«Приключение! Люди говорят о нём как о чём-то стоящем, между тем это всего-навсего смесь из плохого питания, постоянного недосыпания и абсолютно незнакомых людей, с необъяснимой настойчивостью пытающихся воткнуть в различные участки вашего тела всякие заострённые предметы».
Терри Пратчетт, «Интересные времена».
Признаться честно, было крайне нелегко оторваться от The Legend of Heroes: Trails of the Cold Steel и переключиться на что-то совершенно иное, однако предмет сегодняшнего обсуждения достоин внимания ничуть не меньше, чем упомянутое мной творение Nihon Falcom. Bravely Second: End Layer – вторая игра, созданная совместными стараниями студии Silicon Studio и компании Square Enix. И да, вы не ослышались, проект был совместным, в данном конкретном случае создатели Dragon Quest и Kingdom Hearts не просто финансировали производство игры, проводя контроль качества. Влияние японского гиганта игростроя на само творение куда большее, чем может показаться на первый взгляд, и дело не только в арт-дизайне, что был позаимствован из великолепной Final Fantasy: The 4 Heroes of Light, сходств с иными проектами компании куда больше, но об этом мы поговорим чуть позже. Важно знать, что львиная доля профильной прессы встретила игру овациями, отметив, что Bravely Second: End Layer претендует на роль лучшей ролевой игры лишь недавно вступившего в силу 2016 года. Так ли это на самом деле или профильная пресса в очередной раз решила проехаться по ушам своих читателей? Или же любой намек на качество в современных японских ролевых играх воспринимается игроками и прессой как нечто экстраординарное и впечатляющее? Давайте же выясним.
Действие игры происходит в том же самом мире, что и в Bravely Default, – в Люксендарке (Luxendarc), спустя два с половиной года после событий первой игры. Главный герой Йу Дженеолджа (Yew Geneolgia) вместе с двумя другими рыцарями Ордена Трех Кавалеров терпит сокрушительное фиаско во время сражения с могущественным злодеем Кайзером и его феей Анной в тщетных попытках спасти молодую жрицу Аньесу Облидж (Agnès Oblige). Орден не только терпит поражение, но и распадается, так как бывшие рыцари, познав нарастающую мощь Кайзера, спешат занять сторону врага. Друзья становятся по разные стороны баррикад, жрицу похищают из храма, а сам Йу оказывается настолько подавлен всем произошедшим, что теряет всякое самообладание при виде смертельной угрозы в лице возникших из ниоткуда кайзеровских слуг. Но на помощь приходит знакомая всем игравшим в первую часть Эдея Ли (Edea Lee), поднимающая на ноги павшего духом рыцаря своей решительностью и целеустремленностью. Воодушевленный появлением неожиданного союзника, Йу не только расправляется с опасными существами, но и находит космический корабль, упавший с Луны. На корабле он обнаруживает будущего сопартийца Магнолию Арк (Magnolia Arch) – последнюю из рода Ба’ал Разрушителей. Девушка так сильно жаждет мести кровожадному Кайзеру, что даже помогает спасти из лап кайзеровских ученых находящегося в коме величайшего героя Тиза Арриора (Tiz Arrior) – ещё одного персонажа из первой части серии. Таким образом, объединив свои силы, наша четверка отправляется вслед за летающей крепостью Кайзера, ступая по землям Люксендарка, дабы спасти жрицу и остановить жадного до власти тирана.
Честно говоря, поначалу игра вызывает очень противоречивые чувства, так как видеть ещё одного трусливого, болтливого, не самого смышлёного, но, несомненно, храброго до безрассудства героя физически трудно, особенно после Final Fantasy X. Ещё слишком свежа память о Тидусе, да. Однако несколько часов игры быстро отгоняют всякие нехорошие воспоминания, когда до игрока, не притрагивавшегося к первой части, начинает постепенно доходить, что End Layer гораздо умнее, чем кажется на первый взгляд. Очень сложно сердиться на сюжет игры и её персонажей, когда само произведение понимает всю абсурдность ситуации, когда на роль главного героя ставят трусливого, доверчивого и наивного юнца. End Layer не стремится быть серьезной, постоянно надсмехается над собой, разыгрывая комичные сценки и в какой-то степени пародируя типичных героев, отправившихся в долгий путь во спасение мира от всякого зла. И ради несчастной принцессы, запертой в темнице сырой, конечно же. Вообще Bravely Second: End Layer, ровно как и её предшественница, куда больше похожа на старые добрые классические части Final Fantasy, нежели современные представители данной франшизы. Любовь к JRPG игроков, соскучившихся по играм старой закалки, порождает спрос, а следом за спросом на рынке видеоигр появляются такие проекты, как Ikenie to Yuki no Setsuna для PlayStation Vita и PlayStation 4, а также рассматриваемая нами Bravely Second: End Layer для Nintendo 3DS. И эта тенденция не может не радовать, так как у ценителей жанра всегда есть альтернатива, пусть и не в лице той самой Final Fantasy, которую авторы умудрились загнать на самое дно, чтобы затем попытаться вернуть именитой франшизе былой шарм. Но это отдельная тема для разговора.
Примечательно, что в End Layer фигурируют знакомые до боли элементы, вроде Hi-Poison’ов и Summon’ов, тонко намекающих, откуда у игры растут ноги. Обе серии, к слову, роднит легкая небрежность сценаристов, которая всегда была отличительной чертой игр серии Final Fantasy: зачастую мир подстраивается под героев, а не герои под мир и его реалии. Этот весьма ощутимый аспект заставляет людей, вроде меня, гневаться, когда основным действующим лицам везет в, казалось бы, самых сложных и безвыходных ситуациях, вынуждая сетовать не на госпожу фортуну, а на лень сценаристов. Но, как я уже говорил, в данной конкретной игре все эти сценарные трюки к месту, они выполнены в лучших традициях серии Disgaea, которой, по всей видимости, создатели и вдохновлялись. Ведь авторы попутно высмеивают все происходящее, сводя практически каждую ситуацию к абсурду. Для общей наглядности приведу пример. Чудеса везения творятся на экранах вашей портативной консоли, когда четверка героев совершенно случайно встречает старого учителя Эдеи, бороздившего океан на хрупкой посудине со своим котом-долгожителем, ровно в тот момент, когда они нуждаются в этом больше всего. Однако уже спустя пару минут ребята в поте лица будут вычерпывать из лодки воду под чутким руководством наставника, руки которого заняты доживающим свои девять жизней котом, и мечтать поскорее добраться до берега. Звучит забавно, да и выглядит все это с местным арт-дизайном куда потешнее. Не забывают герои периодически пробивать четвертую стену, обращаясь непосредственно к самому игроку. Например, когда сомнения и страх Йу достигают критической отметки, что чревато длинными монологами ввиду его болтливости, он обращается к игроку с просьбой не смотреть на него такими глазами. Ну как тут можно не улыбнуться?
Но хватит о сюжете и его подаче. Давайте поговорим о геймплее и особенностях данной конкретной игры. Bravely Second: End Layer – это, как вы уже поняли, классическая пошаговая ролевая игра, в которой стороны конфликта поочередно обмениваются ударами, пока одна из них не упадет замертво. Основным нововведением, которое привнесла данная серия, стали механики, именуемые «Bravely» и «Default». Они позволяют перед началом хода атаковать противников несколько раз подряд, расходуя очки действия в минус. Если атака прошла успешно и бой закончился до того, как ход перешел к вражескому отряду, то партия игрока получит бонус в виде дополнительных предметов или опыта; если нет, то отрицательный показатель на счетчике очков действия вынудит персонажей игрока пропустить несколько ходов подряд. В ином случае можно отсидеться в глухой обороне, что позволит накопить сразу несколько очков действия, постепенно расходуя их по ходу сражения. Использовать данные механики строго обязательно, так как некоторые заклинания или специальные атаки требуют для активации определённого количества очков действия, которых к началу боя попросту нет и их первоначально нужно накопить. Некоторые разновидности недругов и боссы в частности вынуждают периодически отсиживаться в обороне из-за банальной необходимости дождаться окончания действия какого-нибудь отражающего урон заклинания или активации смертоносной атаки, которая уже не так губительна для здоровья героев, если они спрятались за своими щитами.
Стремление выиграть битву как можно скорее, что, в общем-то, не только не возбраняется, но и мотивируется игрой в виде системы «Bring it on!», вынуждает использовать уязвимости противников, то бишь пускать в ход специальные заклинания, которые требуют времени для подготовки, вместо того, чтобы долго и муторно ковырять их мечами и топорами. Да и сами супостаты не брезгают пользоваться вышеупомянутыми командами, накапливая очки для очередной усиленной атаки, заставляя игроков запоминать паттерны действий, дабы вовремя выставить щиты. Все это делает сражения интересными и нетривиальными, а главное – динамичными, так как нельзя придумать одну или две универсальные тактики и использовать их всю игру. Впрочем, те, кто не желает заморачиваться на каждой случайной битве, раздавая указания вручную, могут воспользоваться функцией «автоматического боя», самостоятельно выбрав необходимые команды для каждого персонажа в специальном меню «Tactics». В этом же меню находится функция «Ablink», с помощью которой можно привязывать друзей из соответствующего списка к внутриигровым героям для того, чтобы призвать их прямо во время битвы. Подобная связь помогает абсолютно безвозмездно использовать открытые навыки друзей и их профессии, если таковые имеются. Чужими навыками разрешается пользоваться, даже если у вас и у ваших товарищей большая разница в уровнях. При желании можно загружать собственного персонажа в сеть раз в сутки, в зависимости от выбранного класса он будет помогать другим игрокам на поле брани, используя специальную атаку, а также выкрикивать коронную фразу, придуманную игроком. Так что не удивляйтесь, если увидите на поле боя Йу, одетого в костюм ниндзя, прославляющего бога Императора, или Эдею в экипировке лучницы, приветствующую игроков на итальянском языке. Но мы немного отвлеклись от боевой системы.
Что касается мотивации, о которой я обмолвился выше, желание закончить битву в первой фазе сражения не только экономит время, но также позволяет сразиться с новой пачкой противников ещё раз, что увеличивает количество получаемых опыта и предметов. Эта функция будет очень полезна для тех, кто хочет набраться сил перед встречей с очередным боссом, которых тут довольно много. Этой же цели служат специальные настройки, призванные уменьшить или увеличить шанс столкновения с неприятелями, их можно менять по мере прохождения в любое время на свой вкус. Немалую долю вариативности в тактике во время сражений занимают профессии – визитная карточка старых добрых ролевых игр. Так как подконтрольных игроку персонажей немного, и все они начинают свой героический путь стандартными «Фрилансерами», то обязанность назначать профессии ложится на плечи самого игрока. Профессий в игре целых три десятка, начиная от мечников и лучников и заканчивая боевым магом и «Котомантом». И нет, я не ошибся, в Bravely Second: End Layer действительно есть такой класс, он позволяет общаться с котами, не зря же четвероногие пушистые создания были добавлены авторами практически в каждый населенный пункт в количестве сразу нескольких штук.
Львиная доля профессий не доступна в начале игры, они открываются постепенно по мере прохождения, в основном после победы над очередным боссом. Одержали победу над каким-нибудь экзорцистом или опытным фехтовальщиком? Получите в награду новые навыки и умения. У каждой профессии, к слову, есть своя шкала опыта, которая увеличивается после каждой победы в сражениях наряду с опытом самих героев. Профессии можно менять в любое время без боязни потерять накопленный опыт. Более того, полученные и изученные навыки, как активные, так и пассивные, разрешается объединять, создавая по-своему уникальный и сбалансированный класс. Таким образом, ваши юниты поддержки уже не будут столь хилыми и неспособными дать сдачи. По мере прохождения сюжетной линии для игроков откроется возможность использовать две профессии одновременно, что может значительно ускорить процесс совершенствования навыков того или иного класса до максимума. И нет, профессии не прокачиваются одновременно, но их можно чередовать между собой. К сожалению, в End Layer нельзя изучать новые заклинания в ходе получения опыта в сражениях или с помощью найденных свитков, все магические заклинания покупаются в специальных магазинчиках, причем в каждом населенном пункте продаются свои собственные разновидности колдовства. Так что, если вы внезапно для себя в ходе прохождения игры возжелаете примерить шапку монаха, то придется подкопить деньжат и поколесить по Люксендарку, выкупая необходимые свитки. Впрочем, если вы запомнили или записали, где именно находятся нужные вам заклинания, то можно воспользоваться услугами свинки и телепортироваться туда, куда нужно.
Кстати о мире, он предстает перед игроками в виде глобальной карты с расставленными тут и там подземельями, деревнями и секретными зонами. Как и в предыдущей игре серии, передвигаться по миру придется самостоятельно, перемещаясь от одного населенного пункта до другого либо пешим ходом, либо с помощью лодки, если между вами и вашей целью стоит какой-нибудь водоем. На глобальной карте и локациях повсюду спрятаны расходные материалы, вроде зелий, антидотов и прочих трав, которые игрокам предстоит отыскать, если они возжелают пополнить свой инвентарь различными полезностями. Полезности эти отмечены в правом нижнем углу верхнего экрана в виде сундуков. Чтобы их подобрать необходимо заглянуть в каждый угол того или иного уровня в ожидании появления надписи «Изучить». Однако появляется надпись далеко не всегда, а потому придется сделать несколько кругов по той или иной локации, без конца нажимая кнопку «А». Некоторые предметы так хорошо спрятаны, а на их поиск уходит такое неприличное количество времени, если считать суммарно, что в процессе поиска поневоле ловишь себя на мысли, что с таким подходом до получения почетного титула человека, страдающего обсессивно-компульсивным расстройством, останется один шаг. Глобальная карта, как я уже говорил, используется для отслеживания конечной точки назначения, дабы продвинуться по сюжету, помимо этого на карте также будут периодически отображаться специальные места, которые необходимо посетить, чтобы выполнить какое-нибудь второстепенное задание, открывающее новые классы и навыки. Большинство локаций, к слову, уже знакомы тем, кто запускал первую часть серии, равно как и знакомы персонажи, на них обитающие, однако не стоит отчаиваться, если вы не играли в предшественницу. Вежливый диктор в любом случае объяснит, как и при каких обстоятельствам познакомились наши герои, и чем эта встреча закончилась для обеих сторон. Впрочем, с вводом в игру совершенно новых персонажей доведется посетить и новые не изученные ранее места или взглянуть на старые под иным углом.
К величайшему сожалению, Bravely Second: End Layer не обошла стороной проблема, известная в профильной прессе, как «кризис середины игры», так как после впечатляющего и динамичного старта, начинает казаться, что общий сюжет буксует на одном месте, вынуждая игроков скитаться от одного населенного пункта до другого без какой-либо существенной цели. Даже сами герои начинают подмечать пресловутый «бэктрекинг» (которым господа сценаристы не пренебрегают), закатывая глаза и надсмехаясь над сложившейся ситуацией. Когда цель приключения кристально чиста и понятна, а персонажи по указке дирижера-сценариста уже заняли свои стороны, остается только удивляться тому, как плохо авторы понимают, что нужно не сбавлять обороты, делая паузы по пять, а то и больше, часов, а наращивать их. Но вместо этого они предлагают посетить ещё несколько подземелий кряду, по прохождению которых герои обыграют пару-тройку забавных сценок. Так себе награда, честно говоря. Однако многим ценителям ролевых игр наверняка будет достаточно и этого. Существуют же люди, которым не лень прокачивать всю свою партию до максимума, исследуя этаж за этажом в каком-нибудь «Item World» в Disgaea, оставив сюжетную компанию далеко позади. Так что это скорее пунктик для тех, кто только-только собирается знакомиться с данной франшизой и этой конкретной игрой в частности.
И пока мы не перешли к иным особенностям проекта, отмечу, что в данной JRPG, как и в других новомодных представителях жанра, появились вкрапления нелинейности. То есть периодически в ходе выполнения задания игрокам предстоит делать выбор, занимая ту или иную сторону в различных вопросах и конфликтах. Большая часть подобных решений не влияет на основной сюжет, зато дает возможность получить одну из двух профессий, доступных на выбор. То есть ту, что на данный момент приоритетнее. К примеру, в назревающей конфронтации между красным магом и вором, которые в равной степени желают заполучить древний артефакт для своих целей, вам придется разделить чьи-то взгляды и учесть потребности. И здесь авторы умышленно наделили злодеев наименее привлекательными профессиями, а хороших героев, соответственно, наиболее привлекательными, заставляя игроков сомневаться в собственном выборе. Так что, скорее всего, вам в большей степени будет интересен костюм воришки и его навыки, нежели судьба пустынных людей, страдающих от жажды, и цветное облачение красного мага. Ситуации, подобные той, что я описал выше, будут повторяться с регулярным постоянством, а посему сердобольным игрокам придется свыкнуться с мыслью, что на протяжении почти всей игры самые интересные классы будут проходить мимо них.
Разработчики по полной программе задействовали все особенности платформы, чего уже давно не делал никто, даже сама Nintendo. Например, в Bravely Second: End Layer присутствует мини-игра, в которой главные герои создают ручные поделки на продажу. Она представляет собой своеобразную «игру в игре», в которой можно весело провести несколько часов кряду, или же оставить консоль включенной, разумеется, при условии, что мини-игра будет запущена. То есть пока вы занимаетесь какими-то другими делами, к примеру, пишите рецензию на Bravely Second, герои что-то мастерят. Суть в том, что на верхнем экране наша четверка создает игрушечных зеленых монстриков из папье-маше, а затем скидывает их вниз – на нижний экран, в специально подготовленный для этого дела лоток. За каждую игрушку начисляются очки «CP», которые можно затем потратить на ускорение процесса и совершенствование инструментов, то бишь ножниц, бумаги, клея и набивки. Пока герои в поте лица трудятся, заполняется шкала «Snack Time», которая как раз таки и выступает ускорителем в виде пирожных, тортов и прочих сладостей, мотивирующих ребят трудиться быстрее и эффективнее. За создание разноцветных монстров: синих, белых, оранжевых и розовых – начисляются дополнительные очки «CP» во время продажи, которые либо можно пустить в дело, либо обменять на «PG» – внутриигровую валюту или, проще говоря, деньги. Кроме того, покоряя новые вершины рукоделия, игроки будут постепенно открывать новые музыкальные композиции, которые затем разрешается сменить в меню игры.
Вторая мини-игра, если по отношению к ней можно так выразиться, уже знакома людям, игравшим в первую часть серии. Я говорю о строительстве деревни. Правда, на сей раз в роли деревни выступает разрушенная вмешательством Ба’алов поверхность Луны, которую мы будем постепенно открывать, восстанавливая дороги и мосты, чтобы добираться до населенных пунктов. На восстановление требуется время, причем порой немалое. Вполне возможно, что для починки очередного моста придется прождать сутки реального времени, однако ожидание окупится сполна, так как лунные поселения приносят героям различные приятные бонусы в виде расходных материалов, предметов, а также открывают доступ к особым атакам для разных классов и тактик. Заниматься строительством можно в любое время, открыв поверхность Луны на нижнем экране консоли, дабы отследить часы, оставшиеся до разблокировки того или иного населенного пункта, или же просто собирая ежедневные бесплатные предметы. Количество поселенцев со временем будет увеличиваться за счет найма других игроков, а это, как вы понимаете, рабочие руки, которые можно направить на улучшение построек для создания новых предметов и расходных материалов, а также на совершенствование космических кораблей, призванных отбивать атаки злобных инопланетных существ, то есть тех самых Ба’алов. Их, к слову, можно отсылать другим игрокам, дабы инопланетные существа терроризировали нижние экраны консолей ваших друзей. Или напротив, можно вызваться помочь товарищам расправиться с этими серьезными противниками. Уничтожать их или нет – строго опциональная вещь, однако стоит учитывать, что уничтожение Ба’алов приносит немало опыта и денег, что, как вы понимаете, станет хорошим подспорьем для новичков.
Ещё одна вещь, использующая особенности платформы с умом, – это так называемая шкала «Sleeping Points», выполненная в виде песочных часов. Она заполняется, когда консоль находится в спящем режиме с включенной игрой, и позволяет при активации совершить полноценное действие во время сражения, даже тогда, когда счетчик очков действия ушел в минус. Объясняется это тем, что Магнолия прихватила с собой с поверхности Луны специальные часы, способные останавливать время. Те из вас, кто не хочет ждать, пока закончится процесс накопления шкалы SP, могут приобрести несколько очков прямо во время игры в eShop за реальные деньги. Это несколько оказуаливает процесс, вкупе с настройками, где можно и вовсе отключить случайные столкновения, однако стоит помнить, что данные настройки работают и в обратном направлении, ведь помимо увеличения количества столкновений можно также изменять сложность сражений, полностью отключив всякие подсказки и оповещения на свое усмотрение. Ещё одним приятным аспектом данной игры является использование гироскопов консоли в некоторых сюжетных сценах, что также порадует почитателей нестандартных способов ввода. Ваш покорный, по правде говоря, вообще забыл, что такая функция у консоли есть, так как с момента выхода Metal Gear Solid: Snake Eater 3D, где гироскопы работали просто чудовищно плохо, повторно пользоваться данной функцией не доводилось.
Художественная часть Bravely Second: End Layer, возникшая из-под пера замечательного художника Акихико Ёсида (Akihiko Yoshida) выполнена просто превосходно. Это первая игра на Nintendo 3DS, в которой совершенно не хочется выключать 3D, не потому что к этому принуждают, как в Super Mario 3D Land, а потому, что данный эффект положительно сказывается на визуализации проекта. Дело в том, что объекты, находящиеся на переднем и заднем плане, создавались с расчётом на перспективу, поэтому разглядывать красоты местных пейзажей лучше всего с поднятым до самого верха ползунком, отвечающим за трехмерность картинки. Да и сам по себе арт-дизайн, полюбившийся игрокам ещё со времен Final Fantasy: The 4 Heroes of Light, сделан превосходно, зачастую именно он вытягивает графическое несовершенство ввиду не самого мощного железа платформы. Смотря на всех этих потрясающих мультяшных героев и не менее забавных супостатов, невозможно не умиляться. Несерьезность происходящего отразилась и на дизайне противников, так как в качестве врагов тут выступают пушистые кролики, восседающие на метлах ведьмочки и не самые умные, но очень верные слуги Кайзера, одетые в форму, похожую на ту, что носили немецкие солдаты времен Первой мировой и римские легионеры. Однако, чем дальше в лес, тем больше дров, а посему на пути героев будут встречаться и водяные чудища, и гигантские слюнявые пустынные черви, и агрессивные комки грязи, напоминающие, что мы все-таки играем в фэнтезийную ролевую игру, а не в очередную интерпретацию «Алисы в Стране Чудес».
Озвучка. О, эта озвучка. Великолепная игра актеров, включающая в себя оттенки различных акцентов: начиная от величественного британского, сквозящего в речах самого Кайзера, французского – его можно услышать от жительницы Луны Магнолии Арк, и заканчивая техасским акцентом, которым по какой-то причине наделили кайзеровских вояк. Тех самых, что носят форму немецких оккупантов. Я уже говорил о том, что эта серия очень похожа по наполнению и подаче на Disgaea? Здесь не только фигурируют знакомые голоса актеров, но также имеются сцены с уместным переигрыванием, высмеивающим определенные стереотипы о типичных злодеях. Все это создает по-своему уникальную атмосферу, дополняя бесподобную визуальную составляющую и необычный сценарий. К счастью, все без исключения сюжетные сценки были озвучены актерами, а для любителей чтения сценаристы написали ещё несколько сотен диалогов, которые можно активировать при желании, когда героям захочется что-то обсудить. Текст не сказать, чтобы большой по размерам, и для некоторых из вас это может стать проблемой в силу маленького экрана стандартной 3DS, однако он обособлен специальными пузырями и, как я уже говорил, сугубо опционален, так как все мало-мальски важные для сюжета реплики главные герои проговаривают вслух. Любители чтения также могут побеседовать со жрицей, которая всегда находится на связи с главными героями благодаря кристаллу, висящему на шее у Йу.
Да, без волшебных камней не обошлось и в этой игре. Не смотря на то, что госпожа Аньеса находится взаперти, она всегда доступна на нижней части экрана, а посему можно спросить ее, что она думает о той или иной ситуации, но чаще всего она будет выступать эдаким эквалайзером, напоминая игрокам, что от них требуется на данный момент. Сейчас такое редко встретишь в играх на двухэкранной консоли от Nintendo, поэтому это, несомненно, огромный плюс. Ценители оригинальной звуковой дорожки, к слову, также не уйдут обиженными, так как в любое время можно переключиться на японский язык в настройках игры. И, к сожалению, это решение со стороны авторов повлекло за собой некоторые последствия, так как им пришлось исхитриться для того, чтобы уместить игру с двумя звуковыми дорожками на одном картридже. Посему у западных актеров периодически сквозят в речах сухие металлические оттенки, а динамики консоли скрипят при выкрученной на максимум громкости, что, вероятно, было достигнуто в результате неаккуратного сжатия информации. А вот о музыкальном сопровождении за авторством композитора Ryo из японской рок-группы «Supercell» сказать толком нечего, так как оно получилось незапоминающимся, но в то же время не отвлекающим на себя от игрового процесса. Помимо звуковых артефактов в западной версии также была обнаружена цензура, по большей части она коснулась костюмов персонажей, прикрывающих оголенные части героинь, но помимо этого цензура сказалась на одной из плохих концовок игры, которой теперь просто нет.
Итог: При прочтении данной рецензии вам наверняка могло показаться, что вы читаете обзор первой части, то есть Bravely Default, так как с большей частью местных механик и особенностей игрового процесса вы, так или иначе, уже знакомы, ровно как и с персонажами и даже уровнями, на которых происходит основное действо игры. И в этом, пожалуй, кроется главный недостаток и в то же время достоинство Bravely Second: End Layer. Silicon Studio и Square Enix не стали изобретать велосипед, просто взяли уже придуманные некогда механики и геймплейные особенности, а затем развили их, немного усовершенствовав то, что и так работает. В таком случае игра уже не воспринимается, как полноценное продолжение с весьма ощутимыми нововведениями, а скорее напоминает работу над ошибками или является эдаким самостоятельным дополнением к оригиналу. И это даже хорошо, так как удивительная способность Square Enix превращать даже хорошие идеи в мусор обошла данную игру стороной. И если не обращать внимания на самоповторы и общую затянутость, то Bravely Second: End Layer была и остается замечательной игрой, которую я рекомендую как тем, кто не притрагивался к играм данной серии, так и тем, кто уже успел ознакомиться с первой частью, хотя бы ради того, чтобы узнать, что же сталось с полюбившимися персонажами. Отличное чувство юмора и по-хорошему безумное настроение игры, интересная боевая система, потрясающий арт-дизайн и дополняющая его игра актеров, а также внутриигровые функции, грамотно использующие практически все особенности консоли, в том числе и пресловутую «трехмерность», не оставят равнодушными обладателей Nintendo 3DS и ценителей японских ролевых игр в частности. И пусть пока что разработчики не решились на кардинальные изменения, мы все понимаем, что сотрудникам Square Enix и Silicon Studio предстоит как следует попотеть, чтобы не ударить в грязь лицом при создании Bravely Third, если она когда-нибудь появится на рынке.
А на этом у меня все, всем спасибо за внимание. Ждите больше материалов в самом ближайшем будущем.