Войны не являются благоприятными для деликатных удовольствий.
Джон Толкиен
Ненадёжен тот, кто быстро прощается, когда темнеет на дороге.
Он же.
Так получилось, что весь 2009 год я проспал, а этим летом ЕА Games устроила акцию во всем мире, типа 2 игры по цене одной или скидки. Зайдя в магазин, я заметил полку с играми от ЕА 2009 года с неплохой скидкой, среди них были: Fifa 09, NFS Shift, Sims 2 и Dragon Age Origins (на нашем Век Драконов: Начало). Про Dragon Age я слышал много хорошего и много плохого на просторах этих самых интернетов, потому выбор пал именно на этот диск. Честно признаюсь, что я не сильно люблю фэнтези, толкенистов, гномов, эльфов (эльфийки не в счет), нежить и прочую хрень, неизменную из года в год, как суть игр про Марио. Однако я упорно проходил в свое время обе части Lotr The Battle for Middle-earth, Lotr Conquest, обе Diablo и главное дополнение второй части, крушил черепа в Warcraft, была даже любовь к Fighting Fantasy, Orcs and Elves, Blue Dragon, Might and Magic, Ведьмаку Сапковского, The Elder Scrolls, Dungeons & Dragons и Neverwinter Nghts со всем циклом Forgotten Realms… А потом как будто устал от этого. Ибо от игры к игре ничего особо не меняется. И все те же темные силы обижают добро в лице людей, которые в свою очередь начали вытеснять всех магических существ, будь то маги, драконы, хоббиты, эльфы, гномы и прочую сказочную живность, и стали заполнять территории собой. Стандартный шаблон.
Сделаю с вашего позволения небольшую паузу. Разрабатывала игру всеми знаменитая за счет таких серий игр, как то: Mass Effect, Neverwinter Nights, Star Wars, Baldur’s Gate – BioWare, а издала игру всеми известная EA Games. Было это в далеком 2009 году. Думаю, с отступлением можно закончить.
Запустив «Начало», я ничуть не удивился истории, которая развернулась в основном сюжете игры. По традиции, раз в несколько сотен лет темные силы вылезают из своих пещер во главе с Архидемоном и устраивают на земле обетованной настоящий Экстерминатус, а в игре это называется Мор. Его может остановить только отряд избранных, но местные называют их скромно – Серые Стражи. Серый Страж (СС) может быть любой расы, пола, цвета кожи и вероисповедания. При этом во время обряда посвящения он должен выпить кровь Темных существ и не откинуть копыта. И если он не врежет дубца, то обязательно будет чувствовать жопой приближающийся пи… врагов. Да и враги в свою очередь будут чувствовать СС’овца. Но это только по легенде. На деле же все совсем не так. Кроме того, Серому Стражу будет обязательно сниться Архидемон и его войско. Такие дела.
Так вот, по очень необычному для жанра сюжету в этот раз на ничего не подозревающий народ надвигается Мор, половина населения думают, что все это выдумки, другая половина считает, что все это правда и много сплетничают или паникуют. Вообще жизнь в местных городах и поселениях визуально напоминает далекий Morrowind, но только визуально, и то Morrowind имитирует эту самую жизнь намного лучше, да и города там намного красивее. В общем, это вам не Oblivion и не Fable. Здесь местные стоят на месте и смотрят только прямо (или туда, куда повернул разработчик), если только это не диалоги (об этом ниже), и открывают рты, не попадая в текст. И говорят то в принципе они одно и то же. С одинаковыми лицами они изображают панику, ужас, спокойствие и недовольство. Для чего вообще были наняты актеры? Не проще было просто пустить текст?
Диалоги – отдельная часть игры и, пожалуй, единственная интересная. По традиции, диалоги – конек BioWare, который переходит из игры в игру, позволят глубже окунуться в окружающий мир. Так в принципе и получилось. Диалоги действительно разбавляют скучные бои, а на маленьких локациях вы задерживаетесь надолго, болтая с местным населением и выполняя дополнительные задания. Занятно, ведь многое зависит от вас и от того, что вы скажете. Вы можете: помочь, обмануть, запугать, угрожать, убить, подкупить, согласиться, отрицать, любопытствовать и много чего ещё. С друзьями вам, например, нужно говорить чаще на правильные темы, ибо от этого будет зависеть ваша карм… То есть репутация среди друзей, купцов и местных, к которым вам жизненно необходимо втереться в доверие. Диалоги решают если не все, то многое, и что само интересное – каждый персонаж в вашем незатейливом тандеме обладает своим собственных характером. И забавные трения происходят в команде, где колдунья отступница все время подкалывает любителя носить тяжелые доспехи, мало работать головой, а воин в свое время считает чокнутой бывшую церковную служительницу, которая присоединилась к вашему отряду. Для того, чтобы иметь +100 к харизме, можно прокачивать один из навыков в характеристиках персонажа - Принуждение. Во время диалогов – у персонажей наблюдается минимальная мимика, иногда даже жестикуляция.
Вообще навыков восемь, из них уже упомянутый навык Принуждения, который поможет вам лучше трепать языком, Воровство, которое, думаю, говорит само за себя, Изготовление Ловушек, Выживание - этот навык позволит вам отыскать спрятавшихся врагов, оценивать противника по характеристикам, Травоведение, Изготовление Ядов, Боевая Подготовка - может повышать дамаг, наносимый отрядом, и увеличивает скорость восстановления специальных умений, Тактика Боя – увеличивает количество клеток действия и дополнительных действий в тактическом листе.
Тактический лист, по сути, интересная штука. Можно задать любое действие любому персонажу. Например, если в отряде кому-то стало плохо и здоровье опустилось ниже 50% - местный лекарь или маг могут вылечить этого персонажа. А если воина окружили два человека и более, то он может включить умение «защиты щитом». Подобного рода скрипты облегчают вам жизнь и вам практически ничего не нужно делать, кроме как вовремя использовать умения своего персонажа. А ведь вы можете переключаться между персонажами в любое время, следить за их экипировкой и инвентарем, набирать и распускать отряд, дарить подарки и просто общаться.
В мире Dragon Age существует своеобразная политика, в тонкостях которой вполне можно и нужно разбираться. Поняв все её грани можно без труда отличить серию игр от других. Так, например, в игре есть маги – это чаще всего эльфы и люди. Гномы просто не обладают подобным даром. У фракции магов очень напряженные отношения с церковью и её адептами. Маги сидят в башнях, которые называются «Кругом Магов», таких кругов несколько. У учеников берется на хранение кровь, если маг решит сбежать, его быстро найдут по этой самой крови. Церковь может набирать уже прошедших испытания магов для собственных нужд, тоже самое могут делать короли для пополнения собственных армий. Ученики проходят в конце обучения обряд «Истязаний» и если успешно с ним справляются, становятся магами и продолжаются двигаться по своеобразной иерархии внутри круга. Следующая ступень – старший маг и так далее. Среди магов много различных приверженцев той или иной политики, как и среди людей, эльфов и гномов – выливается это в отношении к церкви, к людям, к политике, к своим адептам, к магии и т.д.
Церковь в свою очередь набирает отряд храмовников, которые, случись что, могут быстро избавиться от магов и даже вырезать весь круг. Так как храмовники обладают даром высасывать силы из магов. За пределами Круга Магов есть и вольные маги – их называют Отступниками. На них вечно охотятся Храмовники церкви и просто наемники в жажде наживы. Отступники практикуют запрещенные Кругом естествознания – такие, как Магия Крови и Перевоплощение. Внутри Круга и за его пределами имеется такой феномен, как Усмиренные. Усмиренные – маги, которые не сдали Истязания или согласившиеся на подобную участь по собственной воле. Усмиренные не чувствуют никаких эмоций, зато из них получается отличный персонал, а также Усмиренные обладают возможностью наделять предметы магией, чего не могут сами маги.
В общем, куда не глянь – везде своя политика и свои тонкости. Так и среди эльфов есть рабы, служащие людям, есть эльфы-горожане, эльфы-маги из Круга Магов, свободные эльфы – Долийцы, живущие близ Диких Земель.
Или вот скажем, в игре вам обязательно встретятся Кунари – это суровые воины с далекого востока. В одной из деревень вам выпадет возможность спасти от смертной казни кунари по имени Стен. Со временем он объяснит вам, что его раса вовсе не так опасна, как себе представляют герои. Кунари исповедают своеобразные философские учения. Из-за того, что среднестатистический кунари обладает сильным телосложением, их часто можно встретить в качестве наёмников у бандитов или в собственном отряде. Но также среди Кунари есть сильные маги, их называют Саэрабас.
По легенде, в игре Серые Стражи могут набрать большую армию, воспользовавшись «Призывом». Для этого нужны бумаги с подписями. Как бы вы не пытались уклониться от основного сюжета, вам все равно придется таскаться с этими бумагами по всей карте мира и искать союзников, чтобы остановить Мор. Но для этого вы выполните с десяток другой различных квестов, чтобы предрасположить союзников к себе.
Кроме классов и рядовых умений у персонажей есть специализации – по четыре на Мага, Воина и Разбойника. По одной специализации будет доступно, когда вы достигните 7 и 14 уровней.
Бои в игре, как я уже говорил, очень скучные и обычно автопилот NPC сам решает, что ему лучше. Тактическая пауза в игре помогает раздать первичные команды, а дальше NPC все делает сам. Правда, иногда раздражает, что лучник все время лезет с луком в кучу врагов, вместо того, чтобы стоять поодаль и отстреливать противников. Нужно обязательно переключиться на него и поменять ему оружие на клинки для ближнего боя. Маг иногда забывает лечить отряд, даже если именно эту обязанность ему вручили в меню тактики или что лучше – лечит только самого себя. Но все эти мелочи не говорят, что NPC – совсем уж тупые. С ними можно жить, нужно только привыкнуть.
Все управление в игре можно осуществлять мышью, как в стратегии или MMORPG, а можно и клавиатурой, но мышкой все равно придется работать. Все атаки ваш персонаж делает сам, нужно только щелкнуть на нужного противника, тем же методом он взламывает замки, ведет диалоги, собирает травы.
В игре вам встретятся интересные персонажи, которые повлияют на дальнейшее развитие сюжета: Йован – маг-отступник, сюжет свяжет вас с ним, если вы выберете компанию мага; маг-отступник по имени Флемет, которая живет в Диких Землях, она сама по себе легенда, а ещё её уважают и боятся Долийцы; Морриган – её дочь, которую Флемет попробует сплавить вам в отряд; Кайлана Тейрина – сын Мэрика, который трагически погибнет при вас; два новобранца в серые стражи - Давет и сэр Джори; Тэйрн Логэйн Мак Тир – предатель короля; Алистер – бывший Серый Страж и многие другие. Также, если вы поможете вылечить в лагере Серых Стражей пса, зараженного кровью противника, то одним из ваших компаньонов будет пес Мабари. Эти псы понимают человеческую речь и очень умны. Их разводят как отдельную породу боевых псов.
Занятно, но персонажи внутри отряда могут общаться во время пути, спорить, подшучивать друг над другом, даже ругаться между собой. Это довольно занятно выглядит со стороны. Также можно послушать все сплетни, что творятся в городе, просто встав рядом со сплетниками.
Враги обычны для жанра – большие пауки, бандиты и разбойники, медведи-переростки, волки, огры, орки, творения тьмы, драконы и охотники за вашими головами. В игре нет мультиплэера. Игра рассчитана исключительно на одного игрока, что очень удивило при стилистике и геймплэе игры.
Графика в игре довольно не плохая и движок Eclipse Engine выдает довольно красивую картинку, но игра при этом не становится менее дубовой. Тот же самый Morrowind поражал воображение красотами, интересным дизайном и занятными решениями со стороны разработчиков, локации были намного крупнее, а город был живым. Здесь же вся жизнь разворачивается в диалогах и слухах. Не больше. Можно даже обчистить хозяина таверны, и он ни слова вам не скажет.
Локализация игры отставляет желать лучшего. Иногда в игре особи мужского пола говорят женскими голосами и наоборот. Многие игровые предметы, фразы на выбор переведены неверно и это вполне может повлиять на дальнейший сюжет игры. Потому, если все-таки вы купили игру с нашей локализацией, то приготовьтесь сохраняться перед каждым сюжетным диалогом. На всякий пожарный.
Итог: Какой бы банальностью не отдавал основной сюжет игры, маленькие локальные события, внутриигровая политика и отношения между фракциями, глубокие и продуманные диалоги, а так же обильное количество персонажей делают игру очень и очень интересной, наполняют её шармом. Конечно, в игре много недостатков, но к ним вполне можно привыкнуть. До запуска игры мне предложили скачать последний патч. Я даже боюсь представить, сколько глюков было до его выхода. И купите версию с оригинальной озвучкой - не пожалеете.
Отдельно радует, что каждый персонаж обладает своей собственной историей и кое-каким грузом за плечами.
Начать знакомство с Dragon Age лучше всего с книги Дэвида Гайдера – Dragon Age: Украденный Трон, выпущенной издательством «Азбука» в 2011 году. Книга рассказывает о тяжелых временах мятежной армии и становления на трон настоящего короля Ферелдена – Мэтрика Кайлана и о его дружбе с Тэйрном Логэйном Мак Тир, которого он в свое время сделает генералом своей армии, а в начале игры Dragon Age Origins Логэйн бросит короля умирать среди Порождений Тьмы, выполняя свое обещание. Потом вы вполне сможете сесть за первую часть игры, а после уже и за вторую.
Для игры можно купить несколько аддонов, дополнений и новых квестов. Один из самых знаменитых Dragon Age: Origins Awakening. Также в сети можно найти комиксы по DA, несколько выпусков можно приобрести в AppStore.
По поводу переходов понял. Действительно резковато вышло. В следующий раз буду делать заголовки. В этот раз отошел от привычного дела.
Отступление скорее шуточное явление в шуточном вступлении. Мол, смотрите я не забыл это добавить. Но между тем не хотелось расписываться о EA и BioWare. Их итак все знают, а кто не знает - посмотрят в интернете. Можно было больше расписать о Neverwinter Nights и Baldur’s Gate - прародителях Dragon Age, но я так понял, что BioWare'овцы решили перейти в новое направление с новой игрой и поселиться в нем надолго.
Слишком много писать про прокачку и умения. Я пишу не хэндбук, не гвид и даже не "секреты прохождения", а рецензию. Навыков, умений по отдельности к каждому типу персонажей - к Мобари, к гному, человеку, эльфу, к магу или войну очень и очень долго писать. Хватит ещё на три обзора. Того, что я сказал - думаю достаточно. Дают очки за придание врагов земле, за выполнение квестов, иногда за собирательство и взламывание замков. Про это забыл написать, да. Очень хорошо, что заметила.
Игра неоднозначная. В любом случае игра намного лучше той же Baldur’s Gate и первых частей Neverwinter Nights. Здесь людям и населяющим землю существам как-то веришь чтоли... Они как живые, эти их внутренние разборки, конфликты, их поведение и мотивация. Каждый участок игры полон жизни и событий. И пусть захват крепости Серых Стражей армией Мора выглядит не так впечатляюще, как в играх по книгам Толкиена, все же нам дают в этом поучавствовать и полюбоваться ходом истории в мире Dragon Age. Вы создаете историю и она идет за вами по пятам. От ваших решений будет многое зависеть. Это прекрасно.
Она не совсем добрая. Доброй её делает или не делает сам игрок с его решениями. В остальном согласен.
Почти профессионально. Но только почти. Как я уже говорила, текст не всегда представляется как единое целое. Много обрывов, неуместных переходов. Возможно, только мне так кажется. И все же.
В начале отступление короткое. Практически ни о чем: эта информация настолько типична для обзоров, что нельзя это выделять в отступление.
Про прокачку навыков мало сказано. Перечислил и поверхностно описал какие есть. Да, углубляться не стоит, но мало о том, как все это происходит. Откуда "разрешение"на улучшение. Как и за что поощряют, а главное чем?
Ну и в конце вопрос: что нового игра привнесла в свой жанр? Есть ли в ней вообще что-то новое? Чем она отличается и чем цепляет?
Мне вот игра понравилась. Она добрая, и в то же время глубокая. Много подводных течений, альтернативных историй. Продуманная, пусть и не без недостатков. Диалоги утомляют, но и значимость у них большая. А иначе как заставить игрока все прочитать и обдумать, а не рваться в бой.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]