Внимание! В обзоре есть спойлеры. Воздержитесь от прочтения, если не хотите потерять к игре интерес раньше времени.
Так повелось, что работы французской студии Quantic Dream с каждым годом порождают все больше и больше споров относительно того, что же такое по своей сути видеоигра и что именно из творений студии можно отнести к видеоиграм, а что нет. Будет, конечно же, преувеличением сказать, что подобные вопросы адресуются только к творениям Quantic Dream. Однако в последнее время все больше и больше разработчиков идут против основного течения современного игростроя и стараются приблизиться в содержании и исполнении своих работ к статусу «интерактивное искусство», будь то мобильный эксклюзив Year Walk или мультиплатформенный The Walking Dead: The Game. Но не будем отвлекаться. Подобные вопросы в отношении к вышеупомянутой студии стали задаваться ещё на выходе Fahrenheit, а позднее, когда свет увидел эксклюзив для PlayStation 3 под названием Heavy Rain так и вовсе игру стали сравнивать с кинофильмом. Почему же возникают подобные споры, спросите вы. Потому что работы Дэвида Кейджа и его команды по большей степени относятся именно к интерактивным драмам, где игрок хоть и влияет на развитие сюжета, однако разработчики все равно ведут его за ручку к самой развязке сюжета и финальным титрам. Все это сопровождается житейскими мелочами из жизни обычных людей и сверхъестественными силами, создающими ряд проблем, с которыми главным героям приходится разбираться. Прибавьте к этому всему отличную игру актеров, задействованную технику Motion Capture, замечательное музыкальное сопровождение и интересные сюжетные повороты - и получите революционные шедевры от игростроя, сделавшего шаг в сторону кинематографа.
Раз уж оценка новой игры Дэвида Кейджа будет носить субъективный характер, то я немного расскажу о своем отношении к его творчеству. Лично меня никогда не беспокоил вопрос о том, что является игрой, а что нет, наверное я был слишком избалован работами Хидео Кодзимы (Kojima Production), Судзуки Ю (Sega AM2), Атсуко Фукуямы (Team Ico) и самого Дэвида Кейджа. И я никогда не испытывал особой любви к кинофильмам, особенно к тому, что выходило после двухтысячных годов. Для меня в видеоигре практически всегда был важен интересный сюжет, необычная его подача, атмосфера и внимание разработчиков к деталям. Мое знакомство с творчеством Давида Де Груттола (настоящее имя Дэвида Кейджа) началось именно с приключенческой игры Fahrenheit на PlayStation 2, которая быстро заняла в моей коллекции игр особое место. К Heavy Rain я тоже отнесся благосклонно, несмотря на глупые и порой нелогичные сюжетные повороты, игра мне очень понравилась. Стоит ли объяснять, как сильно я ждал выхода Beyond Two Souls?
Ну и для тех, кто по какой-то своей причине упустил подробности Beyond Two Souls и не прошел до сих пор игру, я вкратце расскажу об основном сюжете. Главная героиня игры Джоди Холмс (которую играет Эллен Пейдж) обладает необычным даром – её всю жизнь сопровождает дух или эфемерное существо (называйте, как хотите) по имени Айден. О том, чем является Айден, пожалуй, не знает никто, даже сама Джоди: то ли это дух умершего, то ли существо из параллельного измерения. Однако известно, что Айден по каким-то причинам привязан к Джоди и не может освободиться, что заставляет его злиться и периодически срывать злость на окружающих. К тому же Айден способен творить многие интересные вещи, будь то чтение информационного поля людей или вещей, передвижение предметов, а также у него есть возможность управлять слабовольными людьми, вселяясь в них... Но не буду портить вам весь интерес от игры, скажу только, что в его арсенале есть много других паранормальных способностей, которые откроются вам по ходу прохождения игры и будут очень полезны.
Но у такой особенности есть и другая сторона. Из-за своей связи с духом Джоди регулярно подвергается нападению других эфемерных существ, от которых девочку может защитить лишь невидимый друг, все время находящийся где-то рядом. Естественно, необычное поведение девочки не осталось незамеченным, и её способностями заинтересовался исследовательский центр паранормальных явлений. Так юная Джоди попала под опеку ученого Нейтана Докинса (которого здесь играет Уиллем Дефо), испытывающего отцовские чувства по отношению к Джоди. Однако не было бы худа без добра, но тут секретный отдел ЦРУ также заинтересовался способностями Джоди, чтобы использовать их в интересах государства. Завязка игры довольно таки интересная и способ её подачи тоже. Вся игра подается рваными эпизодами из жизни главной героини, которые идут совершенно вразнобой. Вот мы в лице маленькой Джоди знакомимся с Нейтаном, а в иной момент принимаем роды у бездомной женщины, через несколько минут нам приходится проходить боевую подготовку. И подобных ситуаций, приготовленных Дэвидом Кейджем, очень много, почти никогда не знаешь, что случится дальше (если только вы не смотрели трейлеры и не читали материалов по игре, коих было великое множество). Подобный стиль для игр необычен и, если изначально структура повествования вызовет у вас недоумение, то по мере прохождения игры вы поймете, что такой ход вполне оправдан. Хотя есть во всем этом другой неприятный момент, который разработчики забыли учесть – мотивация. Не смотря на столь необычный и интересный стиль повествования, в Quantic Dream почему-то не озаботились дать игрокам хоть какую-то цель в начале игры, в то время, как она была у вас и в Heavy Rain и в Fahrenheit практически с самого начала игры. Без неё вы вынуждены просто «жить жизнь», помогая Джоди выбираться из передряг вплоть до того момента, пока у вашей героини не появится цель, а случится это только к самому финалу игры.
Во время прохождения игры мы наблюдаем очень интересную картину дружеской связи Айдена и Джоди. Их отношения развиваются и эволюционируют точно так же, как и между обычными людьми. В начале жизненного пути Джоди Айден чувствует себя в мире людей крайне некомфортно и часто срывает свою злобу на окружающих предметах и людях, что зачастую приводит к тому, что ситуация просто выходит из-под контроля. Уже в более сознательном возрасте девушка и невидимое существо регулярно поддерживают друг друга, чувствуется, что Айден привязался к Джоди и что он старается уберечь её от опасностей, позаботиться о ней тогда, когда просто больше некому. И подобные эпизоды из их жизни невероятно трогательны. Пожалуй, это единственный момент, который команде из Quantic Dream удалось раскрыть на все 100%, за что игре уже можно поставить максимальные баллы.
Не все знают, но дело в том, что на это творение Дэвида его подтолкнула потеря близкого человека. Это явилось точкой отсчета для написания сценария к Beyound Two Souls, фактически Кейдж писал сценарий на протяжении всей своей карьеры музыканта-сценариста. Как рассказывает сам Дэвид, сценарий занял около 2000 страниц, в игре удалось реализовать только сравнительно небольшую часть его задумок. Пожалуй, это очень смелый шаг, заслуживающий уважения.
Но теперь поговорим о самой игре. Как вам, наверное, уже известно, геймплей в Beyond был упрощен относительно того, что было в других играх этой студии и это, несомненно, повлияло на конечную оценку проекта во многих отзывах профессиональных журналистов и игроков. Очевидно, что сделано это было для того, чтобы не отвлекать игроков от интересной истории, стараясь свести все трудности управления на нет. И у разработчиков это почти получилось. Участие в диалогах и QTE – основа местного геймплея. В первом случае мы выбираем нужную реплику, во втором набираем направление движения персонажа в тех моментах, когда это требуется. Не обошлось и без проблем. Во время диалогов трудно понять по одному единственному слову, данному на выбор, что именно хочет сказать ваш персонаж. А во втором случае не всегда понятно, в какую именно сторону нужно двигаться. Ну и не забывайте об Айдане, управление которым в целом сводится к перемещению в пространстве и активации различных предметов. Все делается левым и правым стиками, которые нужно будет либо сводить вместе, либо разводить в разные стороны. То есть по сравнению с тем же Fahrenheit и Heavy Rain вы не встретите вызова вашей ловкости и реакции. И как вы вероятно уже догадались, прочтя мои откровения относительно игры, упрощение управления меня ничуть не смутило, зато подобный ход со стороны Quantic Dream повлиял на мое совместное прохождение Beyond Two Souls в кооперативе с девушкой, которая никогда не держала Dualshock 3 в руках.
Да, в игре есть кооперативное прохождение. Можно играть с напарником, который будет отыгрывать одну из ролей – Айдена или Джоди. Это, несомненно, гениальный ход, ведь вы и ваш напарник думаете совершенно по-разному, как и получилось в моем случае. И там где я поступил бы жестче и безбожно врал направо налево, она относилась к персонажам более снисходительно, однако те эпизоды, в которых нужно было защитить Джоди от спецназа или духов с треском проваливались, если дать ей возможность контролировать Айдена. Но это и делает прохождение игры интереснее и насыщеннее, тем более что в игре практически невозможно умереть, только получить плохую концовку. Играть в паре можно либо с помощью двух Dualshock 3, либо с помощью привязки Dualshock 3 + какое-нибудь устройство на базе iOS (в моем случае это был iPod Touch). Экран не делится пополам, но практически всегда можно переключаться между персонажами, в нужные сюжетные моменты игра сама перекидывает управление с Джоди на Айдена и наоборот. За подобный ход я снимаю шляпу перед Quantic Dream, два разных человека олицетворяют Джоди и Айдена, различия их решений и характеров. Благо в игре достаточно много ситуаций, в которых эти отличия можно показать. Очень расстроило отсутствие интересных задумок с использованием PS Vita, как игрового контроллера. Было бы здорово воспользоваться портативной приставкой, аналогично схожей системе «Пад + Консоль» управления у Wii U, я уже не говорю о том, сколько интересных нереализованных идей прошли мимо.
Очень важным моментом в игре стал эксперимент Кейджа с различными жанрами, тут вам и адвенчура, драма, хоррор, научная фантастика и даже стелс экшен. Особенно понравились моменты, когда начинают происходить паранормальные явления: будь то механическая кукла, ожившая посреди ночи, давящая темнота подвала родительского дома, в котором сам собой сработал какой-то генератор и погас свет, или же ожившие трупы ученых с секретной базы, головы которых непроизвольно дергаются прямо как конечности у монстров из Silent Hill, или добрые и злые духи Индийского поселения, ведущие молчаливую борьбу по ночам. Это просто потрясающе! Скрытные проникновения в целом те же QTE мини игры, разве что нельзя попадаться на глаза противнику и нужно чаще использовать Айдена для разведки обстановки. Но на подобных экспериментах никто не собирался делать акцент, в конце концов, подобные вещи были и в Fahrenheit, например, когда Лукас просыпался ночью, наблюдая странные вещи, происходящие в его квартире, или его воспоминания из детства, когда он с мальчишками незамеченным проникал на хорошо охраняемый военный объект. Просто в сравнении с Fahrenheit красота и накал тех же пугающих моментов в Beyound значительно улучшились, игра становится хорошим триллером, как Heavy Rain, пусть даже всего лишь на пару минут.
Не хотелось бы говорить о минусах, но они здесь очевидны, и их сразу же можно заметить при первом знакомстве с игрой. Начнем с того, что в игре очень заметно снизилась свобода выбора, проявляется это и в диалогах, которые при всей своей вариативности все равно приведут к ключевой реплике, которая обязательно прозвучит в конце диалога. Решения, которые повлияют на дальнейший ход игры, зачастую очевидны. А о том, что характеры персонажей раскрываются буквально со второй реплики, не говорил разве что ленивый. Получается, что из игры пропала интрига и недосказанность, а мир вокруг Джоди делится исключительно на белое и черное. Также чувствуется наигранность некоторых моментов, особенно это касается юности главной героини, нелепый переходный возраст и конфликты со сверстниками, притянутые за уши. Да и многие «взрослые темы», о которых постоянно говорил Дэвид Кейдж в своих интервью, здесь отмечены лишь для галочки и им не уделялось внимание в полной мере на протяжении хода истории. То есть на пути у Джоди встретятся персонажи со своими личными проблемами, но они также бесследно исчезнут и им на смену придут другие, со своими переживаниями. Тут будет и чернокожий мальчик - жертва войны, беременная женщина, сбежавшая от мужа, который с ней плохо обращался, бездомный, потерявший близкого человека, и многие другие, однако ни один из всех этих образов не будет раскрыт в полной мере. Ряд подобных нюансов, несомненно, портит общее впечатление от игры, а вкупе с примитивным геймплеем некоторые игроки и вовсе имеют шанс потерять интерес к игре. Думаю, стоит отметить, что игра потеряла единую атмосферу, которой были пронизаны предыдущие проекты французской студии, будь то снежный город и зимнее настроение в Fahrenheit или дождь и осенняя меланхолия в Heavy Rain. В Beyond есть по чуть-чуть и того и другого, однако какой-то своей середины она, кажется, не нашла.
Для любителей трофеев Quantic Dream приготовила ряд заданий, которые необходимо выполнить в той или иной главе, нужно попробовать кооперативную игру, получить ряд концовок, а также есть что поискать и пособирать на самих уровнях в роли Айдена.
Графика Beyond Two Souls уже так сильно не удивляет и видно, что приставка от Sony выжимает из себя максимум, но, тем не менее, заметно, что разработчики очень старались. Все равно некоторые второстепенные персонажи из массовки порой выглядят ужасно, анимация бывает дерганной, да и тени местами квадратные, но все это незначительно. Тем более что дизайн уровней выполнен с большой любовью к мелочам, практически как в The Last of Us, разве что без буйства красок заброшенных поселений. Хотя в дизайне уровней Beyond тоже не обошлось без баррикад из невидимых стен и иллюзии открытых локаций.
Музыка в игре не столь запоминающаяся, как в предыдущих проектах студии, её здесь мало, играет она довольно редко, отдельно стоит обратить внимание на заглавную тему и очень хороший кавер на Lost Cause группы Beck, который можно послушать на одном из уровней в игре.
Касательно локализации не могу сказать ничего плохого, да игроки на форумах отметили уже кучу несостыковок с оригинальной озвучкой, лично меня этот вопрос почти не тревожил, свое удовольствие от русского озвучивания я получил, разве что режет уши брошенная невзначай фраза «Схожу поссать», в остальном у меня никаких придирок. В отечественной локализации главных действующих лиц озвучивали те же люди, что обычно их озвучивают в фильмах, и именно с этими голосами они и ассоциируются. Остальные голоса подобрали весьма удачно. Те, кто не желают играть на русском языке всегда могут переключиться на оригинал.
Настало время подвести итоги. Стал ли оправданным тот труд, который проделали в Quantic Dream? Эти 12 месяцев работы при участии 160 актеров, написанные 2000 страниц сценария и личное переживание автора? Мой ответ – да. Игру определенно стоит пройти. Потрясающая игра актеров, и хоть не слишком вариативный, но интересный сюжет, занятные геймплейные находки, эксперименты с жанрами и прохождение в кооперативе, где каждый отыгрывает свою роль. Игра, конечно, не рвет все шаблоны и местами может вас сильно огорчить, но я думаю, что, как и у каждого творческого человека, возможно, у Дэвида случился в его творчестве простой, который он обязательно исправит в следующем своем творении. Одна из его излюбленных фраз: «Я даю игрокам то, чего они хотят». Так и будет, я почему-то не сомневаюсь. А пока поиграйте в Beyond Two Souls и не пожалейте своего времени. Я вроде не пожалел.
Замечательный обзор, спасибо! Однако я получил гораздо больше удовольствия от игры и считаю ее на голову выше Heavy Rain и Fahrenheit. Ну и кооператив крутой, это точно. Правда моя забросила игру на середине, пришлось одному проходить до конца.
Волнующая, трогательная история с интересным сюжетом. Игра, на мой взгляд, отлично подходит для прохождения в паре - так сказать, создана для двоих.=)
За обзор спасибо, молодец. Писать объективно о таких играх трудно, да и нужно ли. Но Lock_Dock смог привнести в свой обзор ту атмосферу, которая возникает при прохождении игры. Beyond Two Souls обязательна к приобретению - это тот самый проект, который возникает раз в несколько лет. Символично, что вышла игра на закате поколения PS3.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]