlands. Помимо Афины в игре также имеется Аурелия, сестра сэра Хаммерлока, Ниша, бывшая девушка Красавчика Джека, и Вильгельм, история которого в дальнейшем оборвется в Borderlands 2, когда до него доберется наша четверка охотников за сокровищами. Немного опечалил и тот факт, что и по сей день перки персонажей хоть и имеют разную направленность, но все равно остаются практически в единичном экземпляре на каждого, что к выходу игры можно было немного разнообразить. Да, в игре есть Железяка, у которого способности выпадают случайным образом, но этого, откровенно говоря, недостаточно.
В остальном игра отличается от предшественницы конкретно двумя важными аспектами. Первое – это то, что действие игры происходит на спутнике Пандоры, который гораздо меньше планеты по размерам, и поэтому игрокам придется бороться не только с противниками, но и с низкой гравитацией, стараясь точно рассчитывать прыжки, чтобы не рухнуть в обрывы. Поспособствовать в этом деле призваны кислородные баллоны, которые также становятся одной из главных забот игроков в Borderlands Pre-Sequel. Дело в том, что на Элписе, именно так зовётся спутник Пандоры, нет кислорода и пополнять его можно либо подбирая баллоны, выпадающие из врагов или ящиков, либо у специальных воздушных скважин. Периодически конечно будут попадаться кислородные станции, которые можно активировать, они встречаются возле переходов между уровнями и возле торговых автоматов, но особо полагаться на них не стоит. Прыгать через пропасти можно с помощью прыжкового ранца, который потребляет вышеупомянутый кислород. С помощью специальной атаки игроки могут падать на своих врагов с воздуха, что является практически бесполезной способностью на ранних этапах игры, так как попасть по мечущимся туда-сюда врагам бывает трудно, кислород кончается быстро, а для того, чтобы нанести атаку по радиусу и оглушить противников, нужны специальные модификаторы. Вспоминать о том, что в игре есть такая атака лучше, всего на некоторых боссах, в схватках с ними она очень пригодится.
Вторая особенность игры – это лазерное оружие, которое смотрится в игре очень к месту, оно делится на лазеры, бластеры, лучевое оружие и т.д. Основное отличие в темпе стрельбы: одни стреляют короткими очередями, другие наносят урон непрерывно. Лазерное оружие так же, как и в предыдущих частях серии, производится сразу несколькими производителями, что является привычным аспектом игры. Кроме этого, в игру был добавлен новый элемент – лед, зато пропал шлак, позволяющий снизить защиту врагов. По мифологии серии, считается, что к тому моменту, когда происходят события Pre-Sequel, эта смесь ещё не была никем разработана. Лед позволяет замораживать врагов на некоторое время, а если у них осталось мало здоровья – сделать красивое добивание, после которого враг разлетится на тысячи осколков. С боссами это тоже работает, но далеко не со всеми, поэтому все время пользоваться одной и той же тактикой не получится. В остальном другие элементы игрового процесса или мироустройства, так или иначе, перекочевали из предыдущих игр, просто сменили название, но в целом остались точно такими же по своей сути, наполнению и применению.
Borderland-Pre Sequel короче своего предшественника почти в два раза. Со всеми побочными заданиями её можно осилить приблизительно за 20-25 часов. Если же не обращать внимания на побочные задания, то игра будет гораздо короче. Первое время будет складываться ощущение, что игрока водят за ручку, так как начальные локации до ужаса линейны и не предлагают какого-то разнообразия в тактике, что логично, ведь персонажи только начали свое путешествие. Основное веселье начинается со второй половины игры, до которой ещё нужно дойти, преодолев несколько часов однообразного отстрела всего живого в поле видимости. Не чурается Pre-Sequel и по нескольку раз гонять игроков туда-сюда по одним и тем же локациям, чтобы принести что-то кому-то и дернуть какой-нибудь рычаг, дабы открыть дверь. Иногда это обыграно замечательно, в духе серии, а иногда сделано просто для галочки, что периодически может утомлять.
Стоит отметить, что в сборнике Borderlands: The Handsome Collection на физическом носителе имеется лишь половина дополнительного контента к Borderlands Pre-Sequel, в него вошел в основном тот набор, что вышел к игре ещё до конца прошлого года, вторую половину контента можно загрузить из сети банально обновив игру. Загрузить вас попросят информации весом более 8Gb, но к такому решению разработчики прибегли не потому, что им не хватило места на диске, а по всей видимости, просто по той причине, что они банально не успевали все адаптировать к релизу сборника. То есть всех персонажей, новые локации и повышение максимального уровня Vault Hunter’ов, который позволит потратить кучу времени на то, чтобы поднять уровень своего персонажа до максимума. Наполнение контента тоже довольно таки стандартное по меркам серии: новый персонаж, новая локация, новый босс, поджидающий в конце уровня. Что ещё нужно игрокам для счастья?
В графическом плане у Borderlands Pre-Sequel все просто замечательно. Выглядела игра на порядок лучше, чем её предшественники даже на PlayStation 3, а на PlayStation 4 все эти кратеры, наполненные лавой, красивые футуристичные города и станции, само космическое пространство, в котором виднеется полуразрушенная база «Хайпириона», которая отбрасывает тень на не менее впечатляющую планету Пандору – все это приобретает совершенно новый оттенок. А если присмотреться, то в открытом космосе частенько что-то происходит, например, летают корабли или кто-то с кем-то воюет. Не это ли то, что так сильно любят и хотят видеть все ценители научной фантастики? Дизайнеры из 2K Australia очень хорошо постарались, чтобы придать игре собственного шарма, весьма интересно выглядят противники, с которых весело сбивать кислородные шлемы, фауна, обитающая на спутнике и техника, на которой нашей четверке придется перемещаться по Элпису, вроде «Лунохода» или парящего в воздухе квадроцикла «Стингрей». Что ещё раз доказывает, что старый движок Unreal Engine 3 в руках грамотных дизайнеров раскрывается во всей красе.
Ну а теперь немного поговорим о самом сборнике. Если играть одному, то заметно, что авторы постарались подтянуть визуальную составляющую игры, увеличив разрешение до 1080 пикселей, перерисовав местами текстуры, улучшив систему освещения, дальность прорисовки и т.д. Но так будет, если вы играете в гордом одиночестве. Если же пригласили в гости друга, чтобы он взял на себя управление вторым персонажем напарника, то готовьтесь к ухудшению картинки, нестабильному фреймрейту и иногда даже подтормаживаниям, которые бывают не часто, но случаются. Глядя на разделенный экран, периодически можно вообще напрочь забыть о том, что игровой процесс происходит на PlayStation 4, а не на PlayStation 3, чему способствует графическая составляющая обеих игр, запущенных в данном режиме. Возможность играть вдвоем, втроем или вчетвером – это уникальная особенность данного сборника. Однако при первом же взгляде на кооперативный режим можно сказать, что авторы совершенно не озаботились хоть как-то адаптировать игру под разделенный экран, отчего лазать в меню, менять экипировку, да порой просто ориентироваться в пространстве бывает крайне сложно, как минимум от того, что вторая половина экрана просто скрыта от глаз игрока. То есть если играть в кооператив, то надо это делать на достаточно большом телевизоре, иначе вы имеете все шансы убрать диск с Borderlands: The Handsome Collection на полку до лучших времен и выбрать для кооператива с другом такую игру, которая гораздо лучше справляется с поставленной задачей.
С функцией Cross-Save тоже вышли небольшие проблемы. На деле наличие возможности скидывать сохранение в облако и переносить его на PlayStation 3 или PlayStation Vita звучит отлично, однако лично для меня остается загадкой тот факт, что разработчики по какой-то неведомой причине не смогли сделать общие трофеи для всех трех версий и не дали возможность перенести золотые ключи. Тем, кто тихим ходом шел на платину, нет никакого резона браться за перенос сохранений в новую версию, ровно как и тем, у кого сохранилось много ключей, но они пытаются подняться на несколько уровней выше, чтобы получить соответствующее достигнутому уровню легендарное оружие. Те же, кто не особо преуспел в получении ключей и кто совершенно равнодушен к трофеям – эта функция окажется весьма полезной, особенно для той части игроков, кто в свое время пропустил весь дополнительный контент к Borderlands 2 или Borderlands Pre-Sequel.
Печально, что в сборник с такой ценой не попала первая часть Borderlands и доступ к полному сезону Tales from the Borderlands, которая после первого, пилотного выпуска, была официально признана каноничной и попала в таймлайн, аккуратно заняв место после Borderlands 2. Также не оказалось в сборнике и уникального контента, который смог бы привлечь к нему внимание игроков. Но фанаты серии наверняка уже привыкли к таким решениям со стороны разработчиков и издателя. Ведь уже был неполный GOTY релиз Borderlands 2 для консолей прошлого поколения, в который попала только небольшая часть дополнительного контента, и порт Borderlands 2 на PlayStation Vita, который тоже большим количеством контента похвастаться не мог, а оставшийся контент к игре, как выяснилось, никто дорабатывать не собирался. Так что ничего удивительного в том, что сборник для консолей следующего поколения оказался не совсем полным при достаточно высокой цене. Это своего рода уже традиция. Также к неустаревающим традициям можно отнести отсутствие русской локализации на консолях, в отличие от PC версии. Что мешало издателю в лице Софтклаба добавить в игру русские субтитры, если не на старте, то, по крайней мере, в дальнейшем, с патчем – решительно непонятно.
Итог: Всем тем, кто до сих пор не ознакомился с Borderlands Pre-Sequel, ожидая релиза на консолях следующего поколения, и уж тем более до сих пор не брался за прохождение Borderlands 2, я крайне рекомендую обратить внимание на этот сборник. Так как на сегодняшний день это наиболее полное собрание всех дополнений и прочих плюшек, которые выходили для обеих указанных выше игр. И все это с подтянутой картинкой, стабильной частотой кадров, приличной дальностью прорисовки и высоким разрешением. Всем же остальным, кто не равнодушен к серии, нужно рассматривать сборник Borderlands: The Handsome Collection исключительно с точки зрения коллекционной ценности, особенно его коллекционное издание с фигуркой Железяки и коллекционными карточками, так как ничем другим он порадовать фанатов не смог.
А на этом у меня все. Всем спасибо за внимание. Ждите больше материалов в самом ближайшем будущем.