«Говорит Аманда Рипли. Запрашиваю немедленную эвакуацию с исследовательской станции «Мендель». Прошу того, кто примет этот сигнал соблюдать крайнюю осторожность. На станции находится... инопланетная форма жизни. Она смертельно опасна. Повторяю: смертельно опасна!»
Радиосигнал, выпущенный со станции «Мендель»
После выхода одной из самых громких игр про ксеномофров за последние годы, Alien: Isolation, поклонники серии затаили дыхание и стали ждать новостей от издателя. Была надежда, что SEGA и Creative Assembly вновь объединят усилия и создадут полноценный сиквел, но мастера стратегических игр решили, что с них хватит экспериментов, и вернулись к привычному жанру. Тогда за дело взялось издательство Dark Horse Comics, которое подробнейшим образом рассказало о дальнейшей судьбе Аманды Рипли на бумаге, посвятив её странствиям (а также странствиям её подруги Зулы Хендрикс из Aliens: Defiance) целую серию комиксов – Aliens: Resistance.
Однако события комикса развиваются на Земле, спустя три года после того, как Аманда направила «Севастополь 2137» на столкновение с KG348, оставшись в итоге дрейфовать в открытом космосе. Так как же ей удалось пережить этот кошмар и вернуться к нормальной жизни? Ответить на этот вопрос поспешила студия Axis Animation, выпустившая мини-сериал Alien: Isolation – The Digital Series, состоящий из семи эпизодов. Цель анимационного сериала заключалась в том, чтобы пересказать сюжет оригинальной игры, попутно подведя историю к событиям Alien: Blackout. Какой-либо художественной ценности сериал в себе не нес, да и выполнен был на весьма посредственном уровне, однако он вносил немного ясности в дальнейшие метаморфозы, произошедшие с Амандой Рипли.
Alien: Blackout обернулась тем, чего поклонники ксеноморфов ждали так долго – видеоигрой. Вот только вся радость и ликование моментально сошли на нет, когда выяснилось, что речь идёт о мобильной игре, разработанной студиями D3 Go!, FoxNext Games и Rival Games для смартфонов под управлением iOS и Android. Нужно ли говорить о том, что подобным шагом авторы ополчили против себя чуть ли не всё игровое сообщество, которое не преминуло забросать их злобными комментариями и наставить дизлайков под дебютным трейлером? И всё бы ничего, вот только после релиза ситуация в корне поменялась: гневные тирады стихли, а просьбы поклонников сделать сиквел к Alien: Isolation постепенно переросли в требования развить идеи Alien: Blackout или, на худой конец, дополнить игру новым контентом. Значит ли это, что перед нами первый в истории достойный проект по Чужим для смартфонов? Давайте попробуем разобраться.
Итак, после уничтожения «Севастополь 2137» дрейфующую в космосе Рипли, потерявшую сознание от недостатка кислорода, обнаруживает корабль, принадлежащий научно-исследовательской станции «Мендель». Что именно изучал экипаж станции, работающий на Вейланд-Ютани, доподлинно неизвестно, но в самой игре есть непрозрачные намёки, представленные в виде бесконтрольно растущих в различных местах растений и заполонившего каюты грибка. К тому же само название станции отсылает к австрийскому биологу и ботанику Грегору Иоганну Менделю, положившему начало науке о наследственности генов. Так что, можно смело предположить, что сотрудники «Менделя» занимались какими-то генетическими исследованиями и выводили определенные виды растений для колонизаторских миссий.
После того, как Аманду подобрали учёные – её поместили в гиперсон. И когда девушка пришла в себя, то обнаружила, что весь экипаж станции был зверски убит, а спасательные капсулы отстёгнуты. Удалось ли кому-то спастись, кроме неё самой, – неизвестно. Чтобы не повторить судьбу несчастных сотрудников «Менделя» и предупредить остальных об опасности, Аманда посылает радиосигнал в космос, а сама находит убежище в воздуховоде, следя за перемещениями монстра с помощью специального устройства.
Но, сойти с ума от одиночества и постоянного страха Аманде было не суждено, поскольку к станции пришвартовывается коммерческий шаттл «Холдин», нуждающийся в ремонте. На борту обнаруживается парочка пассажиров, путешествующая в сопровождении двух членов экипажа. Торговцы предлагают вызволить Рипли из западни, если та поможет им раздобыть необходимые запчасти. Ухватившись за шанс, девушка даёт согласие и, используя свои инженерные навыки, делает всё возможное, чтобы изголодавшийся охотник не добрался до своей добычи: отслеживает местоположение Чужого по камерам, манипулирует дверьми и отдаёт распоряжения экипажу по внутренней связи.
Если вы когда-нибудь притрагивались к стелс-игре под названием Republique от студии Camouflaj, которая также разрабатывалась для мобильных телефонов, то в Alien: Blackout вы почувствуете себя как дома, поскольку она заимствует основные механики, построенные на прокладывании оптимальных путей и избегании прямых столкновений с источником угрозы. В арсенале Аманды наличествуют камеры слежения, схематичная карта местности, датчики движения, а также информация о текущем состоянии команды «Холдина». Каждый из семи уровней представляет собой головоломку: число функционирующих камер, датчиков и прочих полезных электронных приборов невелико, охватить всю площадь той или иной секции они не способны. Поэтому всегда есть слепые зоны, сломанные двери или просто большие открытые пространства, в которых героям будет непросто спрятаться, если монстр нагрянет к ним в гости.
И, как будто этого всего было недостаточно, разработчики ввели ограничитель по времени, отсчитывающий минуты до наступления «Blackout’а» – полного отключения всех электронных систем. На «Севастополе 2137» была схожая ситуация, но там проблемы с электроэнергией объяснялись тем, что станция готовилась к своему закрытию, а что приключилось с внутренними системами «Менделя» – сказать сложно. Вероятно, разработчики старались сохранить преемственность и поставить знакомые механики на новые рельсы, а придумать какое-то логичное объяснение происходящему попросту не смогли. Как бы там ни было, Рипли придётся проявлять чудеса многозадачности, следя не только за перемещениями монстра, состоянием команды и тикающим таймером, но и за показателями энергии. И это чертовски важно, так как незакрытая вовремя дверь или неподключенный датчик могут стоить кому-то жизни.
Как известно, одна из главных механик Alien: Isolation, непредсказуемость Чужого, негативно сказалась на восприятии проекта, что ни разу не помешало ей перекочевать в Alien: Blackout. Она всё также будет заставлять игроков нервно елозить на стуле, периодически брать паузы и ходить кругами по комнате, но, как ни странно, в мобильной игре она выглядит куда уместнее. А всё потому, что сессии здесь намного короче, чем в «Изоляции», где любая ошибка могла стоить двадцати, а в некоторых случаях тридцати минут игрового процесса. Да, Чужой зачастую ведёт себя нечестно – безошибочно находит местоположение героев, моментально достигает своих жертв и совершает не поддающиеся объяснению манёвры, но цена ошибки не так уж и высока. Ведь любой этап можно моментально переиграть и сделать так, чтобы все сотрудники Вейланд-Ютани остались живы-здоровы. От того, выживут они или нет, будет зависеть концовка игры, а также набор итоговых достижений.
К разговору о подопечных, у каждого из них есть строка состояния, представленная в виде сердечного ритма. Когда кто-то из членов экипажа «Холдина» видит или слышит Чужого, рыскающего по отсекам корабля или ползающего по вентиляционной шахте, – его пульс учащается. Если герой надёжно спрятан, то никаких особых последствий подобный контакт не возымеет – персонаж оповестит Рипли о том, что ксеноморф где-то неподалёку и предупредит о его уходе. Однако, ситуация приобретает несколько иной оборот, когда кто-то из потенциальных жертв попадается хищнику на глаза. В таком случае может начаться паника, бегство в случайных направлениях, игнорирование приказов Аманды или оцепенение.
Заслышав крики ужаса, можно смело перезапускать уровень, так как ничем хорошим это всё равно не закончится. Герои здесь не то, чтобы беспомощные Лемминги, они самостоятельно движутся к целям и могут спрятаться, когда надо, но спускать с них глаз всё же не стоит. Некоторым из них может даже посчастливиться сделать ноги от идущего по пятам монстра, однако такие ситуации крайне редки и могут расцениваться, как большая удача. Сама Аманда рискует жизнью не меньше других, ведь Чужой прекрасно осведомлён о её положении и нередко будет заглядывать на огонёк. Чтобы предотвратить гибель инженера, игрок должен внимательно прислушиваться к происходящему. Заслышав подозрительный шум, доносящийся из воздуховода, необходимо в срочном порядке переключиться на Рипли и успеть заблокировать проход. Звук играет чертовски важную роль, поэтому проходить Alien: Blackout лучше всего в наушниках – без них определить, с какой стороны движется ксеноморф, будет непросто.
Все вышеописанные механики служат одной цели – создать напряжение. В этом плане Alien: Blackout действительно справляется со своей задачей и помещает игроков в очень непростую обстановку, где им придётся постоянно переключаться между вкладками, буравить глазами карту, с замиранием сердца вглядываться в пустоту вентиляционных шахт, вслушиваться в тишину космоса и с ужасом смотреть на то, как Чужой настигает кого-то из пассажиров «Холдина». По окончанию уровня приходит настоящее удовлетворение, будто бы действительно была проведена сложная операция, по результатам которой никто серьёзно не пострадал. Тем не менее, ярым поклонникам Republique детище D3 Go!, FoxNext Games и Rival Games может показаться слишком перегруженным. Несмотря на то, что Чужой всего один, обработать такое количество входящих данных и учесть все установленные авторами условия бывает непросто. В таком случае любая новая переменная, будь то незнакомая локация или возросшее число шахт, по которым перемещается монстр, может запросто выбить геймера из колеи.
Но назвать данные особенности недостатком сложно, ведь после небольшой практики и пары-тройки попыток приходит понимание, а вслед за ним и отработанность действий. Настоящих минусов у игры ровно два. Первый – это явная ориентированность на планшеты. Да, Alien: Blackout можно спокойно проходить и на обычных смартфонах, что мы и сделали, однако попасть по крошечным точкам на карте, обозначающим персонажей, а также приказать им выполнить нужные команды бывает очень непросто. Всё это может стать причиной нелепых ошибок и, как следствие, случайных смертей. Из-за этого нюанса пропадает ощущение контроля над ситуацией, которое очень важно в играх подобного толка, а на его место приходит неуверенность в собственных силах или в работоспособности приложения.
Второй минус – это рейтинг. Если вы создаёте хоррор-игру про одного из самых опасных существ во вселенной, то какого ж рожна она должна быть рассчитана на подростков в возрасте «13+»? Этим своим решением авторы сами отрезали себя от массы художественных приёмов, которые могли бы усилить хоррор-составляющую проекта. Из-за отсутствия каких бы то ни было последствий от встречи сотрудников «Менделя» с инопланетной формой жизни, складывается впечатление, будто бы все они дружно запрыгнули в спасательные капсулы и преспокойно унеслись в далёкие дали. А ещё в сиквеле к Alien: Isolation больше нет леденящих душу расправ, учинённых безжалостной тварью: никто никого не пронзает хвостом, не проламывает черепа и не устраивает кровавые представления. Чудище просто прыгает на своих жертв и валит их на пол. Остальное, по всей видимости, должно дорисовать воображение игрока. Ну и, конечно же, куда-то запропастился мат. Не то, чтобы мы сильно жаловали его в видеоиграх, просто очень странно видеть культурную Аманду Рипли, пришедшую на смену сапожнице из прошлой части. Начинает казаться, что за время пребывания в стенах «Менделя» Чужой успел преподать девушке пару-тройку уроков этикета.
И, говоря о Рипли, её роль здесь исполняет та же самая актриса, что и в Alien: Isolation, Андреа Дэк (Andrea Deck), которая прекрасно справляется со своей задачей, создавая образ вовлечённого в процесс спасения людей инженера. Вообще, это касается не только её, но и всех остальных актёров. Удивительно, насколько хорошей может быть озвучка в мобильных играх, когда список выразительных инструментов сильно ограничен. Ввиду того, что игроки будут чаще слышать, нежели видеть героев, действующие лица стараются изо всех сил отыгрывать лёгкую нервозность или панический ужас, будто бы они и впрямь находятся там, где находятся и видят перед глазами нечто действительно пугающее. И это ещё доказывает, что играть в Alien: Blackout без наушников не имеет ни малейшего смысла.
Напоследок хочется поговорить о продолжительности игры. Читая отзывы на Alien: Blackout в сети, можно запросто нарваться на мнение, что игра очень короткая и не стоит своих денег. И действительно, на старте игра стоила $6.49 и предлагала всего семь уровней одиночной игры, которые успешно одолевались за несколько вечеров и то, если задаться целью спасти всех членов экипажа «Холдина». Однако прямо сейчас стоимость мобильного приложения составляет меньше одного доллара, и после ряда обновлений в него был добавлен дополнительный режим «Выживание». От обычной одиночной кампании выживание отличается тем, что в нём нет никаких сохранений и возможности перезапуска уровней, на всё про всё даны три энергослота, а сам Чужой отображается на экране белой точкой. Да, негусто, но за такую цену – это, можно сказать, настоящий подарок.
Итог: Alien: Blackout – мобильная игра, выдержанная в стилистике предшественницы, в основе которой лежат знакомые механики, создающие напряженную и гнетущую атмосферу. Благодаря особому вниманию к деталям, можно сделать вывод, что разработчики подошли к проекту с большой любовью и трепетом, подарив нам достойное продолжение серии. К сожалению, перегруженность интерфейса, заточенность под планшеты, ориентированность на подростков и малая продолжительность мешают назвать данную игру лучшей в своей нише. Тем не менее, перед нами первый по-настоящему удачный дебют ксеноморфа на мобильном поприще и мы надеемся, что не последний. С идеями, заложенными в Alien: Blackout, можно ещё долго экспериментировать, прикрутив к одиночной кампании, ассиметричный мультиплеер, наподобие Resident Evil: Resistance, в котором одни игроки пытаются довести гражданских до места назначения, в то время как другие стараются всячески этому помешать, периодически натравливая на них монстра.
А на этом у нас всё. Всем спасибо за внимание, ждите больше материалов в самом ближайшем будущем.