«– Брейкер Альфа Фокстрот, это Волшебник. Как слышишь меня, Лёгкая добыча? – Это Яростно мурлыча. Слышу тебя хорошо, Нахлебник. – Да нет же, Слай. Зови меня "Волшебник", а себя "Лёгкая добыча"! – Хорошо. Слышу тебя громко и чётко, Судебник. – Нет, я... Короче, забей. Я вижу, ты не относишься к этому серьёзно. – Конечно, нет. Слушай, Бентли. Я знаю, что это твоя первая вылазка, но ты должен расслабиться. Если мы действительно хотим заполучить части Клокверка, то ты должен быть в себе уверен»
Диалог между Бентли и Слаем, Sly 2: Band of Thieves
Мы часто ругаем Sony Interactive Entertainment за то, что она не прислушивается к своей аудитории, когда принимает те или иные решения. Но так происходит не со всем, ведь когда дело доходит до игрового наследия, компания проявляет редкую для наших дней чуткость. Мы уже видели на примере других ретро-игр, таких как The Legend of Dragoon, Alone in the Dark: The New Nightmare, Syphon Filter: Logan’s Shadow и Resistance: Retribution, что издатель готов исправлять свои ошибки: устранять просадки кадров, адаптировать управление, добавлять трофеи и избавляться от многочисленных багов. Но то были хорошо изученные эмуляторы PS One и PlayStation Portable, с которыми компания работала несколько лет кряду. Да и игры для них выпускались по уму: для начала брались простые и не особо требовательные аркады, а затем в ход шли более увесистые и сложные для эмуляции экшен-игры, ролевые игры, платформеры и гонки.
С обновлённым эмулятором PlayStation 2, пришедшим на замену старому, всё пошло по несколько иному сценарию. Ведь в качестве стартовой линейки были выбраны не какие-нибудь головоломки, а самая настоящая классика – Sly Raccoon, Ghosthunter и Tomb Raider Legend, которая работала не так хорошо, как нам бы хотелось. Но, к чести тех, кто отвечал за работу эмулятора, никто не стал закрывать на это глаза, как тогда, когда на PlayStation 4 появились цифровые версии Primal, PaRappa the Rapper 2 и Okage: Shadow King, вместо этого они взялись за исправление ошибок. За последние два-три месяца были устранены если не все, то большинство известных проблем, о которых мы упоминали в своих обзорах. Игры стали работать чуточку стабильнее, пропали шлейфы из полупрозрачных текстур, сопровождавшие героев при движении, картинка стала чище и приятнее, исчезли невесть откуда взявшиеся баги, которых не было в оригинальных версиях вышеупомянутых игр.
Но это лишь присказка, сама сказочка началась тогда, когда к 30-летию бренда PlayStation издательская компания заявила о намерении поместить в каталог PlayStation Classics три горячо любимые фанатами игры – Sly 2: Band of Thieves, Sly 3: Honor Among Thieves и Jak and Daxter: The Precursor Legacy. Разумеется, игровое сообщество тут же напряглось, особенно, когда речь зашла о еноте-воришке и его друзьях, которые, начиная со второй части, сделали уверенный шаг в сторону полуоткрытого мира с нелинейным выбором миссий, несколькими способами достижения целей, а также возросшей кинематографичностью. Каково же было наше удивление, когда мы запустили Sly 2: Band of Thieves и обнаружили, что игра работает без каких-либо нареканий, все заявленные функции исправны, а похорошевшая картинка выглядит настолько чётко и красочно, что как-то забывается тот факт, что возраст игры насчитывает два с лишним десятка лет.
Сюжет Sly 2: Band of Thieves продолжает события первой части. Одна из самых влиятельных персон во всём криминальном мире, механическая птица Крокверк, была повержена, Слай и его друзья отомстили за гибель родителей, а заодно вернули семейный артефакт – Енотус-воришкус. И, если бы герои были знакомы с серией Castlevania, то они бы знали, что нельзя оставлять без присмотра неприятельские останки, иначе кто-нибудь захочет их прикарманить. Собственно, именно это и произошло с криминальным гением, детали которого были использованы членами банды Клауу для проворачивания тёмных делишек. Механическое сердце Клокверка послужило отличным подспорьем в деле Раджана, выращивающего спайс на территории Индии. С дальнейшей транспортировкой помогли поезда Жана Бизона, работающие за счёт вечно коллапсирующих внутренних органов птицы. А само распространение осуществлялось в ночных клубах Дмитрия, который также не брезговал печатаньем фальшивых денег при помощи украденного металлического хвоста.
Обнаружившим пропажу героям ничего не остаётся, кроме как отправиться в кругосветное путешествие, чтобы вернуть механические останки и покончить с криминальным наследием Клокверка. А помогать им в этом нелёгком деле будет констебль Нила, которая ведёт расследование вместе с инспектором Кармелитой Фокс. Но, в отличие от Кармелиты, Нила не видит никаких преград в том, чтобы заручиться поддержкой банды Купера. Как и прежде, мозговым центром всех операций будет выступать черепах Бентли – он будет проводить разведку и подготовку к каждой миссии, за участие в подпольных боях, переноску тяжестей и прикрытие будет отвечать бегемот Мюррей, а на плечи Слая ляжет вся шпионская и воровская деятельности. Разработчики очень хотели, чтобы играя в Sly 2: Band of Thieves, игроки почувствовали себя героями фильма «Одиннадцать друзей Оушена», с той лишь разницей, что им предстоит самим решать, чем они будут заниматься и как именно будут развиваться события.
И, стоит отметить, что Sucker Punch удалось добиться своих целей. Игра и впрямь ощущается, как интерактивное кино про профессиональную банду воров, в котором каждая деталь плана необходима, чтобы достичь некой глобальной цели и обставить злодеев в их же игре. Конечно, в подобных делах не обходится без форс-мажоров, вынуждающих героев импровизировать, однако без них было бы совсем неинтересно. Так, например, в одном из эпизодов, Бентли лишится друзей и останется один на один со своими фобиями. К счастью, он не сворачивается калачиком и не начинает себя жалеть, а находит в себе силы, чтобы вызволить Слая и Мюррея из заточения путём свершения дерзких партизанских вылазок. Ведь такому компьютерному герою, как Бентли, оказывается вполне по силам взломать систему и пустить поезд под откос, дабы тот пробил собой стену в ближайшую темницу.
Не менее впечатляет и то, как авторы обходятся с имеющимся у них материалом. Как и в предыдущей части, сюжет разбит на главы, однако некоторые недруги кочуют из главы в главу, давая игрокам возможность разрушить их планы дважды, накалить обстановку и поучаствовать в эпичном противостоянии. В одной из глав герои оказываются сразу меж двух огней, поскольку двое из членов банды Клауу занимают небольшой остров и начинают вести между собой позиционную борьбу. Чтобы упростить себе задачу, герои решают перевести их противостояние в активную фазу, натравив друг на друга. И пока сами бандиты и их прихвостни будут крошить друг друга в капусту, Слай и его друзья уволокут у них из-под носа детали Клокверка. Так что да, в плане подачи и закрученности сюжета Sly 2: Band of Thieves на голову выше первой части.
Однако, во всём вышеописанном есть и свои минусы: порой авторы так сильно увлекаются всей этой предподготовкой, что темп повествования ощутимо провисает. И их можно понять, ведь они придумали множество открытых локаций, на которых разместили большое количество объектов: опутанные лианами древние руины в Индии, лабиринтообразные улочки Франции и связанные между собой сетью железных дорог бескрайние просторы Канады. Чтобы задействовать каждый участок, Sucker Punch придумали большое количество активностей, так что игроки смогут заглянуть в каждый угол, развлекая себя участием в мини-играх и выполняя уникальные миссии. И хотя заниматься всем этим безумно весело, нас всё равно не покидало ощущение, что игра немного затянута. Сильнее всего это ощущается ближе к концу, когда героев в очередной раз посылают добывать ключи, отключать сигнализации и искать способы взобраться на самые высокие точки на карте. Даже у авторов к этому моменту начали кончаться оригинальные идеи, но им всё ещё хотелось поразить нас масштабами. И, надо сказать, им это удалось.
Наибольшие изменения в Sly 2: Band of Thieves пришлись на боевую систему. Просто дать врагу по кумполу и отправиться дальше по своим делам уже не выйдет – недруги с большой долей вероятности поднимутся на ноги и захотят дать сдачи, а перед этим – оповестят всех снующих поблизости соратников о незваных гостях. Так что свою знаменитую крючковатую тросточку енот будет использовать не для того, чтобы тыкать ею в плохишей, хотя без этого тут тоже не обойдется, а для того, чтобы незаметно опустошать их кошельки и вытаскивать из вещмешков ценные предметы: часы, кольца, медали, гребешки, драгоценные камни и т.д. Хотя совсем беззащитным героя тоже не назовешь, ведь отныне он может цеплять врагов за резинку от трусов, подкидывать их кверху и с силой припечатывать к земле. Правда, стоит учесть, что у данной процедуры есть свои негативные стороны – сама анимация достаточно долгая и она производит много шума, на который может слететься вся округа.
И в подобных изменениях есть смысл, поскольку во второй части у Слая появились полноценные напарники. Да, они и раньше присутствовали в игре, однако большую часть времени черепах и бегемот проводили в штабе – всю самую тяжёлую и опасную работу енот-воришка проделывал в одну каску. В сиквеле авторы старались задействовать Мюррея и Бентли как можно чаще. Первый внезапно осознал, что он большой и сильный, в связи с чем на его плечи легла вся физическая работа, а второй перестал полагаться на одни лишь гаджеты и начал активнее вовлекаться в полевую деятельность, самостоятельно взламывая компьютеры и устанавливая жучки. Геймплей за персонажей сильно разнится, ведь друзья Слая не отличаются повышенной ловкостью и не могут так же резво скакать по проводам и лианам, поэтому им приходится чаще искать укрытия, запоминать маршруты охранников, а также пускать в ход усыпляющие дротики, парализующие бомбы или умиротворяющие кулаки.
Так что да, несмотря на то, что со Sly 2: Band of Thieves авторы сделали более уверенный шаг в сторону классических стелс-игр с их размеренным темпом и неторопливым геймплеем, они не забыли об экшен-составляющей, добавив больше миссий с участием других членов банды Купера. К тому же, по давней традиции, в игру были добавлены новые мини-игры. Они получились не такими безумными, как в той же Sly Raccoon, что, при большом желании, можно записать в минусы, но и не такими оторванными от основного сюжета, что в большей степени является плюсом. Например, когда игроки обыщут гостевые залы во дворце Раджана и разживутся приличным смокингом, то смогут немного потанцевать с глубоко законспирированной Кармелитой на приёме у местного «авторитета». Механика танцев тут такая же, как в схватке с Мисс Руби, однако работает она на порядок лучше и не вынуждает рвать волосы на голове.
И если раньше мы катались по болотам на скутере, расстреливая врагов из приделанной к транспорту турели, то в сиквеле мы палим по врагам из кабины вертолёта, что несколько снижает мобильность, но зато улучшает хит-детекшн, потому как выпущенные снаряды больше не проходят сквозь противников. К тому же разработчики постарались реализовать некое подобие системы повреждений, когда после нескольких попаданий вражеская техника поначалу дымится и искрит, а после – горит и взрывается. Да, мелочь, но из подобных мелочей складывается общее восприятие. Миссии со взломом тоже немного преобразились – они стали более динамичными и разнообразными, напоминая сборник мини-игр Tron, который был выпущен на iOS и Symbian^3, где нужно было в образе виртуального танка пробивать вражескую защиту, укрываться от снарядов и взламывать брандмауэрные двери.
Аналогичные изменения претерпели бутылки с запрятанным в них шифром. Они больше не разбросаны по всей игре, а сосредоточены на хаб-локациях, соединяющих между собой все прочие уровни. Судя по всему, Слай собрал не все страницы из Енотуса-воришкуса, так что ему предстоит многому научиться: электризовать трость, создавать дымовую шашку или приводящие в неистовство гранаты. Другие умения можно будет приобрести в воровской сети ThiefNet, куда также разрешается сбагривать всё награбленное. Герой сможет не только прокачать своих товарищей, но и научиться чему-то совершенно новому: прятаться в тенях, становиться ураганом из тумаков и затрещин, а также использовать новомодный планер. Этот навык не раз пригодится Слаю, когда тот будет запрыгивать на движущиеся составы и перепрыгивать между воздушными судами. И это за много лет до появления Just Cause 3, The Legend of Zelda: Breath of the Wild и Horizon Forbidden West.
Возможность самостоятельно выбирать и переключаться между различными навыками кардинально меняет подход к выполнению миссий, так как возникает какая-никакая вариативность. Можно стравить недругов между собой, перещёлкать их по одному или же просто обойти всю свору стороной. И поскольку игра стала чуточку сложнее, а ошибки стали стоить дороже, разработчики ввели полноценную шкалу здоровья, пришедшую на смену прежней «подковной» системе. Но не нужно обманываться, думая, что раз у Слая и его друзей появилась возможность переживать некоторые нападения и выбивать из недругов аптечки, участвовать в сражениях стало значительно проще. Вовсе нет. Многим недругам вполне по силам отнять половину здоровья одним ударом, а вторым – отправить игрока к ближайшему чек-поинту. Так что расслабляться не стоит. Единственный, кого это не касается – это Мюррей, но он тоже не непобедимый и может запросто склеить ласты, если не беречь его от лишнего урона.
Как и у Sly Raccoon, у Sly 2: Band of Thieves есть свой собственный платиновый трофей. И он достаточно лёгкий. Проблемы могут возникнуть разве что с «Gone but Not Forgotten», который вряд ли кто-либо сможет отыскать самостоятельно без подсказок. Но, благо, в этой игре есть возможность возвращаться на пройденные уровни и свободно их исследовать. У тех, кто не любит задерживаться в играх дольше необходимого, может возникнуть небольшой затык с «Master Thief» и «No Challenge Too Daunting for the Cooper Gang». Первый потребует сбагрить более 50 разновидностей награбленного лута с помощью воровской сети ThiefNet, а второй – открыть все имеющиеся в игре умения. Учитывая, что лут из недругов выпадает в случайном порядке, придётся как следует попотеть, бегая за стражей и шарясь по её карманам. С покупкой навыков тоже могут возникнуть трудности, так как герои не получают никаких наград за выполнение миссий. Заработать денег в этой игре можно только выбивая монеты из разрушаемых объектов, опустошая вражеские кошельки или продавая краденные предметы. Добытых таким способом монет обычно едва-едва хватает, чтобы приобрести нужные навыки. Из-за этого на более поздних этапах, когда цены становятся совсем уж кусачими, приходится прибегать к гринду, грабя и убивая несчастных патрульных.
Последнее, на что хотелось бы обратить внимание – это на презентацию. Sly 2: Band of Thieves выглядит на две головы лучше, чем предыдущая часть, хотя между ними прошла всего пара лет. Разработчики улучшили не только графическое исполнение, но и художественную часть. Герои в анимационных вставках стали выглядеть ещё красивее, а их лица, демонстрируемые во время радиопереговоров, больше не вызывают усмешек. Подобное преображение коснулось и злодеев, которые стали выглядеть более угрожающе. Мисс Руби с её магией Вуду по-прежнему вызывает у нас смесь страха и веселья, как и ранняя вариация Клокверка, которая выглядела достаточно грозно на фоне кипящей лавы, но обитающая в мрачном тюремном блоке паучиха Контесса и восставший из мёртвых Клокверк, который парит над воздушной крепостью и внимательно следит за тем, что в ней происходит, могут запросто составить им конкуренцию. Не зря вторая часть считается апогеем серии Sly Cooper. Она вполне этого заслуживает.
Итог: Sly 2: Band of Thieves – не просто хорошая игра, а одна из лучших стелс-игр на PlayStation 2 в принципе. Она обладает затягивающей историей, большим разнообразием сюжетных миссий, высокой геймплейной вариативностью, отличным визуальным оформлением и не менее впечатляющим звуковым сопровождением. Эту игру практически не за что поругать, кроме небольшой затянутости в последней трети и необходимости самостоятельно возвращаться на базу после завершения каждой миссии, что, честно говоря, порядком утомляет. В остальном – игра на века. И особенно приятно, что создатели Syrup Engine избавились от проблем, мешавших получить удовольствие от первой части, и довели свой эмулятор до ума. На данный момент – это лучшая из официальных версий Sly 2: Band of Thieves, которую можно легко запустить на PlayStation 4 или PlayStation 5 и пройти от начала и до конца, не столкнувшись ни с одним техническим недостатком. Что мы и рекомендуем сделать всем фанатам жанра и ценителям классических игр.
А на этом у нас всё, всем спасибо за внимание. Ждите больше материалов в самом ближайшем будущем.