«Когда собака нападает на овцу, другие овцы отбегают на безопасное расстояние, а затем останавливаются и смотрят на нее. Они не объединяются против собаки. Они просто радуются, что напали не на них».
Терри Пратчетт, «Шляпа, полная небес».
Согласитесь, что седьмое поколение консолей не слишком сильно баловало нас психологическими хоррорами или какими-то интересными экспериментами в этом жанре. Condemned: Criminal Origins, Forbidden Siren и Deadly Premonition, которые я обязательно когда-нибудь рассмотрю более детально, конечно же, радовали своим присутствием, но им все равно было далековато до таких гигантов и любимиц публики, как Silent Hill и Eternal Darkness: Sanity's Requiem. Оживить не шибко популярный в народе жанр весьма неожиданно вызвалась команда Atlus Persona Team, приготовив для владельцев PlayStation 3 и Xbox 360 не совсем обычный, вернее будет сказать совсем необычный, проект под названием Catherine. И меня, как ценителя всего экстраординарного, несомненно, радует тот факт, что на рынке видеоигр ещё остались студии, которые не боятся рисковать, создавая нестандартные игры для узкого круга ценителей. А потому не будем больше тянуть со вступлением, присаживайтесь поудобнее, мы постараемся понять, что такое Catherine и почему игра в свое время наделала столько шумихи в кругах игровой общественности. Во всяком случае, в зрелой её части.
Честно говоря, очень сложно охарактеризовать Catherine, приписав её к какой-то одной категории, так как она одновременно является графической новеллой, симулятором свиданий, хитроумным пазлом и психологическим хоррором – все в одном флаконе. И это даже далеко не все, что есть в игре, но обо всем по порядку. Основной сюжет Catherine вертится вокруг главного героя Винсента Брукса (Vincent Brooks). Ему 32 года, он является рядовым сотрудником в какой-то IT-конторе и состоит в отношениях с карьеристкой Кэтрин (Katherine). Днем Винсент работает и периодически пересекается со своей пассией в местном кафетерии, где они вместе проводят время за обедом, а вечером напивается со своими друзьями в баре «Заблудшая овца». Как иронично. До сего времени Винсента всё в его жизни устраивало: статус холостяка, должность на работе и компания друзей-разгильдяев, однако наш главный герой подобрался к тому возрастному порогу, когда человек оглядывается на прожитые годы и начинает пересматривать свои приоритеты. Первой ласточкой становится серьезный разговор с Кэтрин, которая тонко намекает протагонисту, что пришло время перейти на новую ступень в отношениях, дескать, все подруги нашли себе спутников жизни и узаконили отношения, а кто-то уже успел наделать пару-тройку наследников. Кажется, что после стольких лет отношений Кэтрин не прочь остепениться, в чем Винсент не готов поддержать свою подругу. Он, безусловно, любит Кэтрин, однако сам он пока что морально не готов перейти на новый уровень, осознавая, какая это ответственность. Да и в финансовом плане Винс далек от того, что зовется в народе «опорой».
Разрываемый душевной дилеммой, Винсент сталкивается с другой неожиданной серьезной проблемой. После трудного разговора с любимой женщиной и посиделок с друзьями в баре Винсент приходит домой и ложится спать, а затем оказывается в кошмарном сне. То, что сон кошмарный, нет никаких сомнений, так как голос во сне прямым текстом говорит Винсенту, что, если он не поторопится и не начнет карабкаться вверх – он умрет. Насовсем. Главный герой в одних трусах начинает панически взбираться по блокам, чтобы достичь верхушки башни, пока под ним осыпаются в бездну нижние уровни, а затем выходит через единственную доступную дверь и… Просыпается. «Кажется, это был всего лишь кошмарный сон», – думает Винсент, однако вскоре нашему герою станет не до смеха, когда он узнает, что один из его знакомых умер в своей собственной постели в самом рассвете сил, и этот случай далеко не единичный в округе. По городу уже начали распространяться жуткие слухи о каком-то проклятом сне, в котором ни в коем случае нельзя умирать, если попадешь в такой сон и погибнешь, то отдашь богу душу в реальной жизни. Вдоволь наслушавшись баек, от которых у главного героя кровь стынет в жилах, и, насмотревшись новостных репортажей об очередном странном инциденте, произошедшем в чьей-то спальне, Винсент решает засидеться в баре, дабы прогнать всякие грустные мысли. И в этот момент к нашему незадачливому герою подсаживается белокурая красавица Катерина (Catherine), дабы познакомиться с одиноким скучающим парнем. Слово за слово и вот уже Винсент оказывается в новом кошмарном сне.
Когда он успел заснуть? По какой причине все обитатели этого странного места превратились в говорящих овец? И почему, черт побери, Винсент стал лакомым кусочком для следующей по пятам гигантской Кэтрин, которая жаждет проткнуть героя вилкой и съесть его? Как бы ни было страшно, но подниматься вверх – единственный способ спастись от этого безумия. Герой, разумеется, спасается, однако из одной шоковой ситуации он тут же оказывается в другой – открыв глаза, Винсент обнаруживает, что он находится в одной постели с Катериной. «О боже, я влип…» – пронесется в голове у ловеласа, пред тем, как Катерина натянет на себя нижнее белье, платье и легкой, почти воздушной походкой убежит из его квартиры. А после Кэтрин «порадует» Винсента новостью, что семейство Бруксов вскоре пополнится наследником. Можете представить себе, как кардинально изменилась жизнь главного героя за каких-то два дня. С этих пор Винс начинает двойную игру, уделяя внимание обеим женщинам. Это будет проявляться в регулярных звонках, встречах, разговорах и даже в почтовых сообщениях, которые Винс будет постоянно получать во второй половине дня. Стоит понимать, что угнаться за двумя зайцами попросту не получится, а посему придется выбирать, кому уделять больше внимания, а кому, соответственно, меньше. Здесь все субъективно и зависит от того, как позиционируют себя игроки и с кем больше хотят проводить время: с легкой и свободолюбивой Катериной, которая не пытается окольцевать вас и обложить со всех сторон обязательствами, или с Кэтрин, девушкой, которая созрела для того, чтобы создать свой семейный очаг. Само собой при условии, что вы будете достаточно компетентны для этого дела.
Общение с двумя Катеринами – это целая отдельная дилемма для главного героя, так как, назначив встречу с одной из девушек, Винс не сможет проводить время с другой. И не факт, что пока он коротает обеденные часы с Кэтрин, Катерина не будет строчить Винсенту сообщения, на которые нужно ответить, ведь никто не хочет попасть в неприятную ситуацию, или даже звонить. Не вызовет ли это подозрений у Кэтрин? Конечно, вызовет, ведь Винс не тот человек, который мастерски прячет истинные эмоции – у него все написано на лице, особенно когда он паникует. Благо игрок волен сам выбирать, что ему говорить, а что нет, от поведения и реакции игрока на происходящее, от его выборов будет зависеть не только то, как будет рассуждать сам Винсент, это также повлияет на финал. Концовок у игры целых восемь штук, причем как хороших, так и плохих с различными вариациями на тему того, с кем в итоге останется главный герой, если игрок вообще не захочет остаться один, выбрав полную свободу. Игра, к слову, создает психологический профиль игрока, который будет постоянно пополняться информацией по мере прохождения игры. В зависимости от выбранных вариантов в разговорах с обеими пассиями и другими персонажами, а также на исповеди в местной весьма специфической церкви, о которой я расскажу чуть ниже, будет меняться шкала добрых или злых поступков, которая будет на регулярной основе всплывать в правом нижнем углу. Эдакая карма, если вам угодно. На шкале изображены ангел и демон, раскрашенные в синий и красный цвета соответственно, а стрелочка, болтающаяся посередине, будет откланяться в одну из двух сторон, сразу же после того, как будет сделан очередной выбор. Звучит достаточно просто, однако вы не сможете всю игру делать только хорошие поступки, стоит понимать, что в Catherine все как в жизни, то есть чисто субъективно, а посему кому-то все равно будет плохо, и это, может быть, даже будете вы. То есть разработчики хотят, чтобы вы сами выбрали свой путь согласно своим собственным жизненным принципам, честно отвечали на вопросы и посмотрели на хрестоматийные житейские проблемы под новым углом, не зря же они добавили во все происходящее щепотку фирменного сюрреализма и целый вагон щекотливых ситуаций.
На этом, я думаю, с небольшими семейными дилеммами мы закончим и рассмотрим, чем ещё предлагают развлекать людей, сидящих по ту сторону экрана, в данной игре. Стоит отметить, что творение Atlus Persona Team действительно экспериментальное и сильно отличается от всего того, что делала студия ранее, так как весь список доступных для изучения локаций вы увидите за первый час игры. То есть квартира, бар и местное чистилище, в которое вас будут загонять по ночам. Да, в игре есть различные рестораны и кафетерии, в которых периодически будет заглядывать Винсент с каким-нибудь другим персонажем, спуская всю зарплату на еду и выпивку, однако побродить по уровням вам не дадут. Чего уж там, вам даже по собственной квартире не разрешат прогуляться. Что, вероятно, может не понравиться тем, кто неравнодушен к серии игр Persona с её многообразием уровней, и просто любителям изучать локации. А посему давайте сразу перейдем к тем немногим вещам, что может нам предложить игра. Единственное доступное для свободного изучения место – это бар «Заблудшая овца», посетив которое вы сразу же попадаете в эдакий симулятор завсегдатая баров. Здесь можно послушать музыку, которую вы сами же и разблокируете, поиграть в игру «Рапунцель», напиться и, конечно же, пообщаться с местными обитателями. Но обо всем по порядку. «Заблудшая овца» – сугубо опциональное развлечение, то есть сидеть в баре насильно вас никто не заставляет, при желании можно уйти в любую минуту, а можно пить до самого утра. Выпивки в игре немного, однако, добрый рассказчик не поскупится поделиться какими-нибудь интересными фактами о тех видах спиртных напитков, что доступны на выбор. У Винсента имеется своя шкала интоксикации, которая заполняется в зависимости от количества принятой внутрь жидкости, упившийся вусмерть Винс не сможет также ловко перемещаться по блокам в своих снах, как трезвый или поддатый Винсент, поэтому старайтесь не перебарщивать с этим. Впрочем, я так и не разобрался с этой конкретной системой, так, в иной момент игра тонко намекает, что определенные виды выпивки, которые Винс систематически употребляет, напротив, ускоряют главного героя, но я не заметил особой разницы и потому не могу утверждать точно.
Игра «Рапунцель», которую можно запустить на аркадном автомате, предложит вам побить местный рекорд и стать лучшим в баре по перемещению блоков, но на все про все у вас три попытки, если вы проиграете, то сможете попробовать ещё раз лишь следующей ночью. Это хорошая разминка перед тем как погрузиться в ночной кошмар, о котором мы поговорим чуть ниже, как минимум потому, что здесь вас никто не торопит, и вы можете спокойно испробовать новые приемы или отточить старые. Правда, вместо ограничения по времени авторы решили добавить ограниченный запас ходов, чтобы усложнить жизнь играющим. Посетители бара – целая отдельная история. Все-таки Винсент не единственный персонаж, запивающий проблемы личностного характера алкоголем ночами напролет, которого судьба привела в это странное место. И чем дальше распространяется странный кошмар, мучающий горожан мужского пола в ночное время, тем больше потенциального контингента стекается в места, подобные этому. Практически у каждого завсегдатая своя история и какие-то свои дилеммы, о которых мы можем узнать из диалогов, проблемы других людей также развиваются по мере прохождения игры, как и у Винсента, меняются темы для разговора, появляются новые персоналии со своими историями. Вы вполне можете помочь героям, выслушать их и даже дать совет. Не все горожане торчат в баре целыми ночами, за ночь люди частенько будут сменять друг друга, поэтому если хотите с кем-то поговорить, то ловите момент, вполне возможно, что скоро товарищ уйдет домой считать овец. Параллельно с происходящим в баре Винсенту будут приходить сообщения на телефон, которые можно проигнорировать, либо же дать ответ, самостоятельно выбрав фразы, которые вы хотели бы адресовать отправителю.
Но, сколько не просиживай штаны в баре, а домой возвращаться все равно придется, и это, как вы понимаете, чревато очередным погружением в кошмары. В этот момент игрок перехватывает на себя управление Винсентом, стараясь как можно выше забраться по башне из кубов. То, что изначально выглядит как совершенно неуместная и бредовая вещь, оборачивается довольно глубокой и интересной головоломкой, в которой вам предстоит перемещать кубы и карабкаться по ним до самого верха. Игра за ограниченное время заставляет вас быстро соображать и запоминать различные тактики. Дело в том, что нижние этажи будут осыпаться вслед за Винсентом, а потому у игрока в распоряжении довольно ограниченное время. По мере прохождения загадки будут становиться сложнее, а разработчики начнут вводить в игру иные переменные. Например, новые разновидности кубов, вроде осыпающихся, на которых нельзя долго стоять, кубы, перемещающиеся по собственной траектории, блоки-ловушки и тому подобные вещи. Или конкуренты, которые также рвутся вместе с вами наружу, они будут занимать ваши блоки, не пуская вас наверх и спихивать вас. Но не только обваливающиеся нижние уровни, кубики-ловушки или назойливые люди-овцы будут ставить палки в колеса Винсенту, иногда на огонек будут заглядывать жуткие монстры, являющиеся проекциями внутренних страхов Винса. Уродливый младенец, следующий за ним по пятам, чья-то зубастая промежность или Кэтрин, вооружившаяся огромной вилкой. Это далеко не полный список монстров, которые попытаются умертвить главного героя, не хочу никому портить интерес от прохождения, могу лишь отметить, что бестиарий тут и впрямь колоритный. Также радует большое количество задников для локаций, они все мрачные, жуткие и стилизованы под определенную тематику, например, под тюремную камеру или комнату пыток. Это уже не говоря о том, что уровни вдоль и поперек забиты символизмом и интересными интерпретациями узнаваемых знаков, вроде гендерных символов – мужского и женского начала.
Уровень сложности загадок в Catherine, честно говоря, зашкаливающий. Даже на нормальной сложности приходится помногу раз переигрывать уровни заново, а продолжения тут, к слову, ограниченные. В основном вся проблема в том, что игрока все время что-то подгоняет или торопит, а в стрессовой ситуации вспомнить выученную недавно стратегию бывает проблематично. Благо в игре есть возможность отменить несколько последних действий, чтобы не застрять на определенном этапе, дожидаясь, пока игра убьёт вас за медлительность. И да, вы не ослышались, продолжения тут не бесконечные. Однако есть один способ набить себе счетчик продолжений, я так понимаю, что он полностью узаконенный. Дело в том, что на уровнях периодически будут встречаться подушки, которые лежат и ждут своего часа, они добавляют вам два континиума к общему счетчику, а после вашей гибели, у вас забирают один, а подушка восстанавливается и снова ждет, пока вы её подберете. Думаю, вы уже понимаете, к чему я клоню. Более того, на локациях тут и там разбросаны монеты, с помощью которых можно покупать различные бонусы в местном магазинчике. Проблема в том, что Винсент может брать с собой только один бонус, а уровни чаще всего и без всяких магазинчиков усыпаны предметами, причем зачастую более полезными, чем те, что есть у продавца. Но тут, скорее, проблема не в наличии или отсутствии каких-то предметов, а в том, что вы не можете знать наверняка, какие вещи вам понадобятся в ближайшее время, ведь процесс покупки происходит до того, как вы попадете на следующий уровень, не зная, что вас там ожидает.
Выше я уже обмолвился парой слов касательно церкви, так что настал черед поговорить и о ней. В перерывах между этажами вам будут задавать различные вопросы в специально отведенной под это дело исповедальне, касающиеся семейной жизни, любви, брака, вопросы о вашем отношении к сверстникам и детям. «Свадьба – это начало жизни или ее конец?» или «Рискнете ли вы своей жизнью ради любимого человека?». Имеются в наличии и неудобные вопросы, например «К кому вы можете себя отнести: к садистам или мазохистам?». Предоставленных вариантов всегда два, так что уйти от ответа не получится. Здесь же игра покажет вам ответы других игроков, если ваша консоль подключена к Интернету. Но исповедальня далеко не единственная вещь, которую можно повстречать между уровнями, то есть в эдаком своеобразном чистилище. Здесь также можно сохраниться и пообщаться с говорящими овцами. Вообще, овец в игре довольно много, они карабкаются по кубам вместе с вами или на заднем фоне взбираются по другим башням, срываются и падают в обрыв откуда-то свысока, сидят в клетках и подвергаются пыткам. Судьба у них не завидная, это точно. Но совсем скоро, сюрприз-сюрприз, вы узнаете, что овцы – это такие же люди, как и вы, которые точно также оказались в кошмарном сне и теперь борются за свою жизнь. Более того, для них и вы выглядите как овца, а себя они видят полностью нормальными. И вот тут кроется ещё одна особенность игры. Многие овцы из тех, что встречаются вам на пути, могут быть встречены вами и в реальной жизни.
То есть среди них есть друзья Винсента, а также завсегдатаи бара, с которыми вы периодически будете пересекаться между вечерними попойками. И это ещё не самое главное, вы также можете влиять на их судьбы, поддерживая и давая подсказки. Если вы этого не сделаете, то вскоре узнаете, что тот человек, которому вы не помогли, скончался при странных обстоятельствах в своей собственной постели, то бишь умер в проклятом сне. Общаться с овцами можно не только по причине внутреннего альтруизма, но и потому, что некоторые обитатели кошмара могут поделиться с вами полезной информацией, к примеру, раскрыть новую стратегию смещения блоков и передвижения. Стратегий в игре много, заучить все с ходу нереально, но никто не запрещает тренироваться. Для тренировок можно заглядывать в бар, испытывая свои силы на «Рапунцеле», и попробовать целый отдельный режим – «Babel», или «Вавилон», если говорить на нашем языке, который находится в главном меню игры. Проходить данный режим можно как в гордом одиночестве, так и в компании друга, все уровни в «Вавилоне» генерируются случайным образом, а новые этапы открываются по достижению золотых кубков в основной игре. Да, я забыл упомянуть, что за каждый уровень, пройденный как в сюжетной компании, так и в режиме «Вавилон», будут начисляться очки, за которых в конце уровня выдается один из трех призов – бронзовый, серебряный или золотой.
Вам наверняка могло показаться, что вы читаете обзор совершенно другого человека, так как мы уже подходим к концу, а до сих пор не прозвучало никакой критики относительно игры или её авторов. Недостатков в игре хватает и я был бы не я, если бы не рассказал о них. Сюжет в Catherine, безусловно, интересный, персонажи колоритные, локации запоминающиеся, но сразу же хочу отметить, что тут нет высокой вариативности действий, как в других интерактивных историях, то есть сюжетные вставки не меняются при повторном прохождении, а ваши действия, по сути, не влияют на основные события. Да, в некоторые моменты Винсент говорит разные вещи в зависимости от действий игрока, большая часть встреченных на пути персонажей могут потерять веру в себя и умереть, если игнорировать их или быть с ними грубыми, а ещё в игре несколько концовок, о которых я говорил выше. Но все вышеперечисленное – это весь доступный ассортимент вещей, на которые может в действительности повлиять играющий. Это слишком слабая мотивация для того, чтобы пройти игру ещё раз и получить истинную концовку, так как она тут открывается, если стрелочка до упора ушла в одну из сторон на шкале кармы. Если игрок не будет подглядывать в прохождения, а я никому не советую делать этого при первом прохождении, так как это целиком и полностью портит игру, то все ваши ответы будут противоречивыми, как, например, мои. Хотя ваш покорный отвечал на вопросы так, как считал нужным, даже когда догадывался, каких ответов ждет от меня игра. К тому же не все ответы носят очевидный положительный или негативный окрас, особенно когда вопросы провокационные и неоднозначные. Проходить такие игры, как Catherine, нужно один раз, в противном случае она имеет все шансы растерять весь свой шарм в глазах игрока.
Однако сложно будет это объяснить тем, кто любит выбивать платины в сложных играх, вроде этой. Так как для достижения оной действительно придется пройти игру несколько раз, чтобы увидеть все концовки, постараться пройти режим «Вавилон», «Рапунцель» и даже основную сюжетную компанию на самой высокой сложности, получив лучшие результаты, что упирается в вашу скорость и навыки, а также в отменную память. И, как я уже отметил выше, все это время вам будут показывать одни и те же сюжетные вставки. Что приводит нас к другой проблеме. Вероятно почитатели глубоких интерактивных историй с разными действиями, влияющими на ход событий, будут слегка разочарованы той мизерной вариативностью, что может предоставить данная игра, а любители головоломок навряд ли заходят вникать в суть происходящего. Ценители романтических сюжетных перипетий не шибко сильно обрадуются наличию сложных пазлов, которые вынуждают проходить для того, чтобы получить следующий кусок сюжета. То есть данной игре будет сложно угодить всем и сразу, вы должны обладать очень специфическими вкусами, чтобы получить удовольствие от всех указанных выше элементов, которые игра пытается гармонично смешать в себе, подавая их игроку исключительно порционно. В данном конкретном случае экспериментальность Catherine не идет ей на руку, зато делает её уникальной и неповторимой.
И да, львиная доля впечатлений приходится именно на атмосферу игры, если поначалу она пугающая, агрессивная и мрачная, то со временем вы начинаете получать удовольствие от происходящего на экране. И тогда вы уже не просто смотрите на персонажей, которые попадают в глупые ситуации, покачивая головой, а всерьез переживаете за них, стараетесь уделять им внимание, и это то, что делает нас ближе к героям. Не нужно далеко ходить. Момент, когда Кэтрин стучит в дверь к Винсенту, дарит больше впечатлений и способствует выработке адреналина в крови, нежели при просмотре какой-нибудь погони или перестрелки в любом популярном многомиллионном блокбастере. Вы всерьез воспринимаете главного героя, стараетесь направить его на путь истинный, разделяете с ним его эмоции, когда видите, как он, абсолютно изнеможённый, сидя за своим столиком, засыпает в очень неудобной позе, скрючившись и положив свою голову на руки. Вы понимаете, насколько нервная у него была неделя и насколько Винс истощен, вам подсознательно хочется как-то улучшить его жизнь. Это я называю правдоподобностью, и именно этого в последнее время так сильно не хватает в современной игровой индустрии. Очень сильно способствует погружению музыка, актерская игра и общий арт-дизайн. Несомненно, у создателей Persona не могла не получиться приятная для глаза стилизованная игра, покоряющая сердце игрока отличными дизайнерскими решениями. Все, начиная от обложки Catherine и заканчивая кошмарными снами, завораживает и привлекает внимание. Что уж говорить про анимационные вставки, сделанные Studio 4°C, которые будут периодически всплывать тут и там по мере прохождения игры. Студия, к слову, очень запомнилась мне анимационной лентой Mind Game, которая дебютировала в 2004 году, и видеоигрой Jeanne d’Arc, выпущенной для PlayStation Portable двумя годами позже. Графическая составляющая звезд с неба не хватает, ибо авторы сделали упор на необычный дизайн и сэл-шейдинг, да и проявить себя игре толком не удается, так как доступных для изучения локаций катастрофически мало. Все помещения, в которых вы оказываетесь, очень компактные, поэтому ни о каких больших открытых пространствах с кучей объектов на них и речи быть не может. В общем, сплошной минимализм.
И, как я уже отметил выше, персонажей вытягивает не мимика или жестикуляция (хотя глупые выражения лица Винсента очень забавляют), а хорошая актерская игра. Редко бывает так, что в западных версиях актеры выкладываются точно так же, как в оригинале, но Catherine как раз одна из таких игр. Неповторимый Трой Бейкер (Troy Baker), подаривший свой голос Винсенту, узнается моментально с первых минут игры. Он здесь звучит почти так же, как Риз из Tales from the Borderlands, то есть тараторит, оказавшись в очередной щекотливой ситуации, делает паузы, чтобы лучше подобрать слова, в общем, выдает достойную актерскую игру, отчего Винсент начинает все больше и больше нравиться игроку по мере развития истории. И да, Трой озвучивает в игре не одного, а аж двух персонажей, второй персонаж, которому он подарил свой голос – пессимист Джонатан, который любит просиживать штаны в баре в компании с Винсентом, но не чурается выпить в гордом одиночестве. В целом, местный войскаст очень приятный, особенно мужская его часть, Лиам О’брайн (Liam O'Brien), который отметился в сотне различных проектов, типа Shin Megami Tensei: Persona 3, Disgaea 3: Absence of Justice и Zero Escape: Virtue's Last Reward, здесь озвучивает Орландо, одного из самых мудрых друзей Винсента, и между тем он один из интереснейших персонажей игры. Возможно, потому, что Орладно самый взрослый в компании Винсента. Четвертый и последний персонаж в компании героя – это Тобиас, его озвучивает Юри Ловенхал (Yuri Lowenthal), известный по Xenoblade Chronicles X, Shin Megami Tensei: Devil Survivor 2 - Record Breaker, Persona Q: Shadow of the Labyrinth и сотне других проектов, в которых он принял участие в качестве актера озвучания. Тобиас самый молодой в банде, а потому зачастую он несет чепуху, из-за чего друзья часто будут подшучивать над ним. Сильно углубляться в актёрский состав не буду, вы и сами можете отыскать информацию о нем, отмечу лишь, что раздражающих, недоигрывающих или переигрывающих голосов в игре замечено не было, а работа актеров вполне способствует погружению.
Единственной спорной вещью из всего вышеперечисленного является местный саундтрек. Композитор Сёдзи Мэгуро (Shoji Meguro) сделал для Catherine ряд ремиксов на классическую музыку и добавил все это в игру. Потому вам придется неоднократно лазать по блокам под Бетховена, Баха, Шопена или Теодора Холста. Звучит достаточно безумно, не так ли? Дабы подчеркнуть настроение игры, композитор интегрировал в процесс погони за злосчастной спасительной дверью множество необычных звуков, нагнетающих обстановку, непрекращающийся звон колоколов, крики падающих вниз овец, шум осыпающихся блоков, скрежет метала и прочие давящие на психику элементы звукового сопровождения, создающие атмосферу напряжения. Во всей оставшейся игре музыка более спокойная и размеренная, как, например, в баре, где, как я уже говорил, можно самостоятельно выбирать музыкальное сопровождение у музыкального аппарата. «Заблудшая овца» вообще будто бы попала в игру из другого жанра – нуара, все присутствующие в этом месте люди выглядят устало, от них веет депрессией и таинственностью, некоторые из посетителей погрязли в самокопании и поиске себя, иные уже смирились со своей судьбой. Это место отдает неким уютом, здесь нет типичных гипертрофированных подростков, давящих вам на мозг своей болтовней, как в других японских играх. Но не будем снова отвлекаться на атмосферу игры, она, несомненно, удалась. В обычной повседневной жизни Винсента звучит бодрый хип-хоп, когда он беседует с кем-то в очередном кафетерии в обеденное время, а по вечерам нас будут развлекать спокойными джазовыми композициями. Это хороший контраст, способный настроить игрока на нужный лад. Русского языка в игре, как вы уже могли догадаться, нет. Знание английского нужно хорошее, чтобы понять все то, что хочет до вас донести данная игра, тем более что вам самим придется подбирать ответы для отправки сообщений и резать правду матку, отвечая на вопросы в исповедальне.
Итог: Catherine – замечательная игра, которую я, к своему стыду, пропустил в тот момент, когда она была актуальна, но взявшись за неё через пять лет с момента её релиза, могу смело заявить, что вопросы и темы, поднимаемые в игре, будут актуальны ещё очень долго. Стоит понимать, что тут все очень субъективно, то есть нельзя порекомендовать игру всем и каждому, так как она рассчитана исключительно на определенную прослойку игроков. Чем ближе вы к целевой аудитории данной игры, тем выше шанс, что вы усвоите основной посыл данного творения и поднимаемые им темы. То бишь игроки, переживающие пубертатный период или наоборот – закоренелые семьянины, обросшие потомством, попросту не оценят местный сюжет, и им будет тяжело проникнуться теми дилеммами, что свалились на плечи главного героя. Да, у игры есть некоторые проблемные места, однако все они несущественные, ведь создатели Persona сделали по-настоящему качественную и необычную игру, которая смешивает в себе множество жанров. Очень надеюсь, что когда в отечественном сегменте запустят сервис PlayStation Now, Catherine пополнит собой список доступных игр, дабы владельцы PlayStation 4 и PlayStation Vita смогли самостоятельно приобщиться к прекрасному.
А на этом пока что все, всем спасибо за внимание. Ждите больше материалов в самом ближайшем будущем.