«Последние несколько недель нам было не до видеоигр. И посмотрите, чего мы добились. Тут была и драма, и экшн, и любовная история. Серьёзно, чуваки, зачем нам эти видеоигры? Может быть, мы стали так сильно доверять Sony и Microsoft, что забыли о том, что можно играть в игры и попроще?»
Эрик Картман о событиях Черной Пятницы.
Много ли вы знаете действительно хороших игр по франшизе South Park? К сожалению, на ум приходят только посредственные сборники мини-игр, выполненные в знакомых декорациях. Ведь за все предыдущие семнадцать лет своего существования сериал так и не обзавелся достойной игровой адаптацией, которая хоть на толику бы передавала все то великолепие и безумие, происходящее в мультфильме, за которое фанаты чтят данный мультяшный сериал, а моралфаги так его ненавидят. Так продолжалось до тех пор, пока в марте прошлого года на свет не появилась South Park: The Stick of Truth, подготовленная для любимых фанатов самими Мэттом и Треем и связанная с последним сезоном сериала. Разработкой игры занималась студия Obsidian Entertainment, известная игровой общественности благодаря неплохим проектам, вроде Fallout: New Vegas, Dungeon Siege III, и ещё целой куче продолжений чужих игровых вселенных, таких как Neverwinter Nights 2 и Star Wars: Knights of the Old Republic II – The Sith Lords, но не будем о грустном. Игра проходилась на ПК, так что я ещё немного порассуждаю о технических аспектах, немного затронув консольные версии игры, которые мне также доводилось опробовать. Так что возьмите в руки что-нибудь покрепче, надевайте папин плащ, рисуйте на лице воинственный камуфляж, мы отправляемся в Южный Парк, чтобы стать свидетелями войны всех против всех за обладание Палкой Истины.
Как нетрудно догадаться, действие игры берет свое начало в Южном Парке, где несколько групп школьников разбиваются на лагеря и воюют за право обладать Палкой Истины, дарующей её обладателю возможность управлять временем и пространством. По задумке создателей, события игры происходят после последнего сезона сериала и особенно тесно связаны с последними тремя сериями, где между двумя крупными фракциями началась война за возможность оказаться в первых рядах покупателей в Черную Пятницу и стать обладателем одной из двух новых игровых платформ – PlayStation 4 и Xbox One. Конец сезона тонко намекает, что продолжение истории игроки получат, лишь взявшись за прохождение South Park: The Stick of Truth, однако никакого продолжения консольных воин в видеоигре нет. Как выяснилось во время прохождения, сюжет игры с ключевыми событиями последних серий мультсериала связан очень слабо. Например, игроку снова нужно вербовать новобранцев, тех же самых, что и в мультсериале, да и вообще кровавые события Черной Пятницы будто бы обошли игру стороной, никто толком не упоминает недавно творившееся в местном торговом центре кровопролитие.
Но вернемся к сюжету. В сами понимаете какой тихий американский городок приезжает самая типичная молодая семья с единственным ребенком, выкупает местный домик и начинает обустраиваться. Родители первым же делом выдворяют ребенка на улицу искать себе друзей. Не пройдя и пары метров, он натыкается на лагерь детишек, ряженных в забавные костюмы, разбитый во дворе живущего неподалеку «Великого Колдуна» Картмана. Новичка приглашают принять участие в игре, титулуют Сэром Чмом (Sir Douchebag) и обучают основам местной боевой системы. А затем дальнейший водоворот событий уносит новенького с головой в местные перипетии разборок кланов, государственных тайн, интриг и просто здорового и не очень безумия, которым так славится эта серия мультфильмов. Да, можно сказать, что отдельные серии мультфильма намного сильнее и интереснее, чем все те события, что происходят в видеоигре, однако The Stick of Truth все же обладает достаточно интересной самостоятельной историей, которую однозначно оценят поклонники сериала. Тем более игра так долго находилась в разработке, регулярно переделывалась с нуля, а то и вовсе грозилась вообще не выйти в свет, поэтому многое ей в этом плане простительно. В любом случае следить за поворотом событий очень интересно, я не буду оригинальным, сравнив прохождение игры с просмотром полноценного сезона, показанного по телевизору, правда, при условии, что сами игроки могут принять непосредственное участие во всем происходящем.
«— Баттерс, отойди от окна, ты наказан! — Прости пап, я тут просто выступал голосом поколения».
Баттерс
Как обычно поражает ироничность и серьезность всего происходящего, будто ребятня не Игру Престолов и The Elder Scrolls V: Skyrim парадирует, а выясняет отношения и выбивает все дерьмо друг из друга взаправду. Все эти ощущения не могли быть переданы никак иначе, кроме как в формате видеоигры. Когда герой с привычным сопроводительным звоном молота кузнеца о наковальню в меню инвентаря натягивает на себя шапку плюшевого медведя или бороду колдуна – невозможно не улыбнуться такому серьезному подходу к абсурдным и абстрактным, в общем-то, вещам. Да и во время стычек с врагами на экране регулярно кто-то горит, чьи-то раны кровоточат, что-то взрывается, то есть регулярно происходит медитативное и вполне правдоподобное уничтожение друг друга с применением разбитых бутылок, стальных труб, когтей, луков, в общем, всего того, что можно использовать как оружие. Конечно, все было подано разработчиками с юмором и фантазией, так, будто бы это все детская игра и поэтому использованный вантуз в The Stick of Truth является посохом отравления шестого уровня, а какой-нибудь ободок с кошачьими ушками – это ни много ни мало, а целый шлем, дающий его обладателю какие-нибудь положительные эффекты.
И вот тут самое время перейти к механике и боевой системе, так как выбор Obsidian Entertainment как ни странно пал именно на японские пошаговые ролевые игры. Вообще, геймплей игры очень напоминает прошлогоднюю Child of Light, которая обладает идентичной игровой механикой, схожим жанром, игру точно так же сделали на западе, и что самое забавное – обе игры издала Ubisoft. Хвала богам, в игре нет никаких цветных камней и изумрудов, которыми пользовалась Аврора, а есть нормальная экипировка и целый арсенал колоритного оружия. Более того, в игре есть классы, которых аж целых четыре штуки – это воин, маг, вор и… Кхм… Еврей. Каждый со своим набором заклинаний, дополнительных способностей и стандартной экипировкой, которая будет улучшаться по мере прохождения. Также по мере прохождения игры персонаж будет набираться опыта, у него будут открываться новые ветки умений, достаточно простые и прямолинейные. Есть даже отдельное меню способностей с уже открытыми пассивными навыками. Чтобы активировать любой из навыков, нужно заполучить как можно больше людей в свой список друзей в Фейсбуке. Зачастую, чтобы вас добавили в друзья, необходимо выполнить ряд заданий. Причем некоторых потенциальных друзей на самом деле можно очень просто пропустить, не только потому, что они встречаются в игре всего один раз, но и выбрав другой вариант действий из предложенных или банально пройдя мимо. Не обращаясь к специализированным видео, за одно прохождение вполне можно собрать практически всех жителей Южного Парка, открыв большую часть необходимых пассивных навыков, заморачиваться с этим стоит только лишь для получения платинового трофея.
«— Мы вместе, мы приятели. Мы вместе преодолеем эту болезнь. Я тебе обещаю. — Моли бога, потому что, если ты не найдешь лекарство от ВИЧ, я разобью твой Хbox. — О Боже...»
Эрик Картман
Боевая система, как и ожидалось от западных разработчиков, проста в освоении, интуитивна и понятна. Все сражения происходят исключительно в пошаговом режиме, за один ход можно использовать снадобье или призвать кого-нибудь из второстепенных персонажей, вроде Иисуса или владельца суши ресторана мистера Туонг Лу Кима, которых можно заполучить во время прохождения дополнительных заданий, а уже после атаковать. Атаковать разрешается магическими заклинаниями, а также оружием дальнего и ближнего боя. В отличие от других ролевых игр подобного толка в South Park: The Stick of Truth вся боевая система построена на тайминге и QTE. Любое заклинание, любая атака и даже самозащита требуют от игрока непосредственного участия в процессе, от чего будет зависеть успех хода и всего сражения в целом. То есть игрокам натурально придется принимать участие в каждом бою, регулярно давя на кнопки и читая инструкции к тому или иному заклинанию, а не просто выбирать нужный пунктик и смотреть, как персонажи делают все за игроков самостоятельно. Не стоит также забывать про отдельную ветку заклинаний, которая тут именуется «пуками». Всего в игре четыре вида «пуков», каждый, так или иначе, будет полезен, как в бою, так и в продвижении сюжета, так как именно на этот аспект придется львиная доля исследовательского геймплея.
Вообще, что касается исследовательской части, то и тут South Park очень интересно проявила себя, уровни просто доверху напичканы секретами и тайниками, большинство из которых открываются только при обладании определённой способности. Но особенность заключается не в этом. Все противники на локациях видны сразу, поэтому их зачастую можно просто обойти, а при определенной смекалке и внимательности вполне можно отыскать на уровне интерактивные предметы и с помощью них вывести врагов из строя ещё до начала боя. Это превращает уровни в пазлы, что тоже несколько разбавляет геймплей. Однако если противников обойти не удается, да и никаких интерактивных предметов найдено не было, то попавшего в поле зрения врага можно либо оглушить, либо отравить, что тоже даст игроку преимущество на последующие несколько ходов.
К сожалению, простота и интуитивность не всегда идет игре на руку, так как, заполучив удовлетворяющее требование игрока оружие и зазубрив последовательность комбинаций в сражении с разными видами противников, методичность и однообразие происходящего начинает быстро надоедать. Спасает положение возможность менять компаньонов, что, в общем-то, не только существенно влияет на ход сражения, но и пригодится в прохождении сюжетных заданий, так как умения каждого из сопартийцев обязательно будут задействованы по ходу игры хотя бы один раз. Напарники, как правило, полезны не только тем, что обладают своим набором магических способностей, они также имеют при себе один уникальным навык, использование которого не требует маны и им можно пользоваться каждый ход. Навык Батерса, к примеру, лечит игрока, а навык Кайла увеличивает наносимый противникам урон в течение двух ходов. Жаль, что напарник в партии бывает только один, ведь нередко игроку придется выступать против пяти-шести противников одновременно, которые ещё к тому же вечно норовят оживить друг друга, призвать какого-нибудь или сделать какую-нибудь другую пакость.
«Туалет — это последний бастион американской свободы!»
Эрик Картман
Если вы хоть немного сомневались насчет качества юмора, то смею вас заверить - с этим тут все в порядке. Любого поклонника мультсериала, коим является и ваш покорный, игра заставит улыбаться до ушей, особенно в первой половине игры, когда события все время принимают знакомый всем любителям Южного Парка оборот, и уже можно понять к чему игра клонит. Во второй половине авторы уж больно сильно опирались на сортирный юмор, выпячивая филигранность происходящего на передний план, что в эпоху достаточно мягких и толерантных видеоигр вызывает когнитивный диссонанс. Даже с учетом того, что из европейской версии игры вырезали Полотенчика и Сатану, в ней все равно очень много сомнительного юмора, рассчитанного на кинестетичную часть аудитории.
Более того, не обошлось и без фансервиса. Его тут и впрямь много, он охватывает чуть ли не все выпущенные сезоны, но вот задействовать его хоть как-то в самой игре авторы так и не решились. Практически все приключения героев можно пронаблюдать на стенах почета в их комнатах, также львиная доля отсылок нашла отражение в куче бесполезного хлама, сыплющегося из сундуков, тайников и противников, необходимого лишь для того, чтобы его продать. Тут вам и машинка Рэнди Марша, усиленная частицами, изъятыми из Большого адронного коллайдера, и пластиковая гитара из Guitar Hero, миксер для коктейлей Маргарита, и даже приставка Оками Геймшар с её эксклюзивом The Shadow of Cyclop. Да и вообще весь знакомый до боли антураж Южного Парка перекочевал в видеоигру вместе с инопланетянами, 2D вариацией Канады, коровами-зомби-нацистами, шутками про творчество Адама Сэндлера и тому подобными приятными вещами. Каждый смотревший сериал, гуляя по городу и изучая локации, вспомнит хотя бы одну серию и обязательно захочет её пересмотреть. А это, я считаю, огромный плюс.
Теперь давайте поговорим о минусах. К сожалению тут их есть и достаточно много. Во-первых, кривая навигация. Как вы уже успели заметить на скриншотах, вся игра выполнена в 2,5D стиле. Как это работает, спросите вы? Хоть персонажи и локации и выполнены в 2D, однако сами уровни многослойные и можно свободно перемещаться в любом направлении. И если со стилистической точки зрения с дизайном уровней все в порядке, то вот на практике игрокам придется очень часто сталкиваться с невидимыми стенами, в которые регулярно упираются персонажи. Причем зачастую приходиться по нескольку минут тыкаться в проход, пока подконтрольный игроку персонаж не «нащупает» нужный проем между этими самыми невидимыми стенами и не пройдет дальше. Эти же стены частенько защищают противников от оглушения ещё до начала боя. В таком случае, если хочется сохранить за собой преимущество в бою приходится подходить к врагам в упор, что может стать провалом задумки, особенно если игрок не успеет отбежать вовремя, чтобы затем вернуться и попробовать все снова. Это небольшой, в общем-то, недостаток, но отнимает кучу времени. Тем более что все минусы игры можно было давным-давно поправить. Игра вышла год назад, и за это время вполне можно было выпустить приличное количество заплаток, доводящих игру до идеального состояния.
Ну да бог с ними. Вторым недостатком является отвратительное меню, сделанное в самых худших традициях жанра. Например, в меню вы нигде и никогда не найдете информацию о том, какой ключ вы наши и что он открывает. Если проворонили всплывающее сообщение во время сбора, то будьте готовы к тому, что вам придется побегать по Южному парку и проведать все закрытые двери, которые, к слову, тоже никак не отмечены на карте. Удобнее было бы в данном случае дать игрокам возможность делать пометки маркером, как это было применено в сотне другой ролевых игр, да и не только в них. Не отмечены на карте и квесты, которые можно взять у местных жителей. Что это значит? Всё верно, после каждого сюжетного задания, придется снова бегать по городу и говорить со всеми встречными-поперечными. Другим немаловажным аспектом в этом списке архаизмов стала купля/продажа в местных магазинах. Если с покупкой все ещё более-менее нормально, то вот продажа барахла – это сущий ад. Каждый раз, когда вы что-то продаете – меню списка возвращается к своему началу, к тому же за одну прогулку по Южному Парку можно насобирать несколько десятков бесполезностей, разные наименования которых нельзя продавать скопом, выделив сразу несколько. Вместо этого приходится выбирать индивидуально каждый, листая список в конец снова и снова.
Ну и в-третьих, я обещал рассказать о технических аспектах игры. The Stick of Truth по какой-то неведомой причине любит подтормаживать, что на ПК, что на консолях, при этом через каждые пять метров происходит загрузка следующего участка локации. Да, локации рисованные, небольшие, на каждой из них, как правило, всегда стоит 2-3 человека, да и задники практически всегда статичные и я совершенно не могу понять, что тут можно все время загружать и почему игра периодически подтормаживает. Но и это ещё не все, пожалуй, главным недостатком игры, вызывающее недоумение, это то, что игра очень часто не реагирует на нажатие клавиш во время битв. То есть, заучив последовательность комбинаций, в том числе и атак противников, наловчившись в управлении, любой игрок обязательно столкнется с тем фактом, что игра периодически по одному богу известным причинам просто не засчитывает нажатие клавиш. Особенно это раздражает, когда противник проводит комбинацию атак, и вы вынуждены раз за разом защищаться. Доходит до того, что порой игра не реагирует на нажатие клавиш и во время заклинаний, что лишь ненадолго затягивает очередную битву, так как вы сделали бесполезный ход. И совершенно непонятно, как Obsidian Entertainment работали над балансом игры, потому, что вы либо наносите урон противнику, либо нет. Причем никто и никогда вам не объяснит, почему у одного и того же типа врагов может быть уязвимость к определенному элементу, а может быть и иммунитет, причем проверить все это можно только в реальном бою. Точно так же сильно раздражает бесполезность большей части найденных или купленных предметов экипировки, которые вообще не наносят урона, а лишь дают сомнительные эффекты. Благо разработчики сделали отдельные сеты брони, рассчитанные на тот или иной участок локаций, нашпигованный отдельным типом врагов, к примеру, снижающих урон от атак рядовых зомби, гномов или инопланетян.
Что касается времени, то пробежать игру целиком и полностью можно за 20 часов, которые по правде говоря, пролетают очень быстро, так как игра проходится на одном дыхании. И впервые за столь долгое время я полез в сеть искать дополнительный контент к игре и не обнаружил его. Очень жаль, что разработчики не подумали об этом, так как дополнительных заданий в игре очень мало, а незадействованных знакомых персонажей много. Можно было с этим что-то придумать. Все, что остается игрокам – проходить игру по второму разу, выбрав другой уровень сложности или класс и гоняться за ачивментами.
«Срочно сюда 50 кубиков кетамина! И да, пацану тоже что-нибудь вкатите».
Эрика Картмана на "скорой" доставили в больницу
Итог: Великолепная игра. Лучшая игровая адаптация мультсериала из всех, какую вообще можно было бы себе представить. Множество мелких огрехов в технических аспектах игры и сравнительно малое количество контента, к сожалению, несколько портят общее впечатление, но, тем не менее, я настоятельно рекомендую The Stick of Truth всем ценителям сериала. Не смотря на мое восхищение проделанной работой, я отдаю себе отчет в том, что игру сложно будет порекомендовать кому-либо ещё, так как разработчики уж больно сильно вдарились в пошлый, зачастую сортирный юмор, который здесь валит через край. Далеко не каждый сможет оценить подобное. Не все серии мультсериала пестрили подобными шутками, практически всегда все было в меру, поэтому я порекомендовал бы все же начать знакомство с сериалом, если за все 18 лет его существования вы этого так и не сделали. А на этом у меня все. Всем спасибо за внимание!