«– Надо где-то найти подушечку для своей задницы. Старушка не готова к тому обращению. – Мне неинтересна тема чувствительности твоей жопы. Шевелись»
Обыкновенный диалог из Bulletstorm
В чем поклонники Nintendo не испытывают недостатка в текущем поколении консолей, так это в шутерах от первого лица. Такого изобилия в грибном королевстве не было со времён Nintendo DS, когда на пике своей популярности N-Space и Renegade Kid выжимали максимум из маломощного железа портативного девайса. Здесь вам и Payday 2, и Wolfenstein: Youngblood, и даже готовящийся к выходу DOOM Eternal. Правда, ситуация такова, что все они являются портами с более мощных платформ, и своим качеством зачастую заставляют покупателей с грустью вспоминать о золотой эре портативного гейминга, когда никакие технические ограничения не мешали разработчикам создавать по-настоящему весёлые и при этом приятные глазу игры.
Последней достойной внимания игрой, поражающей своим техническим исполнением, была Killzone: Mercenary на PlayStation Vita, долгое время удерживавшая планку самого продвинутого шутера от первого лица в данном сегменте. Складывалось впечатление, что уже ничто не сможет переплюнуть творение ныне расформированной Guerilla Cambridge, пока на сцену внезапно не вышла Gearbox Publishing, решившая сдуть пыль с далеко не самой успешной с коммерческой точки зрения игры, также известной как Bulletstorm.
Возможно, вы зададитесь вопросом: как же так, ведь Bulletstorm – это довольно популярный проект, который в своё время прогремел на рынке, а его название зачастую знакомо даже тем, кто вообще не питает особой любви к жанру? Что ж, Bulletstorm действительно нельзя назвать малоизвестной, недооценённой или даже плохой, поскольку в момент выхода она была обласкана прессой, тепло встречена геймерами и даже сформировала вокруг себя очень крепкое комьюнити, которое и по сей день неустанно требует от разработчиков выпустить сиквел. Но её проблема заключается в том, что ей никогда не везло с издателями.
Оригинальную Bulletstorm выпускала Electronic Arts, которая, как мы уже знаем, нередко подходит к выбору релизных окон с умом (Titanfall 2 не даст соврать). Премьера игры была намечена на февраль 2011 года, что, конечно же, очень плохо сказалось на продажах, так как вторая половина зимы считается не самым удачным периодом, чтобы выпускать какие бы то ни было игры, особенно если дело касается новых IP. Это сейчас, когда крупные игроки стараются выйти за рамки сложившихся на рынке традиций, совершенно нормально наблюдать февральский релиз The Last of Us: Part II. Но одно дело запускать сиквел к известному на весь мир блокбастеру, и совсем другое – вываливать на полки магазинов никому не известную франшизу, хоть и созданную стараниями именитых разработчиков.
Не поспособствовало делу и то, что EA наотрез отказалась выпускать публичную демо-версию, которая однозначно помогла бы с продвижением проекта. Вместо этого в сети распространялась бесплатная пародийная игра Duty Calls: The Calm Before the Storm, которая оканчивалась трейлером Bulletstorm. Это, безусловно, привлекало внимание, но в то же время не вызывало у игроков стойкого желания нести издателю деньги. Как итог, новинка не смогла окупить себя в первые годы продаж, чем вызвала разочарование у руководства Epic Games и Electronic Arts и на серии поставили крест.
Второе дыхание проект получил, когда за дело взялась Gearbox Publishing, задумавшая издать Bulletstorm: Full Clip Edition на современных платформах. Идея казалась удачной, поскольку желающих поиграть в ремастер оригинальной игры было немало, но по какой-то одному Рэнди Питчфорду (Randy Pitchford) известной причине, цену было решено установить максимальную. То есть вместо того, чтобы распространять ремастер за полцены, как это делает большинство издателей, Gearbox возомнили себя Nintendo, что, несомненно, отразилось на продажах и даже послужило причиной отмены задуманного компанией сиквела.
Масла в огонь подлило отсутствие той самой облагораживающей картинку «ремастерной» составляющей, возможности приобрести дополнительный контент с Дюком Нюкемом, который распространялся исключительно в качестве бонуса за предзаказ, а также обновить уже имеющуюся копию игры до HD-версии. В общем, с Bulletstorm: Full Clip Edition тоже не задалось. Хотя выгода и имела место, так как сделанные издателем капиталовложения оказались сравнительно небольшими, обогатиться за счёт переизданного шутера не удалось. Чтобы выжать из игры ещё немного средств, Gearbox приняли решение портировать Bulletstorm на Nintendo Switch, выпустив её на рынок с припиской «Duke of Switch Edition» в названии. Так каким получился порт и стоит ли возвращаться к игре, если вы уже проходили оригинальную Bulletstorm? Давайте разберёмся.
Детище Epic Games и People Can Fly – двух величайших студий, создавших Gears of War и Painkiller, выделялось на фоне других проектов того времени умелым смешением динамики олдскульных шутеров и современных оригинальных задумок. Оно предлагало вжиться в шкуру космического пирата Грейсона Ханта, бросившего службу в Конфедерации после того, как выяснилось, что отряд «Мёртвое Эхо», командиром которого он и являлся, на самом деле – «кучка военных преступников». Выполняя приказы генерала Саррано, якобы борющегося с терроризмом, Грейсон и его сослуживцы убивали гражданских, заметали следы и творили прочие бесчинства. Когда правда всплыла на поверхность, то все эти деяния тяжким грузом легли на душу командира, принявшего единственное верное решение – дезертировать и залечь на дно, дабы свести счёты с бывшим начальством, когда представится такая возможность.
И таковая представилась. Однажды, пролетая мимо Стигии, Грейсон внезапно обнаружил корабль Саррано «Одиссей», пришвартованный к орбите планеты с неизвестной целью. Будучи обуянным жаждой мести, он обстрелял вражеское судно, а затем, получив серьёзные повреждения, пошёл на таран. В ходе дерзкого нападения оба космолёта потерпели крушение: одни рухнули за землю, а другие попрыгали в спасательные капсулы и высадились на поверхность планеты. Из всех членов «Мёртвого Эха» в живых остался лишь сам Грейсон и его сослуживец Иши, представляющий собой нечто среднее между человеком и киборгом. Благодаря найденному коммуникатору, настроенному на нужную частоту, герои выяснили, что Саррано выжил, подал сигнал бедствия и ждёт в гости команду спасателей. Осознавая, что это их единственный шанс на спасение, остатки отряда «Мёртвое Эхо» отправляются на его поиски.
Собственно поискам спасительного билета, который помог бы собравшимся покинуть планету, и посвящена одиночная кампания Bulletstorm. Конечно же, здесь поднимаются темы мести, дружбы, искупления и прощения, а также имеет место пародийная составляющая, высмеивающая подход капитализма к ведению галактических дел, но следить за этим не особо интересно. В основном потому, что Иши, Грейсон и Тришка (девушка, которая мечтает отомстить Саррано за смерть отца) представляют собой эдакий клишированный отряд индивидуалистов, постоянно поливающих друг друга отборными помоями, но тем не менее, умудряющихся при полном отсутствии дисциплины проявлять слаженность действий и взаимовыручку.
Единственный персонаж, радующий своим присутствием на экране, – это сам генерал Саррано, получившийся достаточно ярким и харизматичным злодеем. До какого-нибудь Красавчика Джека из Borderlands 2 ему далеко, просто в силу того, что у Джека намного больше экранного времени (да и игр, в которых он фигурировал, тоже немало). Однако трудно оставаться равнодушным, наблюдая за тем, как ловко антагонист использует окружающих для достижения собственных целей и насколько сильно он упивается своим положением. Так что если что-то и отложится у вас в памяти по окончанию игры, то это однозначно будут его колкости и ироничные высказывания.
По-настоящему увлекательным Bulletstorm делает система «Скиллшотов» – особых заданий, награждающих игроков за творческий подход к убийству противников. В роли подушек для битья здесь выступают члены различных банд, захватившие и удерживающие контроль над некогда процветавшей Стигией. Сбросить противника в пропасть или швырнуть его в рой электрожуков – это лишь верхушка айсберга, поскольку чем кровавее и изобретательнее будет убийство, тем выше шанс получить хорошую награду. Отстреливать противникам задницы и насаживать их на шипы гигантских кактусов помогут гравитационные ботинки Грейсона и его верный электрохлыст. Первые позволяют размашистым пинком отправить врагов в поёт, а второй, напротив, притянуть недругов к себе, что нередко бывает полезным, когда между вами стоят препятствия вроде острых арматур или плотоядных растений.
Совершая различные «Скиллшоты», игрок получает в награду кредиты, которые разрешается тратить у ближайших терминалов на покупку и улучшение оружия. Помимо стандартных для жанра карабина «Миротворец», револьвера «Визгун», дробовика «Костолом» и снайперской винтовки «Скальпировщик» в наличии имеется выпускающий сверла «Пронзатель», стреляющий связками гранат «Кистемёт», а также заряженная шарообразными снарядами базука «Попрыгунчик». Да, арсенал сравнительно небольшой, но на разнообразие влияет возможность использовать альтернативные режимы стрельбы. Активировав таковой у «Скальпировщика», игрок получает возможность выпускать управляемые разрывные пули, в то время как «Пронзатель» в качестве инструмента для горнопроходческих работ превращается в ручное сверло. Также разрешается усовершенствовать хлыст, приделав к тому «Ударник» – устройство, способное подбросить в воздух или ошеломить противников.
Поначалу может показаться, что вся эта возня с наградами совершенно лишняя, поскольку менеджмент ресурсов снижает динамику, вынуждая вдумчиво изучать списки «Скиллшотов» и чаще использовать окружение, вместо того, чтобы тратить драгоценные патроны. Однако со временем авторы станут охотнее разбрасывать по округе ящики с амуницией и создавать ситуации, когда кредиты будут сыпаться, как из рога изобилия. Ближе к концу денег станет так много, что их банально станет некуда девать, поскольку всё оружие к тому моменту будет улучшено, а львиная доля «Скиллшотов» успешно выполнена. Возможно вы даже совершите ряд каких-нибудь не предусмотренных системой изобретательных убийств, жалея о том, что перечню недостаёт определенных пунктов. И, наверное, в этом кроется одна из проблем Bulletstorm – стоит вам только втянуться, как вы начинаете понимать, что здесь не хватает контента для полного раскрытия основной фишки франшизы.
К тому же в отличие от первой половины игры, где происходит какая-то сумасшедшая концентрация адреналинового экшена с полётами на вертолёте, погонями и просто хорошо поставленными перестрелками, во второй половине ощущается некий кризис идей. Особенно когда игроков помещают в узкие коридоры подземных уровней и выпускают волны одинаковых противников. Благо, что закачивается игра ровно тогда, когда в ней неожиданно возникает бэктрекинг, и геймеров вынуждают повторно исследовать невзрачные палубы потерпевшей крушение «Одиссеи». После первого прохождения открывается доступ к режиму «Смертоубийство», который предлагает повторно пройти одиночную кампанию, но с возможностью использовать все пушки сразу, тем самым избавляя от необходимости метаться между тремя орудиями (а по факту двумя, поскольку сменить карабин не представляется возможным).
Как и в обычной игре, в дополнительном режиме можно выполнять «Скиллшоты», однако здесь у них куда более значимая роль – помимо кредитов они открывают доступ к бесконечным патронам. Имея при себе полный набор пушек и неограниченный боезапас, можно смерчем пронестись по сюжетной кампании, оставляя после себя лишь горы изувеченных трупов. Единственный недостаток режима заключается в том, что список заданий, необходимый для разблокировки вышеупомянутых бонусов, ничем не отличается от оного из обычной игры. Нет никаких сомнений, что подобным решением авторы стремились немного упростить геймерам жизнь, дать им возможность как можно скорее обзавестись неисчерпаемым запасом пуль, ракет и свёрл, но нам всё же хотелось бы, чтобы здесь фигурировали новые, более сложные и изобретательные поручения.
Мультиплеерный режим из Bulletstorm: Duke of Switch Edition вырезали, как и весь связанный с ним дополнительный контент, зато оставили старину Дюка Ньюкема, который после выхода Duke Nukem Forever куда-то совсем запропастился. Эстафету вечно жующего жвачку героя давно перехватил Ло Ванг, который успешно шинкует демонов своей катаной в перезапуске Shadow Warrior и его сиквеле, а сам он теперь появляется в играх лишь в образе камэо. Включить в игру белобрысого защитника Земли можно в любой момент: герой будет охотно надирать задницы головорезам, опускать плоские шуточки (среди которых немало новых) и искренне удивляться, почему все вокруг зовут его Грейсоном Хантом. Самое то, чтобы пробежать кампанию по второму кругу, посмеиваясь над панчлайнами из девяностых и пуская всех встречных-поперечных на фарш. И, пожалуй, это единственное, что припасли Gearbox Publishing для владельцев гибридной консоли. Никаких других фишечек или иных бонусов здесь не предусмотрено – только тот контент, который был в Bulletstorm: Full Clip Edition.
Главный козырь данной версии заключается в её техническом исполнении. На данный момент это один из лучших портов для гибридной консоли, который практически ничем не уступает предшественнице 2011 года. Прекрасная графическая составляющая, отличный звук, симпатичные эффекты и стабильная частота кадров – всё на месте. Без всяких сомнений, люди, ответственные за портирование, постарались на славу, доказав всему игровому сообществу, что криворуким игроделам вроде Panic Button, выпускающим раз за разом всякий ширпотреб, настала пора уходить из профессии и не возвращаться до тех пор, пока их игры не будут походить на Bulletstorm.
Досадно только то, что с выходом версии для гибридной консоли никто так и не потрудился исправить ошибки, заложенные в Bulletstorm ещё в 2011 году. Например, можно услышать подсказки от Тришки во время битв с мини-боссами задолго до того, как выжившие члены «Мёртвого эха» разыщут место её дислокации. Небезызвестная ошибка с несрабатывающими скриптами в заброшенном саду, кишащем мухоловками-переростками, никуда не делась и при «удачном» стечении обстоятельств её легко можно активировать, используя подкат на входе в оранжерею. Так что намотайте себе на ус, если не горите желанием перепроходить главу с самого начала. И, конечно же, имеют место ошибки локализации, доставшиеся версии для Switch по наследству.
Итог: Отличный порт отличной игры, который однозначно достоин внимания игроков, не успевших приобщиться к оригинальной Bulletstorm. Одним своим существованием он способен посрамить ответственных за все выходящие на Nintendo Switch недоделанные куски кода, которые кто-то по какой-то причине называет играми. Ну а те, кто уже прошёл Bulletstorm и в особенности её HD-версию, не найдут здесь для себя ничего нового, поскольку Gearbox Publishing не решились одарить поклонников Nintendo эксклюзивным контентом. Как бы там ни было, начало положено хорошее и мы надеемся, что в будущем на гибридной консоли появится больше портов подобного уровня качества.
А на этом у нас всё. Всем спасибо за внимание, ждите больше материалов в самом ближайшем будущем.