«Якудза и татуировку связывает долгая история. В эпоху Эдо преступникам ставили клеймо на щеку или лоб, чтобы пометить их на всю жизнь. Как только к власти пришли якудза, наказание было превращено в символ, который носили с гордостью, а татуировка стала искусством. Сплошной красивый узор обычно располагается на плечах и спине. Картины нарисованы с таким мастерством, что, когда человек напрягает мышцы, они как будто оживают. И стоит такая татуировка недешево — самые сложные доходят до 15000 долларов и требуют сотни часов болезненного нанесения без анестезии. Нередко бывает и так, что особенно красивый узор помещают в рамочку после того, как его владельцу он становится уже ни к чему.
В отличие от американской мафии якудза — признанный элемент общества. Многие корпорации нанимают их для управления собранием акционеров: несговорчивым акционерам они наносят визит, и тогда при голосовании уже не возникает неожиданных трудностей. Якудза также принимают активное участие в праздниках и общественных делах. Бывает, что правительство даже поощряет подобное участие, надеясь тем самым приобщить якудза к основной массе японцев и таким образом усмирить их или как-то на них повлиять».
Карин Мюллер, «Всегда сопротивляйся, никогда не подчиняйся»
В конце прошлого года владельцы консолей PlayStation не понаслышке ощутили на себе нехватку эксклюзивного контента, ведь им довелось на протяжении практически полугода наблюдать странное затишье, которое ознаменовал запуск PlayStation 4 Pro и PlayStation VR. Дебют обновленной домашней системы и шлема виртуальной реальности не мог не отразиться на общем положении дел компании Sony, он потребовал от медиа-гиганта усиленного внимания и серьезных денежных вливаний, а потому обладателям обычных PlayStation 4 пришлось запастись терпением и ненадолго переключить всё своё внимание на другие проекты, коих, благо, было предостаточно. Впрочем, осенний штиль, как и всякое затишье подобного рода, рано или поздно должен был закончиться, и уже в начале зимы на выставке PlayStation Experience 2016 сотрудники Sony Interactive Entertainment четко дали понять присутствующим, что игры будут и их будет много. Свое обещание консоледержатель выполнил, и не успел год толком начаться, а эксклюзивные игры уже сыплются как из рога изобилия: на полках магазинов, в том числе и цифровых, уже дожидаются своих покупателей The Last Guardian, Let it Die и Gravity Rush 2, а следом за ними неспешно подтянулись или только готовятся к релизу Ni-Oh, Horizon Zero Dawn, Persona 5 и наша сегодняшняя гостья – Yakuza 0.
Какие ещё новинки будут ждать владельцев консолей PlayStation 4 и PlayStation Vita, можно узнать из новостей и календаря релизов, нас же интересует приквел к одной из самых давних и знаменитых видеоигровых серий, насчитывающей на сегодняшний день шесть номерных частей, пять спин-оффов и даже один ремейк, который, к слову, готовится релизу на западном рынке летом текущего года. Действие Yakuza 0 разворачивается в двух самых густонаселенных городах Японии образца 1988 года: в Токио, районе Камуротё, и в Осаке, районе Сотэнбори. Главными героями приквела стали молодой якудза Казума Кирью, который совсем недавно разменял свой второй десяток, и Мадзима Горо – двадцатичетырехлетний администратор хостесс-клуба. Время выбрано не случайно, поскольку этот период для экономического благосостояния Японии был весьма непростым и даже получил название «Японский финансовый пузырь», но подробнее об этом явлении каждый может почитать сам. Нам же для понимания ситуации важно знать об этом периоде лишь то, что по стране гулял кризис, стоимость йены на мировой арене падала, японские товары вымещались с рынка более дешевыми импортными аналогами, а люди зарабатывали любыми доступными способами. В том числе не брезговали заниматься спекуляциями на фондовом рынке и рынке недвижимости. Всё это, конечно же, привело к скачку инфляции и росту цен до таких высот, что люди просто не могли больше что-то либо покупать и экономика целой страны преобразовалась в настоящий «пузырь», который вот-вот должен был лопнуть.
Но поскольку до этого знаменательного события оставалось ещё несколько лет, а спекулятивный характер ведения дел на рынке только набирал обороты, отдельные земельные участки Токио стали лакомым кусочком и предметом интереса великого множества организаций, в том числе тех, что разрабатывают себе на жизнь, усложняя её другим. Вся эта ситуация, конечно же, нашла отражение в сюжетной арке Казумы Кирью – молодого паренька, который к моменту начала игры зарабатывает на жизнь, вышибая деньги из должников для семейства Додзимы. Однажды ночью, когда на Токио опустились сумерки, а на улицу как по расписанию высыпали пьяницы, сборщики дани, шумные компании и женщины легкого поведения, главный герой, по воле случая, оказался не в том месте не в то время. Человек, из которого Казума выбивал задолженность, прощается с жизнью в, казалось бы, ничем не примечательной подворотне. Правда, сам герой в момент кончины несчастного парня не присутствовал, но, разумеется, стал одним из главных подозреваемых в убийстве гражданского лица. Игроки, которым довелось наблюдать «работу» молодого якудзы, знают, что парень ещё не успел совершить никаких серьезных преступлений, а потому полностью невиновен, однако объяснить это «лейтенантам», «капитанам» и даже главе семейства Додзима оказалось делом весьма непростым. Всю ответственность за содеянное переложили на плечи наставника Казумы и его брата Акиры Нисикиямы – Синтаро Кадзаму, которого бандиты успели заключить под стражу. Очень скоро выяснится, что всё произошедшее является ничем иным, как очередным этапом в борьбе между организациями всех мастей и пород за некий «Пустой лот» – ту самую ничем не примечательную подворотню, в которой было совершено вышеупомянутое убийство. Позже на этом месте будет построена легендарная «Башня тысячелетия», которую можно пронаблюдать в следующих частях серии, а пока оно представляет собой лишь грязный, но уже обагренный кровью клочок земли.
Разумеется, активное участие в борьбе принимают не только целые семейства, кланы и акулы бизнеса, воротящие миллионами. За право владеть землей сталкиваются между собой и отдельные составные части этих организаций – лидеры, всегда готовые наступить на глотку своим «коллегам» и «партнерам», дабы заполучить желаемое раньше других. Именно поэтому заключение под стражу ни в чем неповинного наставника Кадзамы стало первой ласточкой, ведь убрав одного из конкурентов и приписав ему убийство, которое якобы усложнило жизнь семье, «капитаны» и «лейтенанты» приблизили себя к верхушке иерархии, а следовательно, и к заветному «Пустому лоту». В этой гонке такие люди, как Казума Кирью, являются лишь пешками. Не желая играть по чужим правилам, парень не без труда покидает семейство и отправляется в свободное плавание, дабы узнать правду и отстоять свою честь и честь наставника, став попутно одним из самых главных врагов для лидеров семейства Додзимы. И да, это очередная история, в которой моральные принципы и честь сталкиваются лоб в лоб с жаждой денег и власти, а потому такой идейный человек с ярко выраженным чувством справедливости, как Казума, который видит в выбранном им пути настоящее призвание и считает, что всякая ситуация должна быть разрешена исключительно с точки зрения чести и достоинства, просто обязан был стать костью в горле людей, готовых продать друг друга ради красивой одежды, доступных женщин и дорогих машин. Впрочем, углубившись во все происходящее, вскоре Кирью и сам станет финансовым воротилой, сможет скупать недвижимость, открывать магазины, переоборудовать складские помещения и самостоятельно назначать персонал. Будущие торговые представители, менеджеры и продавцы в основном генерируется игрой случайным образом, но самые полезные и опытные сотрудники добываются в ходе выполнения побочных заданий, о которых мы поговорим чуть позже.
Если заслышав такие фразы, как «приобретение недвижимости» и «подбор персонала», кто-то из моих читателей уже представил себе часы скучного и однотипного микроменеджмента, как в какой-нибудь Metal Gear Solid V: The Phantom Pain, то смею заверить, что сам по себе микроменеджмент тут довольно примитивный и легкий в освоении, а всё самое интересное происходит за пределами таблиц и схем. Каждый клочок земли Токио давным-давно поделен между бандами и влиятельными конторами, которые не только готовы отстаивать свои территории, насылая толпы вооруженных якудз на неприятелей, они также ни за что не упустят шанса поставить конкурентов в неудобное положение и прибрать к рукам их собственность, а это значит, что игроков будет ждать натуральная борьба за территории. Токийский район Камуротё, к примеру, давным-давно прибрала к рукам «Пятёрка Миллиардеров», представленная пятью эксцентричными личностями, которые владеют практически всей недвижимостью в данном регионе. Завоевание территории – это полноценная «игра в игре» в виде отдельной компании, в ходе которой Кирью вынужден будет сколотить капитал, чтобы начать скупать различные заведения в промышленных масштабах, расширяя свои владения в каждом из пяти секторов, принадлежавших вышеупомянутой «Пятерке Миллиардеров».
Инвестируя деньги в собственность и приобретая готовый бизнес, Казума будет постепенно увеличивать процент своего влияния в отдельно взятых секторах, в связи с чем пятерка обязательно попытается каким-нибудь образом помешать его планам. Так, Миллиардеры могут заслать своих ребят, которые приостановят деятельность предприятий или постараются перекупить одного из менеджеров, а в иной раз и вовсе бросят Казуме вызов, от которого тот не сможет отказаться. К примеру, Король Развлечений, так зовут одного из Миллиардеров, предложит герою победить в караоке-дуэли, а Король Электроники потребует набрать пять миллионов очков в аркадной игре Out Run от Sega, что сделать довольно непросто, надо сказать. Победив оппонента в дуэли, Казума сможет расширить степень своего влияния, а проиграв, соответственно, уменьшить. Но окончательным и бесповоротным владельцем того или иного сектора молодой якудза сможет называться только тогда, когда уложит на лопатки в честной схватке каждого Миллиардера и их сподручных. Участвуя в постоянных войнах за недвижимость и уличных драках, Казума, собственно, как и другой герой приквела – Мадзима Горо, начнет зарабатывать вовсе не привычные для фанатов серии тысячи йен, которые можно будет спускать в кабаках и казино, а целые миллионы. При этом цены в магазинах останутся на прежнем уровне. Вот и получается, что поучаствовав всего один-два раза в уличных драках, герои смогут скупить всё, что лежит в ближайшем гипермаркете, если, конечно же, хватит места в карманах. Каждый предмет по-прежнему занимает одну ячейку в вещмешке героя, а количество ячеек всегда остается неизменным. На что же тогда предстоит тратить заработанные миллионы? – спросит неосведомленный читатель. Во-первых, их можно потратить на всю ту же недвижимость, цены на которую ввиду сложной экономической ситуации на рынке довольно высоки, но всё ещё достижимы для тех, кто готов вкладываться в этот бизнес.
Во-вторых, деньги можно «инвестировать» в самого себя. Да, вы не ослышались, игра сама говорит об этом прямым текстом, причем несколько раз. Заработанные миллионы можно спустить на разблокировку и улучшение отдельных навыков, повышение здоровья, усиления ударов, изучение новых движений, из которых затем будут создаваться целые комбинации. Всё это делается не отходя от кассы и в любой момент, даже во время очередной эпичной драки с каким-нибудь боссом. Стоимость новых умений варьируется от 400 тысяч йен до 100 миллионов, а некоторые ветки заблокированы и обозначены загадочной буквой «М», это означает, что игрок должен пройти тренировку у очередного «мастера», о которых дальше по тексту. В-третьих, деньги можно спустить на развлечения, коих в игре какое-то неприличное количество. Это могут быть залы с игровыми автоматами, площадки для бейсбола, женский реслинг, казино, подпольные бои, караоке-клубы, телефонные свидания, просмотр фильмов для взрослых, бильярд и многое, многое другое. Разумеется, каждый такой досуг сопровождается забавными мини-играми, а также дополнительными тратами. Например, игрок сможет собрать и улучшить свою радиоуправляемую микро-машинку, вкладывая в неё средства и покупая различные дорогие детали, вроде мотора или колес, для того чтобы лидировать в соответствующих соревнованиях. Распевание песен в караоке-клубе требует от игрока хорошей реакции, ведь любое выступление представляет собой длинную комбинацию из большого количества кнопок. А виртуальная рыбалка, как и настоящая, потребует поиска и покупки хорошего оснащения, без которого герой только и будет, что ловить на крючок старые сапоги да пустые рваные сумки, выброшенные в воду какими-то карманниками.
А ещё в Yakuza 0 можно буквально швыряться своими деньгами. То есть герой просто молча сует руку в карман, вытаскивает здоровую пачку денег и выбрасывает в воздух, расчищая себе тем самым практически любой путь, ведь недруги и окружающие люди будут очень заняты, подбирая с земли выброшенные героем купюры. Весь геймплей Yakuza 0, собственно, как и любой другой части серии можно поделить на три условных режима: история, исследования и сражения. Это наследие великой серии Shenmue от небезызвестного Ю Судзуки (Yu Suzuki), которое перетекло в серию Yakuza практически в первозданном виде и надежно в нем обосновалось, несмотря на то, что фанаты обеих серий стараются отрицать очевидное сходство их структур. И поскольку мы уже рассказали всё самое интересное о процессе исследования городов, то неплохо было бы упомянуть, что помимо посещения различных заведений в игре есть куча других занятий, например, поиск друзей и развитие отношений с окружающими людьми. Так, для улучшения отношений с местными продавцами нужно чаще заходить в определенные торговые лавки и постоянно что-то покупать; чтобы завести дружбу с местным наивным, почти карикатурным полицейским, который чувствует всем своим нутром, что Казума Кирю далеко не простой человек, достаточно постоянно показывать ему содержимое своего вещмешка, дабы тот убедился, что герой не переносит какие-то опасные предметы; а наладить связь с маленькой девчушкой, которая постоянно торчит возле зала с игровыми автоматами компании Sega, можно периодически наведываясь в зал и выигрывая для неё какую-нибудь плюшевую зверушку.
Польза от налаживания отношений с теми или иными персонажами есть, поскольку большую их часть можно будет в дальнейшем пригласить на работу в качестве менеджеров, секюрити или офисных служащих. Каждый персонаж обладает своим уровнем работоспособности и степенью полезности в одной из нескольких доступных сфер бизнеса, от которой будет зависеть конечная зарплата работника. Если менеджер, к примеру, хорош в развитии общепита, то имеет смысл нанимать его в подобные заведения и инвестировать в это дело средства, что повысит степень эффективности данных предприятий, и, следовательно, увеличит прибыль, но и оплата труда такого рабочего будет соответствующая. Все заведения поделены на ранги, начиная от низшего «C», что означает, что точка является малопосещаемой и, как следствие, неплатежеспособной, до наивысшего «S». Что касается секьюрити, то эти ребята будут периодически помогать герою в схватках с уличными бандитами или засланными головорезами, для этого достаточно назначить их охранять тот или иной сектор города. Появляются они далеко не всегда, но польза от них однозначно есть, так как по мере прохождения игры количество супостатов на квадратный метр растёт и зачастую в драке не хватает товарища, который мог бы отвлечь на себя большую часть оппонентов. Набирать людей в эту сферу предстоит среди самых отъявленных бандитов, предварительно задобрив их выполненными поручениями. Если, к примеру, свести мафиози с парнем, который продает очень вкусные грибы в какой-то невзрачной подворотне, то можно узнать, что глава мафии когда-то давно работал шеф-поваром в одном из лучших европейских ресторанов, но, не сумев найти нужный сорт грибов для своей пасты, разочаровался в этой сфере деятельности и решил пойти по кривой дорожке. Отыскав для него необходимый продукт, герой поможет мафиози начать новую жизнь, а заодно воплотит в реальность мечту паренька из подворотни, который больше всего на свете жаждет, чтобы весь мир узнал о его грибах. Нормальных грибах, а не о том, о чем вы могли подумать. В общем, выручив ребят, Казума получит в распоряжение главу мафии, который всегда будет готов прийти на помощь, если нанять его на охрану территории.
Любители собирать всякую всячину смогут побегать по закоулкам районов Токио и Осаки, разыскивая хитро спрятанные телефонные карты с изображенными на них полуобнаженными девицами, а также при желании могут ввязаться в выполнение внутриигровых заданий. Последние представляют собой огромный список, в котором галочками отмечаются все успешно достигнутые игроком условия: поговорить с определенным числом людей на улице, спасти энное количество гражданских из лап бандитов, победить как можно больше супостатов в определенном стиле и так далее. Всякая инициатива будет награждаться очками CP, которые можно будет обменивать в специальном заведении, выполненном виде храма, возле которого стоит клоун с красным носом и радужной афро-прической... Мда… В общем, можно обратиться к клоуну Бобу и получить доступ к бесплатным дополнениям, представленным в игре в виде новых костюмов, оружия и различных расходных предметов, которые с регулярной частотой пополняли собой каталог с конца января по середину февраля текущего года, а в самом храме не возбраняется произвести обмен очков CP, дабы получить быстрое восстановление энергии во время сражений, ускорить процесс сбора средств с контролируемых территорий или увеличить количество зарабатываемой валюты во все тех же уличных драках.
В общем, запустить Yakuza 0 и оставить в игре сотню-другую часов своей жизни можно запросто, потому как интересных занятий в игре десятки, если не сотни. И пока мы совсем не отдалились от наших условных режимов, то хотелось бы ещё немного внимания уделить режиму «истории», ведь мы прошли только половину пути и совсем не уделили внимание Мадзиме Горо, сюжетная арка которого развивается одновременно с уходом Казуми Кирью из семейства Додзимы. Великий и ужасный «Повелитель ночи» к моменту начала игры проживает в Осаке и промышляет администрированием одного из самых легендарных хостес-клубов в Японии, название которого звучит как «Grand», то есть «Великий». Промышляет весьма успешно, поскольку Горо очень талантливый и умный молодой человек, способный любой конфликт решить в свою пользу, сделав даже безвыходную, казалось бы, ситуацию, выигрышной для его бизнеса. Накопленную прибыль господин Горо отдает якудзам, но вовсе не потому, что они его «крышуют», вовсе нет. За несколько лет до событий игры Мадзима и его брат ослушались своего босса из клана Тоджо, пытаясь решить один непростой вопрос так, как братья решили для себя сами, что в итоге привело к очень печальным последствиям. Братишку Мадзима с тех пор больше не видел, а сам он лишился глаза и был сослан в Осаку, где работая в хостес-клубе администратором, должен «выкупить» свое право вновь зваться якудзой. В одну из таких ночей, когда клуб полнился богатенькими клиентами, играл оркестр, шампанское лилось рекой, а деньги летели в воздух под смех молоденьких японок, Мадзима Горо решил, что он принес клану достаточно денег для того, чтобы искупить свою вину.
Устав находиться в этой серой «клетке», молодой администратор доложил своему «куратору» господину Сагаве о выходе из игры, на что получил последнее задание, которое должно гарантировать его возвращение в ряды якудза. Всё, что нужно сделать Мадзиме – это убить некоего Макимуру Макото. Поиск цели привел незадачливого убийцу в массажный салон, в котором работает мужчина среднего возраста весьма крепкого телосложения, усеянный сверху донизу татуировками и совсем юная незрячая девушка, работающая ассистенткой. Решив было, что здоровяк и есть главная цель, Горо ввязывается в смертельную драку, однако разборку прерывают взявшиеся из ниоткуда якудза, пытающиеся схватить медсестру, попутно убив всех свидетелей происшествия. В ходе разговора с бандитами озадаченный герой узнает, что Макимуру Макото, которого он должен был устранить, это и есть та самая девушка, работающая в массажном салоне, а это значит, что цель у Горо увели прямо из-под его носа. Пока герой соображал, что к чему, якудза успели серьезно ранить Лии Вен Хая, владельца этого заведения. Перед тем, как вырубиться от сильной потери крови, здоровяк успевает попросить Мадзиму спасти девушку, поскольку никто в этом здании и в целом городе больше не может ей помочь. Разумеется, господину Горо ничего не остается, как броситься в бой против банды вооруженных головорезов, оцепивших практически весь город в поисках парочки беглецов: одноглазого молодого администратора и слепой медсестры.
Так начинается вторая сюжетная арка, знакомящая игроков с историей становления Мадзимы Горо, как одного из самых хитрых и опасных негодяев, который, к всеобщему удивлению, в данной игре ведет себя очень серьезно, рассудительно и адекватно, контрастируя с тем образом «Бешеного Пса семьи Симано», который отложился в памяти у игроков, что лишь пошло общему сюжету игры на пользу. Помимо раскрытия личности молодого Горо и начинающего «дракона» Казумы, можно будет узнать дополнительные подробности о многих других важных для серии персонажах. К примеру, узнать о том, через какие трудности прошли сводные братья Казума и Нишики, вместе жившие в одном детском приюте, и какую роль второй принял в судьбе главного героя до того, как того посадили за решетку; узреть во всей красе ещё живого главу семьи Сохея Додзиму, который ведет себя всю игру как бездушная скотина; а также весьма тесно познакомиться со всеми «верхами» семейства и другими не менее колоритными личностями. Главное, за что стоит похвалить авторов, – это за то, что они не стали распыляться на дюжину мини-сюжетов, завершенных и не очень, как это было в последних частях серии, а свели всё к минимуму, вдохновляясь самой первой игрой серии и аккуратно подводя игроков к её событиям. А потому и выдержана Yakuza 0 именно в её стиле с присущим ей цинизмом, пафосом, чёрным юмором и контрастом между ситуациями. Эпизоды получились равномерными, они лишь изредка проседают и практически никогда не вызывают скуку или ощущение однообразия, а главное, они сделаны в лучших традициях телевизионных сериалов, то есть каждый последующий эпизод заканчивается здоровенным клиффхэнгером, который вынуждает припасть к экрану и ждать следующий кусок истории за того или иного персонажа.
Разумеется, не обошлось без стандартной проблемы всех приквелов. Это когда люди, ответственные за написание сценария, вводят большое количество новых персонажей, а затем, не зная, как ещё объяснить их дальнейшее отсутствие в серии, начинают их активно убивать. Стоит отметить, что для серии игр Yakuza смерть персонажа – явление нередкое, люди умирают практически в каждой игре, не в прямом эфире, так за кадром. Однако данная серия игр пусть и является эдакой криминальной сагой, повествующей о суровых мафиози, она далека от того количества смертей, какое привыкли видеть почитатели Saints Row, Mafia или Grand Theft Auto. Обычно многие персонажи кочуют от игры к игре, начиная с самой первой Yakuza, отчего список всех знакомых лиц к последним номерным частям разросся до какого-то неприличного количества. А раз их жизни практически никогда по-настоящему не оказываются на волоске от смерти, то гибель кого-то из героев быстро становится значимым событием, которое отразится на судьбе многих других персонажей. Однако Yakuza 0 как будто бы наплевала на это правило, она вполне может стать рекордсменом по количеству убитых героев, не доживших до «счастливого конца». Несмотря на такое отступление от канона, данная особенность не воспринимается негативно, напротив, она стала неотъемлемой частью великолепного нарочито утрированного постановочного действа, которым всегда являлась данная серия игр.
И вновь возвращаясь к теме времяпрепровождения, стоит упомянуть, что у Мадзимы Горо по аналогии с Казумой и его агентством недвижимости, есть свой собственный уникальный способ потратить ещё несколько часов жизни на развитие персонажа. Бывший якудза решил заняться развитием увядающего кабаре-клуба, переживающего далеко не лучшие деньки, попутно заработав достаточное количество денег для того, чтобы вложить их в себя и вновь стать крутым якудзой. В кабаре-клубе игрок должен будет самостоятельно тренировать молоденьких хостес с высоты своего менеджерского опыта, наряжать их, покупая им платья, украшения и делая макияж, а также находить на улице и вербовать новеньких красоток, подкупая их дорогой одеждой и лучшими в городе условиями работы. А когда всё это будет собрано вместе, игрок может сыграть в уникальную мини-игу, в которой Мадзима будет управлять кабаре-клубом прямо изнутри, привлекая в заведение всё новых и новых клиентов. В свободное от работы время герой может прогуляться по городу и заглянуть в подпольную оружейную лавку, замаскированную под обычную забегаловку, где за определенную сумму можно прикупить экипировку и оружие, а при большом вливании средств даже нанять агента и послать его в кругосветное путешествие, дабы тот мог добыть чертежи, а также различные предметы, необходимые для создания оружия. Игрок может дать агенту премиальные и тогда, в случае если тот столкнется со смертельной опасностью, например, на него нападут дикие животное, у агента будет больше стимула выбраться живым из передряги. Впрочем, многое зависит ещё и от опыта выбранного для этой задачи человека.
И поскольку основной сюжет носит довольно серьезный и местами депрессивный тон, разбавлять все встающие перед героями дилеммы и драмы здоровым юмором будут в основном дополнительные задания, без которых Yakuza 0 потеряла бы половину своего шарма. Серьезно, на них приходится чуть ли не большая часть впечатлений, потому как пройдя мимо, игроки никогда не вытащат молодую девушку из секты; не помогут разрешить любовный треугольник между тремя детьми; не научат молодую и неопытную доминаторшу различным БДСМ-премудростям; не отучат молоденьких бурусэра-школьниц заниматься продажей нижнего белья; не снимут рекламный ролик для одного заведения или видеоклип «Триллер» для Майкла Джексона; не купят подростку журнал с откровенными фотографиями женщин и так далее. Количество и качество подобных второстепенных заданий просто на высоте. Никогда не знаешь, с чего поручение начнется и как оно закончится, ведь последствия принятых игроком решений могут оказаться непредсказуемыми. Если спасти народного депутата от толпы разъярённых налогоплательщиков, к примеру, то Мадзиме выпадет шанс самому поучаствовать в обсуждении экономического развития своей страны и даже придумать новые пошлины, которые увеличили бы эффективность работы государственных структур. А погоня за грабителем в попытке вернуть мальчишке украденную видеоигру, за которой он стоял целый день в очереди, может привести к драке с его папашей-якудзой, который пытался чужими руками добыть игру и побаловать своего отпрыска новинкой в качестве извинения за своё отсутствие. Разумеется, всё вышеописанное сопровождается зашкаливающим количеством юмора и самоиронией, коим пропитана большая часть диалогов, второстепенных заданий и необязательных времяпрепровождений. Например, если кто-нибудь из героев наведается в видеосалон, где крутят фильмы для взрослых, то он сможет подружиться с очень странным прокатчиком и получить особый трофей, иронично названный авторами «Я сделал это только для трофея».
Что касается боевой системы, то поскольку Yakuza 0 отошла от ставшего привычным для серии принципа «введем больше персонажей с разными боевыми навыками, создав, тем самым видимость разнообразия», ограничившись исключительно двумя героями Казумой и Мадзимой, авторы решили присмотреться к боевым стилям, коими пестрил спин-офф Yakuza Ishin. Отныне персонажи могут переключаться между стилями прямо во время сражений, да и сама необходимость в поиске уличных драк для получения так называемого «момента озарения» отпала сама собой. Отныне герои встречают «мастеров» боевых искусств прямо по сюжету игры, а потом тренируют у них свои навыки. Например, стандартный стиль ведения боя у Казумы называется «Brawler», он представляет собой нечто среднее по сравнению с двумя другими стилями, один из которых позволяет герою повысить скорость и маневренность, а потому называется «Rush», а другой делает Казуму медленным и массивным, он получил название «Beast». «Brawler» является идеальным вариантом для новичков, и развить этот стиль можно будет у мастера Бакчуса, который вечно должен денег каким-то якудза. Собственно, оттачивать новые приемы главный герой будет на тех самых головорезах, которые с регулярной частотой приходят по душу хитрого мастера.
Точно такое же количество мастеров предстоит повстречать и Мадзиме Горо, правда, стили ведения боя у одноглазого «повелителя ночи», как зовут его в народе, получились несколько интереснее, чем у Казумы. К примеру, стиль «Breaker» превращает героя в настоящего Эдди Горду, знакомого по серии игр Tekken. Любая битва в этом стиле становится натуральным «танцем», в ходе которого герой начинает выполнять различные опасные для здоровья окружающих кульбиты, практически не вставая с земли. А стиль «Slugger» дает Горо возможность творить настоящие чудеса с алюминиевой бейсбольной битой, которая, в отличие от любого другого оружия, дается ему раз и навсегда. Ей можно наносить как усиленные удары, практически как в настоящем бейсболе, отправляя противников в полет, так и длинные серии коротких ударов, заканчивающихся каким-нибудь эффектным добиванием. Как уже писалось выше, любые сражения приносят игрокам баснословную прибыль, однако серьезные суммы на свои счета они получают только тогда, когда выступают против большого количества толстокожих и вооруженных противников, которые могут таскать с собой биты, палки, ножи, короткие клинки, пистолеты и многое другое. Деньги начисляются не только за победу в бою, игрок также получает бонус за каждый выполненный нокаут, временно выводящий того или иного супостата из строя. А ещё серьезные суммы начисляются за пафосные и эффектные добивания, которые можно активировать, спустив на врага всю полоску ярости. Проблема заключается в том, что ярость персонажа отвечает также за его скорость, и если потратить её в самом начале сражения, то герой имеет все шансы поплатиться за это сломанным хребтом.
Чтобы такого не происходило, нужно соблюдать некоторые условия: не бездействовать, чаще атаковать неприятелей и не позволять врагам бить героя, а главное – ни в коем случае не давать его ронять на землю: если его нокаутируют, то полоска ярости вмиг опустеет. Также при желании можно набить карманы протагонистов специальными напитками, едой и медикаментами, восстанавливающими силы и здоровье персонажа, что позволит ему лечиться прямо во время сражения. Ещё в игре есть алкоголь, который делает персонажей менее чувствительными к урону, но длительность действия выпитого будет зависеть исключительно от стоимости напитка. Эффект от какого-нибудь дешевого пива заканчивается практически моментально, а дорогого шампанского хватит минимум минут на десять. Кстати, для тех, кто хочет заработать миллионы, не отходя от кассы, всегда есть здоровенные громилы, носящие кличку «Mr. Shakedown», вальяжно и неспешно расхаживающие по улицам. Сражения с ними очень сложные, напряженные и представляют собой настоящую рулетку, в которой ставки как никогда высоки: если победит громила, то он отберет у игрока все деньги, а если победит игрок, то, соответственно, наоборот. Впутываться в такого рода авантюру или нет – решать исключительно игроку, ведь убежать от такого здоровяка проще простого.
Yakuza 0 не получила бы и половину того шарма, каким она обладает, если бы не её атмосфера. Дух той эпохи передается не только через общую печальную эконмическую ситуацию, ухудшившую благосостояние населения, но также через дизайн обоих городов, которых воссоздавали по старым видеоматериалам, а также фотографиям, и это станет настоящим праздником для тех, кто играл в последующие игры серии. Ведь фанатам однозначно будет интересно изучить местность, подмечая для себя постройки, которые пойдут с годами под снос, или места, где ещё пока что ничего нет, кроме вездесущей грязи, мусора и скоплений каких-то бомжей, которых либо обижают бандиты, либо используют организации как разнорабочих (в том числе и для выселения отдельных несговорчивых клиентов, которые не захотят ютиться рядом с грязными бомжами, спящими у подъезда или прямо в нем). Разумеется, помимо общего арт-дизайна в игре есть также масса других второстепенных атрибутов, передающих настроение восьмидесятых: например, пейджер главного героя, на который постоянно приходят сообщения, вывески у кинотеатров, сделанные в ретро стилистике, аркадные залы с хитами от компании Sega, диско-клубы, первые мобильные телефоны, расцвет панк-рока в Японии и, конечно же, одежда и прически. Кстати, с первым серийным мобильным телефоном тут даже связан один квест, который в итоге позволит игрокам самостоятельно прикоснуться к техническому чуду, оценить все издержки зарождающейся технологии, а затем использовать людей с такими телефонами, как контрольную точку, ведь сохранять прогресс в Yakuza 0 можно только у телефонных будок.
Можно бесконечно говорить о достоинствах Yakuza 0, нахваливая различные механики и захватывающую историю, не лишенную нескольких сильных сюжетных поворотов, однако нельзя пройти мимо ряда минусов, которые пусть и являются лишь ложкой дегтя в бочке с мёдом, но могут слегка подкосить интерес игроков к данному проекту. Главный недостаток Yakuza 0 – это однообразие игрового процесса, которое особенно сильно бросается в глаза в том случае, если игрок захочет пройти помимо сюжетной линии все дополнительные задания, познакомиться со всеми действующими лицами и завершить обе побочные сюжетные арки, связанные с развитием бизнеса и захватом территорий. Если игрок сосредоточится исключительно на основной истории, то скорее всего даже не обратит внимание на репетативность игрового процесса, потому как в сюжетном режиме соблюден четкий баланс, не позволяющий сильно заскучать, просматривая сотни классно срежиссированных кат-сцен, и в то же время игрока не заставляют драться каждые пять минут. Дополнительные сюжетные арки же кажутся излишне затянутыми, поскольку вынуждают без конца и края бегать по городу, разыскивая, чем бы ещё заняться в ожидании сбора средств, получаемых за счет купленной недвижимости, без которых не выкупить следующую точку. И когда все поручения будут выполнены, игроку ничего не останется, кроме как постоянно влезать в драки и проходить одни и те же мини-игры снова и снова.
Данный процесс ещё сильнее затягивается из-за необходимости вкладывать средства в самих персонажей, поскольку по мере прохождения игры количество оппонентов растет на глазах, к тому же они становятся ощутимо сильнее, и игнорировать сей факт, конечно, можно, но рано или поздно это сильно аукнется. Иногда сильное недоумение вызывают некоторые события, не поддающиеся осмыслению: например, словив пулю, одни персонажи умирают или временно лишаются былой активности, другие же как ни в чем не бывало встают на ноги и ведут себя так, будто бы в них никто никогда не стрелял. Это нормально, если между событиями проходят долгие месяцы или годы, но не когда в одной из сцен в героя стреляют, ранив в ногу и плечо, да так удачно, что тот теряет сознание от потери крови, а буквально через несколько часов он встает на ноги, стягивает с себя рубашку и демонстрирует ускоренную регенерацию, которой позавидовал бы даже сам Росомаха, а затем бросается в бой против толп вооруженных до зубов якудза. Вообще непонятно, зачем нужно было показывать игроку ранение и заставлять его волноваться за сохранность персонажа? В общем, будьте готовы, что местный сценарий не обошли стороной сюжетные дыры, непонятные финты ушами, вроде вышеописанных, и проблемы с мотивацией действующих лиц. И это, пожалуй, главные недочеты, в остальном Yakuza 0 заслуживает обязательного ознакомления, но об этом читайте в итогах.
Итог: Yakuza 0 – это настоящий праздник на улице владельцев PlayStation 4, способный завлечь притязательного игрока на десятки, если не сотни часов занятного времяпрепровождения в компании суровых азиатских мужчин, играющих в политические игры, без малейшего промедления идущих друг против друга войной, в попытках отстоять свои интересы несмотря на родственные связи или принадлежность к одной организации. Оказавшись между молотом и наковальней, между понятием чести и жаждой власти, игрок должен проследить за тем, какой путь проделали «Дракон семейства Додзимы» и «Бешеный Пес семьи Симано», прежде чем их стали называть и считать настоящими якудзами. Yakuza 0 смогла максимально приблизиться к первым двум частям, которые до сих пор считаются лучшими в серии, поскольку игра не просто пропитана духом ранних проектов, она получилась действительно захватывающей, интересной и многогранной благодаря хорошо написанному сценарию, массе колоритных персонажей, большому количеству разнообразных механик и затягивающему игровому процессу.
К сожалению, не обошлось без мелких огрехов, вроде сюжетных дыр и общего однообразия происходящего, но, как мы уже писали выше, данные минусы не так сильно бросаются в глаза, если идти строго по сюжету или делать перерывы между игровыми сессиями. Однако главное неоспоримое достоинство Yakuza 0 заключается в том, что игра обладает уникальной, ни с чем не сравнимой атмосферой, которая преумножается благодаря способности авторов постоянно удерживать игрока у экрана, не стесняясь играть на человеческих эмоциях и чувствах. В этом произведении всегда есть над чем посмеяться и поплакать, но никогда игрок не будет смотреть на происходящее полными равнодушия глазами, в чем, я считаю, огромная заслуга сотрудников компании Sega. Это не «GTA про якудза», как её прозвали журналисты, поскольку данное определение можно считать настоящим оскорблением для людей, работавших над Yakuza, это кое-что совершенно новое, чего вы, возможно, раньше никогда не видели. Обязательно обратите внимание на Yakuza 0, а мы будем ждать западную премьеру Yakuza: Kiwami – ремейка самой первой игры серии, приуроченную к юбилею франшизы, который должен состояться в этом году. И даже это ещё не все, ведь в следующем году нас будет ждать Yakuza 6, но подробнее об этом мы поговорим в другой раз.
А на этом у меня всё, всем спасибо за внимание. Ждите больше материалов в самом ближайшем будущем.