Всем привет. По многочисленным просьбам я таки добрался до консолей семейства Nintendo и сегодня возьмусь за обзор одной замечательной игры. Похоже, что Atlus решила сделать целевой платформой для своих проектов портативную консоль Nintendo 3DS, и подобная тенденция, как по мне, не может не радовать. Особенно радостно от того, что последние игры компании наконец добрались до Европы, в том числе и до нашей с вами страны. Помимо долгожданной Shin Megami Tensei IV, в прошлом теперь уже году библиотеку карманной консоли от Nintendo пополнила Persona Q: Shadow of the Labyrinth, разработкой которой занималась одна из внутренних команд разработчиков Atlus, ответственная за производство таких игр, как серия Etrian Odyssey.
Действие игры происходит в школе Ясогами, накануне одного из фестивалей. Персонажи Persona 4 готовятся к фестивалю, а команда S.E.E.S. из Persona 3 находится на очередном задании, когда они слышат звон колоколов. Но они не бегут прятаться в бункер или на самые высокие этажи заданий, а вполне себе спокойно переносят это явление. Как выяснится чуть позже, такое поведение объясняется тем, что среди школьников передается из уст в уста легенда об одном из семи чудес школы Ясогами, то есть о часовне, которая может начать бить в колокола в любой момент. И этот звон не предвещает ничего хорошего, ведь согласно легенде, тот, кто слышит звон колоколов таинственной часовни, должен в скором времени умереть. Но вместо мгновенной смерти главных героев из Persona 3 и Persona 4 заносит в параллельный мир, из которого им предстоит спастись, изучив все лабиринты, победив всех Теней (местный эквивалент демонов), чтобы выбраться в мир реальный. На пути к спасению наши герои познакомятся с Зен и Рэй, единственными в компании, кто не обладает Персонами, но при этом тоже видит Тени и способны дать им отпор. Новички не совсем обычные, как вы понимаете, оба что-то знают о лабиринте и преследовали какую-то цель, попав в него, но коварные силы зла забрали их память, дабы те потерялись и погибли смертью храбрых.
Собственно, я неспроста упоминаю Etrian Odyssey, так как Persona Q сделана по образу и подобию данной серии, превратившись в DRPG и растеряв элемент социального симулятора, на замену которого пришла целая куча фансервиса, коим пропитаны диалоги и сторонние задания. Но, тем не менее, авторы умудрились довольно аккуратно связать персонажей из обеих игр, объединить одной целью и даже посмеяться над различиями и сходствами главных героев обеих групп. Выступая лидером команды, игроку дается возможность не только выбирать диалоги, тем самым меняя кое-какие события игры, но и исполнять роль командира отряда, решая кому и чем лупить местных монстров. Также лидер обладает собственными навыками, которых нет у других героев, однако они не тратятся за счет магии, а зарабатываются путем эффективного уничтожения монстров.
Лидеру здесь также предстоит набрать себе отряд, который в общей сложности насчитывает пять человек, выбрать ему место на передней линии или задней. Некоторые персонажи хороши непосредственно на первой линии, они носят оружие ближнего боя и довольно крепки, как правило, атаковать их будут в самую первую очередь. Герои, что расположатся на второй линии, обычно хороши в поддержке различными заклинаниями или носят при себе огнестрельное оружие. В принципе, тут нет ничего необычного, двигаемся дальше. Помимо места в отряде лидеру нужно выбрать каждому герою дополнительную Персону к уже имеющейся. Кроме все тех же новичков в лице Зен и Рей. Сделать это нужно в любом случае, так как дополнительная Персона увеличит практически вдвое характеристики персонажа своим присутствием. То есть жизненные и магические показатели, а также навыки героев партии смешиваются с показателями и навыками Персон. Их можно не только прокачивать, но и менять, как игроку заблагорассудится. Дополнительные Персоны выбиваются из монстров в виде карт таро. Самые мощные из них выпадают из FOE – это такие мини боссы, которые в отличие от всех других Теней видны сразу и их игра предлагает обойти стороной. Ну и немаловажным стал тот факт, что в Persona Q лидер может сам распоряжаться, кому и какие умения достанутся.
Persona Q является классическим Dungeon Crawler’ом со всеми вытекающими аспектами: вид от первого лица, передвижение строго по клеткам, случайные нападения монстров. Точнее, нападения не совсем случайные. Партия игрока делает один ход, а вместе с тем приближается очередная атака противника, узнать о том, как скоро это произойдет, можно посмотрев на специальный индикатор в правом нижнем углу верхнего экрана. Когда индикатор загорится красным, это означает, что вот-вот на партию нападут Тени и придется принять бой. Сами бои выполнены в пошаговом режиме, в котором каждый из персонажей может сделать ход. В любой партии, будь то герои из Persona 3 или Persona 4, есть свой собственный персонаж поддержки, который будет выдавать советы игроку, в том числе полезные в бою, стоит только найти уязвимое место тех или иных существ. Поддержка будет напоминать эти факты в дальнейшем, при повторном столкновении с уже изученными типами монстров.
Местная механика игры отличилась собственной системой «бустов», привязанной к слабостям монстров. Система эта заключается в том, что игрок должен наносить только те заклинания, к которым у определенного типа противников имеется слабость, причем за каждое успешное выполнение подобной операции тому или иному члену партии дается возможность использовать заклинания ещё раз, не теряя очки магии или здоровья, необходимые для их активации. Подобный вид поощрения работает и том случае, если игрок наносит критический удар. Однако «буст» можно потерять, если противник нанесет персонажу урон или если сам персонаж не попадет во врага.
Что касается экипировки, то и тут все более чем интересно. Просто пойти и купить нужную вещь нельзя, для того чтобы она появилась в магазине, нужно сначала разблокировать её, собрав нужные ингредиенты. Ингредиенты не только выпадают с монстров, но и собираются на определенных светящихся точках, спрятанных в лабиринтах. При сборе нужно быть аккуратным, так как велик шанс привлечь к себе внимание Теней. Сбор нужных ингредиентов заставляет обыскивать каждый угол на карте и чаще сталкиваться с сильными противниками, дабы выбить недостающий элемент. Помимо экипировки в игре имеется возможность между миссиями подлатать персонажей, однако это стоит денег, при каждом посещении школы цена будет расти, поэтому всегда необходимо сверяться с курсом медсестры и иметь при себе немного наличностей. Также при посещении комнаты Вельветы игрокам будет предложено скрестить имеющихся Персон для того, чтобы совместить имеющиеся у них навыки. Таким образом, можно сбалансировать некоторых персонажей, усиливая их собственные навыки новыми заклинаниями для сражений или поддержки. Повторяющихся персон также можно пожертвовать, чтобы передать полученный ими опыт используемым персонам, тем самым повысив их уровень.
Так как Persona Q из стандартной jRPG переквалифицировалась в DRPG, занять второй экран консоли решено было не статистической информацией, а картой, которую можно и нужно рисовать стилусом самостоятельно, помечая сундуки с сокровищами, дыры в стенах, которые помогают срезать при повторном прохождении локации некоторые участки, двери, лестницы и т.п. Сделано все очень интуитивно и удобно, на манер Etrian Odyssey, которой, как уже говорилось выше, ранее занималась команда, разрабатывающая эту игры. Вся игровая локация делится на привычные для жанра клетки, вверху экрана пишется процент пройденного маршрута. Чтобы получить стопроцентный результат, нужно чтобы игрок прошелся по всем доступным клеткам и залез в каждый угол карты. В награду за это почти бессмысленное занятие, которое, как по мне, лишь растягивает прохождение игры, можно открыть сундук, спрятанный где-то на уровне. Однако можно схитрить и открыть сундук, оплатив недостающий процент золотыми монетками, но имейте в виду, что цена кусается и, выкупив пару таких сундуков, можно остаться без единой монетки. А копятся они, сами знаете, не быстро.
Что касается технической части, то в принципе здесь все очень даже ничего. Музыка отличная, желания убавить звук практически не возникает. С озвучкой вроде тоже не все так плохо. Некоторые голоса, как по мне, подобраны неудачно, но в целом все вполне на уровне. С актерами западного дубляжа бывало и хуже. Картинка радует глаз, стилистически игра выглядит очень хорошо, количество и качество анимации героев радует, аниме вставки хоть и редки, но очень впечатляют. Стоит также отметить, что в 3D глаза начинают вытекать быстрее обычного, без него намного лучше. Портит всю картину лишь дизайн лабиринтов, но об этом я расскажу чуть ниже.
Отдельно хотелось бы рассказать о минусах игры. Ещё до выхода игры я ознакомился с некоторыми работами западной прессы и заметил, что никто толком не упомянул минусы проекта, советуя игру чуть ли не каждому обладателю Nintendo 3DS. Я в корне с этим не согласен. Так как есть в игре элементы, которые способны отпугнуть тех, кто не знаком с серией и собирается начать свое знакомство именно с этой части. Я понимаю, что фанаты серии могут четвертовать меня за подобные высказывания, но очень прошу поставить себя на место стороннего наблюдателя.
Во-первых, Persona Q – это кроссовер двух знаменитых номерных частей серии, так что никто здесь особо не уделяет внимание тому, чтобы как следует раскрыть персонажей. Кто они? Чем занимаются? Почему мы должны им сопереживать? Все эти вопросы практически опущены, так как игра рассчитана скорее на тех, кто знаком с серией. Я вполне себе допускаю, что авторы старательно избегали спойлеров, чтобы игроки могли сами все узнать, купив Persona 3 и Persona 4 на ту же PlayStation Vita. Но именно этот момент несколько портит картину. Вместо глубокого раскрытия персонажей и их мотивации, игроков решено было удовлетворить лишь поверхностным описанием характеров, которые здесь стереотипны чуть более чем полностью. Знакомство с ними сравнимо разве что с каким-нибудь творением Голливуда, выпущенного в конце 80-х, начале 90-х прошлого столетия, то есть с молодежным фильмом, доверху набитым персонажами-клише. Тут вам и обжора, ловелас-неудачник, аутист, задира, персонаж-клоун и т.п. Я не касаюсь самой концепции «японских школьников с суперспособностями», которая за столько лет не задолбала лишь самых непробиваемых, но это уже совсем-совсем субъективное.
Во-вторых, сложность. Допускаю, что порог вхождения в игру слишком высокий для тех, кто не привык к подобного рода играм. Даже на среднем уровне сложности тут придется как следует попотеть. Однако новички всегда могут начать свои странствия по лабиринтам с легкого уровня сложности, на котором дается нескончаемая аптечка и возможность после смерти продолжить бой как ни в чем не бывало. Разумеется, играть в таком режиме не совсем интересно, но и натурально превозмогать на уровнях сложности повыше новичкам явно будет трудно. Нужно было соблюсти некий баланс.
В-третьих, визуальная составляющая. К концепции Японских школьников-стереотипов, которые вечно спасают мир, прибавьте весьма странную визуальную составляющую игры. Со стилистической точки зрения все выполнено превосходно, однако авторы выбрали странную тематику, как основу для лабиринтов: взять, к примеру, чуть ли не самый заезженный мир из сказки «Алиса в Стране чудес» со всеми вытекающими в виде погони за кроликом, боев с картами и королевой и т.п. Сами локации выполнены весьма уныло, блекло, однотипно и, если бы не трения и подколки внутри компании, то знакомство с игрой можно было бы закончить после прохождения первого лабиринта, когда выяснится, что второй почти ничем от него не отличается, разве что бродить по одним и тем же углам локации придется вдвое чаще.
В-четвертых, сама история не то, чтобы поражает воображение. Она откровенно слабая. Многие сюжетные ходы очевидны чуть ли не с самого начала, концовка банальна и явно не стоит свеч для тех, кто жаждал раскрыть какую-то тайну или что-то в этом духе. Но мы ведь уже привыкли обращаться к Японскому творчеству не за логичностью, умными сюжетными ходами и крепкой историей. Я бы назвал это, цитируя одного из героев игры, «Побегом от реальности». Сторонние задания точно также скучны и не представляют собой ничего особенного, практически все они сводятся к пойди-убей-принеси, почитай ещё немного диалогов и, в конечном счете, реши простенькую задачку.
Итог: Безусловно, PersonaQ: Shadow of the Labyrinth – одна из лучших игр для 3DS прошлого года, которую хотелось бы порекомендовать ценителям жанра за хорошую боевую систему и затягивающий геймплей. Фанаты серии, я думаю, и без моих рекомендаций уже успели купить коллекционное издание, чтобы скрасить себе ожидание какой-либо вменяемой информации по Persona 5. Для всех остальных, как я уже говорил, недостатки игры носят сугубо субъективный характер и многие игроки, как выяснилось на практике, не заметили ничего из того, что я упомянул выше, получив массу удовольствия от прохождения. Выводы в данном случае остаются за игроками. На этом я с вами прощаюсь, всем спасибо за внимание. Ждите новых обзоров по играм на Nintendo 3DS и WiiU.