Терри Пратчетт, «Только ты можешь спасти человечество»
Конец нулевых был тем переломным периодом, когда Sony Computer Entertainment ещё не начала сворачивать производство маленьких игр, но уже обзавелась пулом дорогостоящих хитов, позволявших ей вести борьбу за потребителя на консольном рынке. Pinball Heroes – яркий представитель той эпохи. Перед нами сборник пинбольных автоматов для PlayStation Portable, который был стилизован под игры, выходившие из-под пера SCE Worldwide Studios. В нём нашлось место не только для неувядающей классики, вроде Everybody’s Golf или WipEout HD/Fury, но и для новых на тот момент игр, наподобие Fat Princess, MotorStorm и Uncharted: Drake's Fortune.
Сама игра распространялась посредством PlayStation Network. Она предлагала в качестве основы стол с ModNation Racers, которую, по счастливому стечению обстоятельств, разрабатывала та же студия, что и Pinball Heroes – SCE San Diego Studio. Все остальные столы, которых в общей сложности было восемь, разработчики предлагали докупить отдельно. Эта игра просуществовала в PlayStation Store аж до 2013 года, пока ей на смену не пришла Pinball Heroes Complete, разработанная специально для PlayStation Vita. Она обзавелась сенсорным управлением, таблицей рекордов и поддержкой соревновательного мультиплеера, рассчитанного на 2-10 игроков.
Вполне возможно, что серии суждено было бы кануть в лету, если бы под конец 2022 года Sony Interactive Entertainment не вспомнила о её существовании и не решилась на перенос под современные платформы – PlayStation 4 и PlayStation 5. Почему именно эта игра, а не Resistance Retribution, Syphon Filter: Dark Mirror или Killzone: Liberation? У нас есть предположения, но о них дальше по тексту. Основой для порта послужила версия с PlayStation Portable, которая в чём-то уступает своей последовательнице, но зато без проблем переносится на новое железо. Здесь был задействован тот же принцип, который используется крупным капиталом повсеместно, а именно «минимум затрат – максимум прибыли».
И, словно подтверждая эти слова, японский медиа-гигант задрал ценник. Если за Pinball Heroes Complete в PlayStation Store с игроков просят всего-навсего 359 рублей, то за более устаревшую и менее функциональную Pinball Heroes – 719 рублей. Есть вероятность, что это всего лишь коммерческий ход, подталкивающий нас, простых обывателей, к оформлению подписки PS Plus Premium/Deluxe, в рамках которой эта и многие другие игры раздаются бесплатно, но ситуация всё равно странная. Впрочем, цена – это не единственное, что может вызвать у публики недопонимание, есть и другие, не менее спорные вещи.
Как уже говорилось, в Pinball Heroes игроков будут ждать восемь столов. Некоторые из них очень хороши и имеют множество оригинальных задумок, в то время как другие хочется поскорее пропустить. Взять, к примеру, стол, посвящённый ModNation Racers. Сам по себе он очень яркий и динамичный, обладает большим количеством светящихся элементов, которые активируются при выполнении определённых условий. Свой «путь» игрок начинает с обыкновенного серого стола, но по прошествии времени он сможет перекрасить его в зелёный и увидеть множество деревьев, окантовывающих кольца и развилки. Если игрок соберёт все буквы и значки, то увидит, как локация перекрашивается в синий цвет, а на смену деревьям придут хорошо узнаваемые рыжие конусы. Иными словами, авторам удалось передать основную фишку серии с её любовью к созданию и трансформированию локаций.
Не менее удачной находкой стал стол, стилизованный под MotorStorm. Он представляет собой набор петель и колец, через которые игрок должен «проезжать», согласно указанному маршруту. С помощью левого и правого шифтов он будет открывать и закрывать определённые участки «трассы», направляя шарик в одну из обозначенных сторон. Каждый проход «трассы» приравнивается к одному кругу. После успешного завершения 2-3 кругов игра засчитывает прогресс и открывает новую «локацию» и новый вид «транспорта», позаимствованный из основной игры. Меняются не только уровни, но и саундтрек. Авторы использовали лицензированную музыку, а это значит, что игроков будут ждать несколько драйвовых рок композиций. После прохождения всех восьми локаций открывается режим «Адреналин», во время которого можно заработать множество дополнительных очков и использовать несколько шаров одновременно.
Один из лучших столов Pinball Heroes был навеян Everybody’s Golf. Он, как не трудно догадаться, представляет собой поле для гольфа. Для того, чтобы получить доступ к лунке, находящейся в самом центре игрового поля, игрок должен выбить энное число очков, касаясь шаром нужных мишеней. Кроме того, игра требует использовать для этих целей определённый «стиль удара», который выбирается при помощи боковых лунок, отмеченных символами черепахи или кролика. Как только игрок выполнит все необходимые условия – откроется мини-поле с дополнительным флиппером. У него будет всего несколько попыток, чтобы загнать шар в лунку, после чего действие вновь перенесётся на большое поле. Также игрок может «прокачивать» своих кедди, касаясь бамперов в дальней части стола, что является ещё одним хорошо узнаваемым элементом серии.
К наиболее спорным столам можно отнести тот, что был вдохновлён серией Fat Princess. Он пытался вобрать в себя всё лучшее, что было в серии, установив посреди поля замок и небольшую речушку. Основная задача – построить переправу, уничтожить трёх вражеских солдат, снести ворота, выкрасть принцессу и доставить её до безопасного места. Звучит так, словно это полноценный раунд в Fat Princess, не так ли? Но не торопитесь радоваться, ведь чтобы выполнить нечто подобное игрок должен несколько раз забросить шар в крошечную воронку возле моста, шесть раз подряд ударить по замку, а после исхитриться и переправить принцессу на вторую половину поля. И всё это должно быть выполнено быстро и без ошибок. В противном случае защита замка восстановится, а принцесса будет возвращена в темницу.
Сделать нечто подобное, имея в своём распоряжении всего три шара, практически нереально. За тот час, что был проведён в этой игре, нам удалось приблизиться к победе всего один раз, после чего шары кончились и наступил «Game Over». А ведь для полной победы игрок должен спасти не одну и даже не две, а целых три принцессы. Да, здесь, как и в других портах с PlayStation Portable, можно использовать функцию перемотки, но в таком случае теряется вся магия пинбола. Так что гораздо разумнее было бы поместить вражеский замок в самый дальний конец, освободив место под различные интерактивные цели, наподобие форпостов, ресурсов и вражеских застав. Это сделало бы игровой процесс менее напряжённым, но зато более интересным и вариативным.
Похожая ситуация происходит со столом, раскрашенным под WipEout HD/Fury. Сам по себе стол очень красивый, звучит и выглядит он именно так, как от него и ожидается – очень футуристично. Но проблема в том, что на уровне всего четыре пандуса, пара целей, а также несколько неудачно расположенных дополнительных флипперов и бамперов. И на этом всё. Понятно, что авторы очень хотели передать присущей серии минимализм, а также попытались компенсировать отсутствие компонентов большим количеством зарабатываемых очков, но игра всё равно очень быстро надоедает. К тому же шар несётся с такой скоростью, что его едва успеваешь отбивать. Всему виной – пустота и отсутствие каких-либо препятствий в середине поля, из-за чего промах мимо пандуса можно автоматически приравнивать к поражению.
Порт Pinball Heroes для PlayStation 5 выглядит симпатично, гораздо лучше, чем вышедшая вместе с ним Ridge Racer 2. Но стоит только приблизить камеру и тут же всё меняется. Фокусировка на шаре приводит к тому, что изображение начинает рассыпаться на пиксели, а текстуры теряют свою чёткость и становятся слишком размытыми. Конечно, особой надобности в переходе на «динамичную» камеру нет, поскольку игрок вполне может обойтись общими видами, но тогда ему придётся старательно высматривать крошечный шарик, мельтешащий по всему экрану. И ладно, когда он один, но когда их несколько – проследить за всеми становится практически невозможно. Кроме того, Pinball Heroes страдает от той же проблемы, которую можно было увидеть в echochrome, LocoRoco: Midnight Carnival и других портах с PlayStation Portable, а именно от растянутых на весь экран шрифтов. Да, они тут хорошо считываются, причём без боли в глазах, но так бывает далеко не всегда. Авторам портов следует озаботиться этим вопросом и придумать, как можно было бы решить эту проблему. Очень даже может быть, что им придётся заняться их перерисовкой.
Одна из главных наших претензий заключается в том, что порты продаются без инструкций, объясняющих их управление. Так что если авторы оригиналов не озаботились описанием раскладки, как в случае с нашей сегодняшней гостьей, то узнать, как всё это работает можно лишь методом высоконаучного тыка. Понять, что в игре есть возможность толкать столы, можно лишь случайно: начав дёргать стики не взад и вперёд, как этого требуют основные механики, а влево и вправо. В реальной жизни шары иногда застревают в препятствиях и без хорошей встряски вызволить их из западни не выйдет. В Pinball Heroes этого никогда не происходит, а потому смысла как такового в данной опции нет. Разве что немного упростить себе жизнь, заставив шар двигаться в нужном направлении. Правда, если слишком часто воздействовать на автомат, то он рано или поздно обидится и перестанет реагировать на команды. Со временем всё вернётся на круги своя, но этого промежутка может быть достаточно для того, чтобы шар успел пролететь сквозь все преграды и покинуть поле.
Прошло уже больше полугода с тех пор, как подписочная система PlayStation Plus обзавелась новыми уровнями членства. За это время каталог успел пополниться множеством игр, выходивших на PlayStation Portable, в том числе и несколько эксклюзивов: echoshift, LocoRoco: Midnight Carnival и Kingdom of Paradise. В основном это были маленькие игры, не претендующие на звание больших хитов, однако у всех у них была общая проблема – у них отсутствовали трофеи. Общественность довольно быстро пришла к выводу, что по какой-то причине эти игры не могут быть интегрированы в систему цифровых наград, однако выход Pinball Heroes вынудил её пересмотреть свои взгляды. Либо издатель не хотел заморачиваться с интеграцией, либо целенаправленно задерживал выход Triple A, надеясь, что в ближайшее время проблема будет решена. Как бы там ни было, работы по исправлению всевозможных проблем, связанных с ретро-играми, ведутся очень неспешно.
Это указывает на то, что отдел, который отвечает за перенос и адаптацию, скорее всего состоит из небольшой группы специалистов, не успевающих выполнять свою работу. Отсюда слабая релизная сетка, медленный переход с 50 МГц на 60 МГц в играх для оригинальной PlayStation и наспех сделанные порты, которые выглядят на больших экранах совсем не так бодро, как могли бы. Ремастеры LocoRoco, Patapon и PaRappa the Rapper – живое тому доказательство. Sony Interactive Entertainment огромна и в ней всё ещё работают те, кто когда-то трудился над старыми играми, вроде SIE San Diego и Bend Studio. Поэтому есть кому позаботиться о Pinball Heroes или трилогии Syphon Filter. Но как быть с вышеупомянутыми LocoRoco и Patapon? Кто позаботится о них? Никто, поскольку компания расформировала SIE Japan Studio, оставив многие японские игры без поддержки. Пришедшая ей на смену XDEV с этим явно не справляется, а это значит, что с носом, как всегда, останется конечный потребитель. Ведь это он будет играть в сырые порты, сетуя на отсутствие трофеев, мутную картинку и странности в управлении.
Впрочем, мы немного отвлеклись. Как уже говорилось выше, Pinball Heroes обладает своим собственным платиновым трофеем, получить который не составит большого труда. Игроку необходимо запустить каждый из представленных столов хотя бы один раз, а также побить установленные авторами рекорды. Но в некоторых случаях может потребоваться нечто более специфическое: щелкнуть двумя флипперами, наклонить стол во время игры, запустить шарик с максимальной скоростью и так далее. Единственное, что может стать серьезным препятствием на пути к платиновому призу – это Fat Princess. Учитывая переусложнённую механику с похищением принцессы, побить рекорд в этой игре будет очень непросто. Но у владельцев PS4 и PS5 всегда есть под рукой система быстрых сохранений. Так что если нет желания тратить на этот стол кучу времени, то всегда можно прибегнуть к уловкам. Сам по себе платиновый трофей очень лёгкий и его вполне можно выбить за пару-тройку часов.
Итог: Pinball Heroes – весёлая аркадная игра, навевающая ностальгические воспоминания о давно ушедшей эпохе PlayStation. Изучение столов в этой игре сродни открытию – всегда интересно узнавать, насколько хорошо авторы смогли адаптировать те или иные фишки серий, будь то выбивание страйков в High Velocity Bowling или нанесение максимального ущерба в PAIN. Жаль только, что столов в игре всего восемь – слишком мало, чтобы увлечься игрой всерьез и найти в себе желание приобщиться к тогдашней игровой линейке. К тому же большинство из них посвящены нишевым играм, о которых в наши дни мало кто помнит. Авторам стоило бы обратить внимание на LittleBigPlanet, Killzone 2, Ratchet & Clank: Quest for Booty и на другие хиты того времени. Те же, кто успел ознакомиться с версиями для PlayStation Portable или PlayStation Vita, ничего нового для себя здесь не найдут, разве что смогут разжиться очередным легкодоступным платиновым трофеем.
А на этом у нас всё, всем спасибо за внимание. Ждите свежих материалов в самом ближайшем будущем.