«– Аааа!.. Здесь два мёртвых человека! – Сейчас здесь будут ещё два мёртвых человека, если ты не поторопишься!»
Индиана Джонс и храм судьбы
С тех пор как к нам в руки попала первая в мире гибридная консоль, через нас прошло множество видеоигр для данной платформы, часть из которых мы успели обозреть. Помимо эксклюзивных проектов, вроде Xenoblade Chronicles 2 и Mario + Rabbids Kingdom Battle, среди них были и порты с других консолей, включая RiME и Wolfenstein II: The New Colossus. Впрочем, были ли это видеоигры заточенные под конкретную консоль, или же обычная мультиплатформа, все они страдали от множества проблем технического характера.
Симптомы были самыми разнообразными, начиная с замирания картинки на несколько секунд и заканчивая регулярными вылетами. И если с эксклюзивными играми всё было более или менее терпимо, поскольку за их качеством приглядывал издатель в лице Nintendo, то с портами случалась настоящая беда. Мало того, что они во многом уступали старшим версиям, обладали массой недостатков, которых нет и быть не может в других итерациях этих же игр, так ещё и цены на них по какой-то причине были завышены. Разумеется, это касается не всех игр, и мы надеемся, что найдется масса положительных примеров, доказывающих обратное, но наш личный опыт знакомства с вышеназванными тайтлами на Nintendo Switch был не столь оптимистичным.
Памятуя о данной тенденции, мы с беспокойством следили за переносом Captain Toad: Treasure Tracker с многострадальной Wii U, постепенно лишающейся последних достойных внимания эксклюзивов, на куда более актуальные консоли Nintendo – Switch и 3DS. За качество порта отвечало подразделение Nintendo EPD, специалисты которого в основном занимаются разработкой игр под 3DS и мобильные телефоны, но иногда радуют поклонников большой Н настоящими хитами, вроде The Legend of Zelda: Breath of the Wild, Splatoon 2 или Arms. Так что у нас не было сомнений в том, что приключения ярчайшего представителя Грибного королевства прекрасно себя покажут на железе Nintendo Switch.
Однако мы были бы не мы, если бы наше врождённое любопытство не подталкивало нас самостоятельно приобщиться к нашей сегодняшней гостье, дабы убедиться, что она пребывает в надлежащей кондиции. Оказались ли наши опасения оправданными? Пострадала ли Captain Toad при переезде на другие платформы? И стоит ли игрокам начинать знакомство с данным спин-оффом на Nintendo Switch? Что ж, присаживайтесь поудобнее, дорогие читатели, мы постараемся ответить на эти и многие другие вопросы.
Разработанная Nintendo EAD Tokyo и 1-UP Studio Captain Toad: Treasure Tracker представляет собой идейную продолжательницу Super Mario 3D World, но не всей игры целиком, а только той части, что посвящена капитану Тоаду. Фактически, это бонусные уровни, разбросанные по нескольким мирам, геймплей в которых разительно отличается от всего того, что предлагает остальная игра. Секции с Тоадом крайне неспешные и более вдумчивые, словно главным ориентиром для авторов во время их разработки была Luigi's Mansion, отвергающая платформинг в угоду исследовательского процесса.
В последних играх серии Тоад, как известно, обзавёлся стильным походным рюкзачком, висящим за спиной. Из-за большого веса поклажи человекоподобный гриб не может с прежним задором отрываться от земли и приземляться на головы врагам, как в New Super Mario Bros. Вместо этого ему приходится постоянно убегать и прятаться, используя для победы над недругами не столько ловкость и реакцию, сколько хитрость и смекалку. К тому же благодаря висящему за плечами грузу маленький исследователь может спокойно прогуливаться по дну водоёмов, не боясь, что архимедова сила вытолкнет его из воды. И если в Super Mario 3D World герой охотился за зелёными звёздами, шедшими в общий зачёт, то теперь его цель – Звёзды Силы.
Разыскивая одну такую, капитан Тоад и его верная подруга Тоадетта сталкиваются лицом к лицу с гигантской птицей по имени Винго, которая, заприметив нечто большое и блестящее, тотчас решает присвоить это себе. Выхватив из рук героев предмет, привлёкший её внимание, птица случайно забирает с собой Тоадетту, оставив протагониста в полном смятении. Впрочем, для такого неунывающего любителя приключений, как капитан Тоад, похищение подруги – это не что иное, как повод вновь отправиться в полную опасностей экспедицию, чтобы найти гнездо Винго, спасти девушку и вернуть похищенное законным владельцам.
Каждый уровень в Captain Toad представляет собой головоломку, для успешного решения которой игрок должен постоянно крутить камерой вокруг уровней-диорам, выискивая новые маршруты, ловушки, секреты и, конечно же, золотые монетки. Звучит как описание типичного дня из жизни Индианы Джонса, если бы тому приходилось иметь дело с мумиями, приведениями, ожившими комьями грязи, огнедышащими цветками и черепахами-переростками. Задача, стоящая перед игроком на каждом этапе, – добраться до Звезды Силы, не забыв попутно отыскать хитро запрятанные драгоценные камни (это очень важно, поскольку некоторые уровни просто-напросто не откроются, пока на счету у игрока не накопится определённое количество бриллиантов).
Если поначалу Captain Toad кажется очень неторопливой и чрезмерно лёгкой, то под конец сложность этапов возрастает, а вместе с тем появляется стойкое ощущение, что они вполне могли бы стать частью классических игр об усатом водопроводчике. Повышающиеся темп и динамика вынуждают игрока быстрее соображать и принимать решения буквально на ходу, что, несомненно, порадует тех, кому для поддержания интереса к происходящему требуется вызов. Впрочем, хардкорных игроков растущая сложность едва ли отпугнет, а вот детишкам, для которых эта игра и создавалась, будет трудновато. Немного облегчает прохождение новый кооперативный режим на двоих, в ходе которого один игрок управляет Тоадом или Тоадеттой, а второй – курсором и камерой. Расчёт явно на то, что играть в него будут родители с детьми: одни будут бегать по локациям и собирать предметы, а другие – внимательно следить за процессом, защищать своих чад от противников и указывать верное направление.
Если игроки несколько раз не смогут одолеть тот или иной этап, то в какой-то момент им выдадут бонус, оберегающий Тоада от любого урона, кроме, разве что, падения в бездну. Сугубо на наш взгляд, данная опция на практике бесполезна, поскольку самыми сложными этапами в игре являются как раз те, что сверху донизу усеяны огромным количеством пропастей и ям, от которых, как уже говорилось выше, не спасёт никакой чудо-бонус. Если авторы таким образом хотели помочь малышам одолеть трудные участки, то им не нужно было изобретать велосипед. Достаточно было внедрить лёгкий уровень сложности с системой чек-поинтов и отключенным счётчиком жизней. Сейчас подобное встречается во многих играх, и нет ничего зазорного в том, чтобы соответствовать духу времени.
Кооператив делает игру легче, поскольку всех неприятелей может взять на себя напарник, который наделён умениями находить невидимые монеты, подбирать видимые, активировать механизмы и срывать плакаты со стен. Учитывая, что врагов на уровнях обычно немного, да и механизмы попадаются не сказать, чтобы часто, большую часть времени второй игрок будет зорко следить за передвижениями Тоада и подбирать наилучшие ракурсы камеры. Для игры с детьми или начинающими геймерами – это, пожалуй, самое то, ну а молодые люди вряд ли оценят все прелести местного кооператива. К тому же деление функций на два контроллера далеко не самым лучшим образом сказывается на игровом процессе: управлять персонажем на маленьком джойконе всё же трудновато, да и второй контроллер частенько указывает не туда, куда должен.
В какой-то момент для полного прохождения уровня со сбором всех предметов может понадобиться задействовать противников, например, чтобы пробить стену, зажечь факел или достать до подвешенного в воздухе драгоценного камня, однако если второй игрок забросает всех помидорами (и это не шутка, он действительно использует томаты для борьбы с врагами), то придётся переигрывать уровень с самого начала. Разумеется, напарникам не избежать попадания в такие ситуации просто потому, что игра прежде не была рассчитана на подобного рода кооператив. И поскольку она позволяет проделывать подобные манипуляции с врагами, то борьба с неприятелями продолжится даже тогда, когда это не требуется в силу выработавшейся привычки. Минус ли это? Безусловно, но минус не критичный, так как он не мешает получать удовольствие от игры.
Куда как сильнее выводит из себя гигантский вентиль, силуэт которого начинает застилать весь экран консоли, стоит только Тоаду оказаться поблизости. В версии для Wii U данный агрегат отображался только на паде, в версии для 3DS – на нижнем сенсорном экране, то есть игрок мог продолжать следить за ситуацией и при этом крутить приспособление в нужную сторону. Зачем понадобилось закрывать вентилем единственный экран Nintendo Switch – загадка. Можно ведь было уменьшить его или вообще сделать прозрачным, ведь игра во время взаимодействия с механизмами не ставится на паузу, следовательно, Тоад открыт для вражеских атак. Да и в целом эта идея раздражает, поскольку смотрится крайне неуместно и во многом непродуманно.
В режиме одиночной игры Captain Toad управляется достаточно просто и интуитивно: один стик отвечает за перемещение героя, второй – за движение камеры вокруг уровня, сенсорный экран активирует механизмы и стопорит агрессивно настроенных жителей Грибного королевства, а лицевыми кнопками можно заставить персонажа ускориться или задействовать фонарик, расположенный у него на голове. Налобный фонарь, к слову, не только освещает герою путь на тёмных локациях, им также можно подсвечивать невидимые маршруты, замедлить некоторых противников, а то и вовсе заставить их отступить. Однако данный метод борьбы с супостатами далеко не единственный. Сильные руки Тоада и Тоадетты позволяют им цепляться за торчащие из земли основания стеблей и вытаскивать на свет божий различные полезности: монеты, грибы, ключи, редьку и даже кирку. Последние два предмета особенно важны, поскольку редька – это идеальное оружие против практически любого неприятеля, ну а кирка до кучи ещё и каменные стены проламывает.
Подкупает в данной игре, как нетрудно догадаться, вовсе не её сюжет, не сбалансированная сложность и не кооператив – подкупает разнообразие ситуаций, в которых оказываются наши герои: то им необходимо подбирать вишенки, чтобы клонировать себя, то бегать верх ногами по обратной стороне локации или незаметно прокрадываться за спинами врагов, бродить в полумраке подземелий, выискивая выход, взбираться наверх по постепенно тонущей в лаве конструкции, стрелять из редьковой пушки, искать невидимые тропинки, отыгрывать роль шарика для пинбола и даже сражаться с боссами. А ведь это далеко не весь список того, чем героям предстоит заниматься для достижения заветной цели. Помимо крошечных этапов, отдалённо напоминающих своей структурой и формой Кубик Рубика, в игре есть большие и длинные, которые вполне могли бы стать частью какой-нибудь трёхмерной Super Mario.
На этапе «Fright Train Flight» Тоад должен продвигаться к цели, перемещаясь по вагонам движущегося состава. Другой запоминающийся уровень – «Magma Road Marathon» – его в своё время Nintendo с гордостью демонстрировала публике на всевозможных выставках. И не зря, ведь он представляет собой извилистую тропинку, окружённую лавой, по которой герой несётся сломя голову, вставая на равномерно расставленные по периметру ускоряющие плиты. Если в игре и существует уровень, на котором вы спустите все честно заработанные жизни, то это он. Кроме того, в Captain Toad есть несколько миссий с участием вагонетки, в ходе выполнения которых камера переключается на вид от первого лица, а игрок в это время должен, управляя гироскопами, целиться и стрелять по несущимся навстречу блокам и врагам. Получается эдакий рельсовый тир, в котором, к слову, могут принять участие сразу двое игроков.
И раз речь зашла об уровнях, то нельзя не упомянуть о дополнительном контенте, которым авторы снабдили данный порт. Сделали его в стилистике другой игры, в разработке которой принимали участие 1-UP Studio и Nintendo EPD – Super Mario Odyssey. Представлен он в виде совершенно новых уровней, количество которых равно четырём. И нет, это не опечатка. Четыре пусть и очень красочных, но чрезвычайно коротких уровня, которых маркетологи использовали в трейлерах и на скриншотах исключительно для того, чтобы заставить игроков раскошелиться на этот порт. На самом деле проходятся они одним нахрапом едва ли не за десять-пятнадцать минут, что очень разочаровывает, особенно когда приходит осознание, что ничем другим в этом плане Captain Toad порадовать не сможет.
Этот нюанс ни в коем случае не делает остальную игру хуже, поскольку здесь достаточно старого контента. Однако хотелось бы, чтобы новых этапов хватало на целую главу и при этом они не походили на то, что можно пройти на оставшееся после обеденного перерыва время. И уж однозначно бонусные уровни не стоят того, чтобы раскошеливаться на amiibo, с помощью которых можно разблокировать доступ к ним заранее, а не по прохождению основной кампании. Короче говоря, к проработке дополнительного контента авторы подошли без особого энтузиазма. Очень жаль, так как, используя декорации Super Mario Odyssey, можно было создать множество по-настоящему креативных уровней и порадовать ими тех, кто уже приобрёл или только планирует приобрести игру ради чего-то нового. В конце концов, с момента её дебюта на Wii U прошло уже три года, многие из тех, кому спин-офф пришёлся по душе, ждали сиквела или расширенной версии, а получили по сути тот же самый продукт с минимальными изменениями.
Что касается технической стороны, то с этим у порта на Nintendo Switch полный порядок. Игра выглядит практически один в один как на Nintendo Wii U, причём не только в стационарном, но и в портативном режиме. Единственный заметный недостаток – это сравнительно небольшое количество блюра, используемого авторами на некоторых этапах, вроде битв с боссами. Очевидно, что Nintendo EPD прибегли к такому методу, дабы сохранить прежнюю частоту кадров и избежать нанесения ущерба игровому процессу. А ещё в бонусных уровнях камера выделывает кренделя, когда игрок пытается рассмотреть локацию со всех сторон. По всей видимости, высота некоторых зданий превышает допустимую норму, на которую рассчитан движок, и из-за этого камера не понимает, как себя вести в таких ситуациях. Тем не менее, нельзя не признать, что Captain Toad: Treasure Tracker – одна из самых красивейших игр на Nintendo Switch, способная качеством картинки составить конкуренцию многим другим именитым тайтлам с этой же платформы.
Итог: По сути, перед нами та же самая игра, выходившая на Wii U в 2015 году и обзаведшаяся при переезде на куда более современные и актуальные консоли Nintendo несколькими нововведениями. Причём назвать эти нововведения достойными повторной покупки язык не поворачивается. Кооперативный режим, бонусы уровни в стиле Odyssey – это как раз то, что просили и чего ждали поклонники оригинальной игры, но выполнены они не на должном уровне. Режим совместной игры есть, но интересен он только в разрезе игры с детьми, дополнительными этапами тоже не обделили, однако их так мало, что они скорее вызывают разочарование. Даже цена на игру и та осталась прежней. Впрочем, для тех, у кого по какой-то причине не было WiiU, но есть в наличии Switch или 3DS, данный порт строго обязателен к покупке. Всем остальным можно смело проходить мимо.
А на этом у нас всё, всем спасибо за внимание. Ждите больше материалов в самом ближайшем будущем.