«Вальтер, я положил на твой стол документ об инциденте, произошедшем в 1948-м в замке Вольфенштайн. Как только вернёшься, отправь его в третий департамент. Отставной военный из госпиталя ветеранов утверждает, что был там в 1948 году и видел, как оживали мёртвые солдаты. Надо отправить к свидетелю кого-нибудь из третьего департамента, чтобы "закрыть вопрос". Нельзя, чтобы общественность узнала детали событий в замке Вольфенштайн. Кроме того, комендант Шривер спрашивает о некой лаборатории "Икс". У нас есть что-нибудь в архиве? Я никогда о ней не слышал.
Хайль Гитлер! Комендант Бернхардт»
Из записки Бернхардта, Wolfenstein: Youngblood
Последние несколько лет компания Bethesda Softworks посвятила созданию первоклассных одиночных игр. И хотя данное игровое направление никогда не находилось на грани полного исчезновения, игроки с большим нетерпением и любовью встречали каждый выпущенный издателем тайтл. И всё было хорошо, пока кому-то из руководства не пришла в голову светлая идея начать штамповать игры, заточенные под мультиплеер. Как итог, Fallout 76 обернулся катастрофой, Rage 2 почти забыта, ещё не вышедшая Deathloop у всех вызывает только зевоту, а Wolfenstein: Youngblood была встречена с такой ненавистью, будто бы разработчики посягнули на святая святых и усомнились в необходимости снабдить равными правами женщин, цветных и сексуальные меньшинства. Так что же произошло и почему коллаборация между MachineGames и Arkane Lion оказалась провальной? Давайте попробуем разобраться.
Стоит сразу отметить, что большая часть всех работ по созданию Wolfenstein: Youngblood велась в кулуарах MachineGames – студии, ответственной за успешный перезапуск приключений Жуткого Билли. Arkane Lion в основном корпела над Wolfenstein: Cyberpilot, поскольку только она могла похвастаться наличием специалистов, способных совладать с виртуальной реальностью (спасибо DLC «Mooncrash» для Prey). Так что произошедшее нельзя списать на недостаточную вовлеченность шведской студии. Однако хвост и уши французов, так или иначе, будут торчать из различных аспектов игры, поэтому мы не станем отрицать их вклад в общее дело, а напротив, будем отмечать его там, где он особенно заметен.
Итак, события игры переносят нас в 80-е годы прошлого столетия, и мы узнаём, что нацистская угроза не перестала быть одной из главенствующих для человечества. Пока американцы восстанавливали оплот демократии, немцы продолжили оккупацию европейских стран, всячески терроризируя тамошних жителей. Однако помимо высшей расы, хозяйствующей на территориях суверенных государств, у жителей Земли за последние годы стало на одну серьезную проблему больше – ухудшился земной климат, что вылилось в жуткие шторма, анимальные скачки температуры, наводнения и прочие стихийные бедствия, возникающие в разных уголках голубого шара.
До Франции, где будет происходить основное действие игры, все эти бедствия пока что не дошли, но на протяжении всей игры будут неоднократно звучать радиопередачи и сообщения от штаба пропаганды, созданные с целью успокоить и разубедить местное население в необходимости искать иное место для жизни. Близнецы Софи и Джесс, дополняющие собой генеалогическое древо Бласковиц, куда уже входят Билли Блейз, Стэн Бласковиц и Думгай, отправились в город влюблённых, чтобы вызволить из лап нацистов внезапно исчезнувшего отца. В Париже девушки вливаются в ряды местного сопротивления, уронив по дороге немецкий цеппелин, и узнают, что Жуткого Билли держат в секретной лаборатории. Но, чтобы до него добраться, близнецам необходимо взять под контроль три стратегически важных объекта, с помощью которых нацисты уже давно наводят шороху на всю округу.
Основному сюжету в Wolfenstein: Youngblood уделено ничтожно мало внимания, а число кат-сцен с участием героинь сокращено до минимума. И это то решение, которым мы просто не можем не восхищаться, потому как предыдущая игра, Wolfenstein II: The New Colossus, представляла собой настоящее фрик-шоу, населенное таким количеством омерзительных и отталкивающих персонажей, что поиск действующего лица, которому можно было бы хоть немного сопереживать, становился чуть ли не основной задачей по мере прохождения игры. В сиквеле тоже есть мерзостные сцены и убогие пердёжные шутки, но их свели к минимуму, сделав больший акцент на изучении игрового мира. То есть обо всём произошедшем за последние двадцать внутриигровых лет игрокам предстоит узнать из записок, газетных вырезок, описаний предметов и аудиозаписей.
Пожалуй, именно здесь сильнее всего заметно влияние Arkane Lion, наделённой талантом создавать нужную атмосферу, не прибегая к огромному количеству кат-сцен и диалогов сомнительного качества. И, следует отметить, что это весьма ощутимое улучшение, поскольку исследовать мир Youngblood действительно интересно. Не раз и не два мы ловили себя на изучении развешенных по стенам плакатов, благодаря которым можно узнать много нового о быте живущих в альтернативной реальности людей, прослушивании найденных плёнок, повествующих о внутренней грызне, возникшей между нацистскими лагерями, рассматривании обложек к фильмам, снятым местным министерством пропаганды и так далее.
Даже внутреннее убранство локаций стало более осмысленным и может поведать любопытствующим игрокам пару-тройку историй: здесь жил охотник, увесивший стену рогами всех мастей и размеров, здесь прятались евреи, а вот там подполье соорудило гору из нацистских скальпов. Это уже не говоря о различных музеях, площадях и лабораториях, изобилующих таким количеством деталей, что в них всегда хочется задержаться и просто побродить. Конечно же, фанаты отыщут для себя множество отсылок к предыдущем играм, в особенности к Wolfenstein: Cyberpilot, события которой развиваются незадолго до Youngblood. К примеру, можно обнаружить отчёты немцев, рапортующих об украденной немецкой технике, поглядеть на модельку киберпилота, предварительно отыскав 3D-очки, и даже узреть последствия устроенной им диверсии, побывав на развалинах Брудер-3.
Единственный, на наш взгляд, серьезный недостаток, портящий впечатления от игры – унылые побочные квесты, проходить которые имеет смысл разве что ради дополнительного опыта. Мало того, что сами задания не блещут оригинальностью и зачастую требуют спасти пленников, уничтожить компрометирующие документы или устранить какую-то цель, так ещё и поданы они совершенно невыразительным образом. Даже если собеседник вам интересен, поскольку он мог бы поведать массу любопытных деталей, зачастую в ходе общения он будет произносить бессмысленные и малосодержательные фразы. А ведь нам есть о чём спросить выжившего после атомной бомбардировки красноармейца Дмитрия Фёдорова, интересно поговорить с Марией Лоран о событиях Wolfenstein: Cyberpilot, а также узнать от Эбби побольше о Федеральном Бюро Расследований, где работает её мама – Грейс Уокер, или о судьбе бывшего члена Даат Ихуд – Сета Рота.
К сухому описанию и сомнительной мотивации можно также прибавить кривую навигацию, которая нередко будет заставлять сестёр нарезать круги по одним и тем же местам в попытках отыскать необходимый для выполнения задачи объект. Поначалу вам будет казаться, что вы испытываете дискомфорт из-за собственной невнимательности. Но уже через несколько часов приходит понимание того, что навигационные значки в некоторых случаях возникают не сразу, что они могут отмечать цель из иной секции, путь к которой сперва необходимо отыскать, и что в меню заданий нет сортировки по локациям. Последний пункт означает, что вам придётся делать их активными, выходить из меню и буравить глазами мини-карту в надежде, что информация появится там. И да, нормальной карты тоже нет, поэтому игроки лишены возможности прокладывать маршруты или ориентироваться на местности. Можно, конечно, списать данное новшество на то, что близнецы впервые оказались на улицах Парижа, но сдаётся нам, что MachineGames просто не смогли совладать с созданной для прошлой части картой, и адаптировать её под реалии Youngblood.
Перезапуск серии свел к минимуму мистицизм, любовь нацистов к мрачным замкам и жутким экспериментам, потому разработчики решили развить идеи Wolfenstein II: The New Colossus и вывести их на новый уровень. Если помните, в прошлой части немцы изловили Би-Джея и устроили ему акт декапитуляции, в результате тот обзавёлся телом нацистского суперсолдата, украденного Сетом из секретной лаборатории. Вследствие чего в середине игры у геймеров появлялась возможность выбрать один из трёх апгрейдов, и каждый существенно влиял на стиль прохождения: силовые скобы позволяли вышибать двери, боевые ходули – взбираться на возвышенности, а сжимающий корсет – пролезать в узкие проёмы.
Лишать игроков доступа к столь полезным навыкам, положительно сказывающимся на вариативности игрового процесса, было бы бессмысленно, и авторы прекрасно это понимали, а потому пошли на хитрость и обосновали наличие подобных умений, всучив сёстрам парочку экзоскелетов, сконструированных подругой близняшек – Эбби, которая помогла девушкам перебраться в Париж. Костюмы как две капли схожи с тем, что носила фрау Энгель в прошлой части, желающие могут купить за внутриигровую валюту шлем или выбрать более подходящую расцветку. Некоторые из элементов кастомизации можно приобрести только за реальные деньги, но зачем и для чего это нужно – совершенно неясно, ибо классных наборов здесь и без того много, так что мы не станем заострять внимание на бессмысленных микротранзакциях.
К стандартным умениям экзоскелета относятся двойной прыжок, стелс-камуфляж и скольжение. Арсенал навыков можно увеличить, разблокировав таран, рывок в сторону и прочие акробатические этюды. А также дать героиням возможность таскать на себе, скакать и бегать с тяжёлым оружием, усилить броню и здоровье, повысить вместительность вещмешка и так далее. Ну а по прошествии определенного времени девчонки получат ещё одну крутую способность, распространяться о которой мы не будем, дабы никому не испортить сюрприз. Ролевая система была позаимствована из прошлой части, но существенно развита, благодаря чему Youngblood стала напоминать помесь прежних игр с серией Borderlands со всеми вытекающими из этого особенностями. Делает ли это игру менее похожей на Wolfenstein? Ни чуть, поскольку дух серии не испарился, весёлый отстрел нацистов всё также на месте, да и атмосфера альтернативной реальности, в которой немецкие оккупанты заправляют миром, здесь ощущается сильнее, чем в Wolfenstein II: The New Colossus.
Картина прояснится, когда наступит чёткое понимание того, в чём именно проявляется развитие ролевой системы и как это отразилось на игровом процессе. Во-первых, очень важную роль здесь играет прогрессия персонажей, поскольку одновременно с развитием оных растёт число способностей и всевозможных улучшений для оружия. Чем мощнее оружие и крепче герои, тем выше их шансы одолеть какого-нибудь высокоуровневого офицера, его свиту и гуляющую неподалёку технику. Конечно же, можно попробовать устранить нацистов скрытно, обойти их стороной или взять измором, испробовав на них весь арсенал и израсходовав все патроны, гранаты и метальное оружие, что даже принесёт плоды в виде дополнительного опыта, а можно проходить игру не торопясь, выполняя различные побочные квесты и случайные задания. В этом плане игра даёт полную свободу выбора.
Подобный подход вполне справедливо может кому-то не понравиться, поскольку второстепенные задания, как уже говорилось выше, отнюдь не так хороши, как хотелось бы, да и ходить-бродить по одним и тем же уровням может быть не слишком-то весело. Однако обвинить разработчиков в тотальной некомпетентности язык не поворачивается, поскольку здесь отчетливо виднеется невидимая рука Arkane Lion, у которой уже был опыт работы с подобными ситуациями. Дело в том, что при первом прохождении многие секции, будь то небольшие куски уровней или целые подземелья, зачастую недоступны, и открываются только тогда, когда игрок возьмётся за выполнение нужного поручения. Ну а для того, чтобы избавить геймеров от необходимости следовать прежними маршрутами, на каждом уровне предусмотрены шорткаты и функция быстрого перемещения, оформленная в виде карты метрополитена.
Так как арсенал игроков растёт, а вместе с ним увеличивается и число диковинных орудий, требующих для подзарядки экзотических патрон, то со временем возникает необходимость в их добыче. Обнаружить оные можно в специальных ящиках или за особыми дверьми, открываемыми постепенно расширяющимся снаряжением. То есть, с помощью электро-, лазер- и дизелькрафтверка. При прохождении побочных заданий не возникает таких ситуаций, когда за неимением на руках какого-то устройства или способности, игроки вынуждены отложить их на потом. Умения и оружие, конечно же, облегчают прохождение, но игрой всегда предусмотрены альтернативные способы достижения поставленных целей. Единственное исключение – редкие попытки авторов создать из квестов взаимосвязанные цепочки, когда не выполнив что-то одно (например, не добыв батарею для мощной лазерной пушки), вы не сможете сделать что-то другое (прожечь дыру в стене и проникнуть в самое сердце осиного гнезда).
Во-вторых, изменился подход к борьбе с нацистами. Если раньше вы брали в руки полюбившееся оружие и шли косить представителей вооружённого капитализма, пытаясь как можно быстрее добраться до сидящих где-то вдали офицеров, то теперь вам предстоит затачивать каждое орудие убийства под определенные задачи, а также приспосабливаться к ситуациям. Одни виды служат для пробивания лёгкой защиты, другие – для тяжёлой. Понять, какое из орудий эффективно против того или иного врага, можно по значку в правом нижнем углу, находящемуся аккурат возле индикатора боезапаса. Кому-то подобный подход может показаться странным, но на самом деле он вынуждает игроков серьезнее подходить к процессу улучшения обмундирования и пускать в дело весь имеющийся на руках арсенал, а не только одну-две пушки.
Но и это ещё не всё. Дело в том, что большую часть тяжёлой пехоты, в том числе и технику, бесхитростно расстреливать в упор не имеет ни малейшего смысла – местные Суперзольдатены расковыряют вас гораздо быстрее, чем вы их, а Разрушители попросту не дадут напарнице соскрести раненную подругу с земли. И здесь важны сразу два фактора – это оружие и помощь сестры, без учёта которых ваша жизнь в Wolfenstein: Youngblood станет гораздо, гораздо сложнее. Чтобы одолеть неповоротливую, но мощную Цитадель или более манёвренного Разрушителя, необходимо стрелять по уязвимым местам, то бишь по сочленениям. Для этих целей мы использовали Блицгевер, заточив оный под точность, скорострельность и максимально увеличив его боезапас, дабы у тяжёлой техники не было ни малейшего шанса ускользнуть от нашего праведного гнева.
Бить четвероногого Панцерхунда нужно строго по баллонам с горючим, которые, ввиду особенностей его конструкции, расположены сверху. Нам приходилось постоянно заманивать его к каким-нибудь возвышенностям, взбираться на них, а затем давать механической зверюге прикурить из Кругельвера. Аналогичная ситуация с Суперзольдатенами, уязвимость которых кроется в механических ранцах, прикрепленных к их спинам. Расстреляв оные из Штурмгевера, можно оголить плоть генетически модифицированных немцев и покончить с ними в считанные мгновения. Но для достижения подобного результата необходимо, чтобы одна из сестёр отвлекала вражину на себя, пока другая приводит план в исполнение. Или же можно сбить бронированные пластины с ног, а затем отправить арийцев к праотцам несколькими взмахами топора. Последний пункт особенно эффективен, когда у героинь прокачан навык «Неваляшка», делающий сестёр устойчивыми к мощным ударам и взрывным волнам, и «Убойные клинки», увеличивающий силу метательного оружия.
Впервые в серии Wolfenstein геймеры получили возможности пройти игру в кооперативе. Это вовсе не обязательно, так как с работой напарника неплохо справляется искусственный интеллект, который вовремя поднимает на ноги, всегда подсказывает о наличии поблизости каких-то полезных предметов и никогда не теряется в местных лабиринтах, но желающие всегда могут пригласить товарища и отправиться мочить нацистов вместе. Чтобы пройти игру в паре нужно либо купить две стандартные копии Youngblood, либо одно цифровое делюкс-издание, которое даёт возможность взять в команду любого, у кого есть платная подписка и загруженная Trial-версия.
Что касается самого кооператива, то он на редкость ладно скроен. Даже несмотря на то, что тесты с участием двух игроков авторами не проводились. Уровни изобилуют всевозможными разветвлениями, позволяющими сёстрам продвигаться к целям несколькими способами и ловко заходить врагам за спину. К тому же при прохождении игры в режиме скрытности нередко возникает необходимость бесшумно устранить стоящих подле друг с другом патрульных. Стелс-камуфляж, безусловно, даёт огромное преимущество в этом деле, однако супостаты, хорошо знакомые с этой технологией, довольно быстро распознают закамуфлированных барышень, поэтому не менее важны скорость и слаженность действий. Ну и, конечно же, огромную роль играет опыт, позволяющий расширить способности девушек, дав им возможность быстрее восстанавливать батареи костюмов и тихо ликвидировать здоровенных Суперзольдатенов.
Отдельного упоминания достойны так называемые «Сигналы поддержки» – это нечто вроде системы баффов из ролевых игр, разрушающих творящийся на экране «реализм». Показывая друг-другу всевозможные жесты, например, козу или большой палец, девчонки будут получать полезные эффекты, вроде восстановления здоровья, брони или пятисекундной неуязвимости. Поначалу может показаться, что фишка совершенно ненужная, так как повсеместно разбросанных аптечек и брони достаточно для того, чтобы успешно справиться с любой задачей. Более поздние этапы быстро приводят в чувства и вынуждают выказывать поддержку при малейшей необходимости, ибо враги убивают на раз-два, а количество жизней строго ограничено. К сожалению, не все игроки это понимают и, проходя игру с рандомами, мы нередко сталкивались с ситуациями, когда в пылу сражения они напрочь забывали использовать поддержку или же пускали в ход старые и не особо эффективные сигналы. Тем не менее, фишка довольно интересная и неплохо вписывается в общую концепцию игры.
С визуальной точки зрения Wolfenstein: Youngblood на PlayStation 4 выглядит в точности, как предыдущая часть, поскольку обе игры использую один и тот же движок – id Tech 6. Следующая игра MachineGames, Wolfenstein III, заявленная вице-президентом Bethesda Softworks Питом Хайнсом (Pete Hines), будет работать на новом движке, заточенном, судя по слухам, под девятое поколение консолей. Версия для гибридной консоли, Nintendo Switch, по-прежнему выглядит чудовищно плохо: размытые текстуры, блюр, повышенная зернистость, проседания частоты кадров и зависания – всё это осталось на месте. Но надо отдать умельцам из Panic Button должное, ведь они смогли починить звук в роликах, синхронизировав его с творящимся на экране и... поломать кат-сцены, сделанные на движке. Отныне все они сопровождаются раздражающими микрофризами. Не совсем понятно, что мешало сделать из них ролики, плавно перетекающие к действу, но мастерам портирования виднее.
Радует только то, что кат-сцен тут немного, а потому лицезреть дёргающуюся картинку геймерам придётся не часто. Куда сильнее плохая графическая составляющая сказалась на геймплее, потому как рассмотреть едва различимые фигуры нацистов, мельтешащие на фоне того, что здесь называют текстурами, практически невозможно. Приходится либо пользоваться рентгеновским прицелом, срабатывающим через раз, либо подходить ближе и подставляться под пули. Да, в игре есть оптические прицелы, которые делают ситуацию немного лучше, но нет снайперских винтовок, а стрелять с больших расстояний из автоматов не очень-то удобно. Самый злейший враг поклонников Nintendo, севших за прохождениеYoungblood, – это не аномальные изменения погоды и даже не нацисты, а различные меню, воззвав к которым, игроки имеют все шансы повесить игру намертво. И хорошо, если подобное приключится с вами в начале этапа и вам не придётся проходить всё заново. Мы же нередко откатывались назад к последней точке сохранения, пытаясь прочесть письмо на вражеском компьютере. Так что если вы хотите поиграть в новую Wolfenstein и у вас помимо Nintendo Switch есть любая другая современная платформа, то отдайте предпочтение ей, поскольку версия для гибридной консоли – это самый настоящий мусор.
Итог: Признаемся честно, Wolfenstein: Youngblood нам понравилась гораздо больше, чем Wolfenstein II: The New Colossus, в основном потому, что основной акцент сместился с откровенно идиотского повествования, в котором одна группа неприятных и отталкивающих персонажей пыталась побороть другую, на игровой процесс и исследование окружающего мира. Упор на ролевую составляющую, появление кооперативных элементов и наличие сложных битв, требующих внимания и навыков, делают эту часть по-настоящему затягивающей и, как ни странно, весёлой. Жаль только, что в MachineGames и Arkane Lion не нашлось специалистов, способных наполнить побочные задания смыслом, раскрыть колоритных второстепенных персонажей и нарисовать больше разнообразных локаций. В таком случае мы могли бы смело назвать данный шутер одним из лучших в серии. Увы, но Youngblood – это игра на любителя, так что если вам нравится подобная концепция, а дополнение Commander Lilith and the Fight for Sanctuary для Borderlands 2 уже давно пройдено, то смело хватайте друга и отправляйтесь на улицы Нового Парижа, чтобы освободить ещё один уголок планеты от нацисткой угрозы.
А на этом у нас всё. Всем спасибо за внимание, ждите больше материалов в самом ближайшем будущем.