Осенью прошлого года Sony Interactive Entertainment подняла огромную шумиху в прессе анонсом своей собственной ретро-консоли, отдающей дань уважения классике. По первым снимкам и видеороликам многим могло показаться, что PlayStation Classic – это реплика той самой первой PlayStation, вот настолько консоль походила на свою старшую сестру. Однако практически сразу же выяснилось, что перед нами на самом деле её мини-версия, которая на 45% меньше, чем оригинал. Габариты новинки составляют 149 x 33 x 105 мм, то есть приставка ненамного крупнее среднестатистического смартфона, да и к тому же легче его – весит малютка всего 170 граммов.
Поскольку игры уже встроены в мини-консоль, верхняя крышка носит чисто декоративную функцию, а вот кнопки очень даже работоспособны. Слоты на передней панели, в которые прежде помещались физические карты памяти, стали с приставкой единым целым, потому как все данные отныне хранятся во внутренней памяти. Ну а что касается гнезд для контроллеров PlayStation One, находящихся непосредственно под слотами, то они были заменены двумя USB-портами. С их помощью к приставке подсоединяются новые геймпады, на которых отсутствуют аналоговые джойстики. Сзади у PlayStation Classic два разъёма – HDMI и micro-USB, а с боковых сторон – решетки для охлаждения.
В комплекте с консолью идут два проводных контроллера, кабель HDMI, двусторонний кабель micro-USB/USB Type-A и книжечка с инструкциями по эксплуатации. Блок питания, как это сейчас принято у мини-консолей, отсутствует, поэтому игрокам придётся самостоятельно искать пятивольтовый БП. При этом для запуска PlayStation Classic требуется сила тока 1А, из-за сего её становится невозможно запитать от телевизора с USB 1.0/2.0. Владельцы консоли рапортуют о том, что для уверенного старта необходим как минимум USB 3.0, но даже в таком случае результат не гарантирован – приставка очень избирательно относится к источникам питания. Впрочем, мы не стали экспериментировать и использовали БП от Xperia Play, Xperia Z3 Compact и Xperia XZ2 Compact – все три идеально подошли.
Как уже говорилось выше, в верхней части консоли расположились физические кнопки: «Power», «Open» и «Reset», которые можно обнаружить и на оригинальной модели. Кнопка «Power» отвечает за включение приставки, «Open» позволяет менять виртуальные диски в тех играх, где была задействована данная функция, например, в Metal Gear Solid или Final Fantasy VII, ну а «Reset» возвращает нас в главное меню и, что немаловажно, создаёт быстрые сохранения. Это великолепная задумка, позволяющая имитировать ощущения от пользования приставкой, которые испытывали игроки более 20 лет назад, и вывести их на совершенно иной уровень с помощью нового функционала; но, к сожалению, в немного подкачала реализация.
Некоторым игрокам может не понравиться идея вставать с дивана всякий раз, когда необходимо вернуться в главное меню консоли или отключить её питание, но это скорее дело вкуса. Ретро-геймеры, которые часто имеют дело со старыми платформами, скорее всего, услышав подобные претензии, лишь ухмыльнуться. Объективные неудобства могут возникнуть при взаимодействии с кнопкой «Reset». Она действительно позволяет создавать так называемые «Quick Save'ы» всякий раз, когда игрок сбрасывает игру, но проблема заключается в том, что велика вероятность поймать баг, из-за которого игра после создания и запуска быстрого сохранения просто намертво повиснет. В итоге частое использование данной функции превращается в настоящую рулетку: никогда нельзя быть уверенным в том, что консоль не создаст «мёртвое» сохранение во время очередной сессии.
Правда, есть смягчающее обстоятельство – данный баг возникает далеко не во всех играх. Например, в Wild Arms, Revelations: Perona и Final Fantasy VII все «Quick Save’ы» работают как часы, а вот поклонникам шпионского боевика Syphon Filter придётся несладко. Им доведётся прочувствовать всю горечь и разочарование от местной системы быстрых сохранений во второй половине игры, когда уровни становятся очень длинными и сложными, а контрольные точки расставлены чрезвычайно далеко друг от друга. Небольшая помощь в виде функции быстрых сохранений могла бы слегка упростить прохождение этой отнюдь не простой игры, однако вместо этого она его усложняет, вынуждая по причине своей кривизны и особенностей самого проекта (сохранять прогресс здесь можно только между уровнями) переигрывать целые этапы с самого начала.
Проводные контроллеры, идущие в комплекте с PlayStation Classic, достаточно минималистичны и удобны в использовании. На них отсутствуют аналоговые стики, но их не было и на оригинальных геймпадах, выпущенных вместе с приставкой в 1994 году. Первый DualShock, как известно, появился на рынке лишь тремя годами позже. Игроки, привыкшие по возможности переключаться на крестовину, не будут испытывать каких-либо неудобств, а вот всем остальным придётся привыкать к отсутствию излишеств. Каждый контроллер весит примерно 140 грамм, длина проводов составляет 1,5 метра. Современным игрокам, которым приходится часто держать в руках DualShock 4, может показаться, что геймпад PlayStation Classic слишком лёгкий, но это не совсем так. Если сравнить его с контроллерами для других мини-консолей, то выяснится, что он своего рода «тяжеловес», поскольку геймпад NES Mini весит 85 грамм, а SNES Mini – 105 грамм.
К сожалению, если ко всё той же SNES Mini можно подключить Classic Controller или Classic Controller Pro с Nintendo Wii, то PlayStation Classic похвастаться обратной совместимостью с каким-либо другими геймпадами, кроме стандартных, не может. Впрочем, сторонние производители уже решили проблему, выпустив специальные адаптеры, с помощью которых к приставке можно подсоединить DualShock 4, а также разработав полноценные беспроводные геймпады. Но для обладания оными игрокам придётся немного раскошелиться и прибавить к стоимости консоли 20-25$, а то и вдвое больше, если речь идёт о двух устройствах.
О том, что компания пытается всеми доступными методами передать ощущения от знакомства с оригинальной консолью, вышедшей в середине девяностых, стало понятно не только по дизайну приставки и её контроллеров, но и благодаря знакомству с основным меню. Очевидно, что люди, ответственные за программное обеспечение, пытались стилизовать оболочку эмулятора под меню PlayStation One. И это похвально, поскольку подобное наверняка вызовет массу приятных воспоминаний у ностальгирующего игрового комьюнити, однако тем, кто коллекционирует мини-приставки, оформление главного меню PlayStation Classic может показаться скудным на детали.
Понятно, что будь у оригинальной SNES меню, то Nintendo вынуждена была бы учитывать данный аспект при разработке её мини-версии, а не рисовать оболочку с нуля. Но в Sony могли бы пойти дальше, добавив больше различных опций, фонов и фильтров, положительно влияющих на восприятие ретро-геймера. Например, снабдить встроенные игры цифровыми руководствами или встроить периодически возникающие полосы, как на старых телевизорах. Ведь главное меню – это то, с чего начинается знакомство с любой приставкой, и если оно скудно на детали, не особо информативно и малофункционально, то это точно не пойдёт консоли в плюс.
Говоря о дизайне консоли, нельзя не отметить его аутентичность. PlayStation Classic превосходно копирует оригинал и при этом не выглядит как дешёвый китайский клон. Приставка в точности соблюдает пропорции PlayStation One, стараясь максимально походить на свою старшую сестру. Сердцем «классики» стал процессор MediaTek MT8167A, оснащенный четырьмя ядрами ARM Cortex-A35. Видеоадаптером здесь выступает графический ускоритель PowerVR GE8300, а за звук отвечает MediaTek MT6392A. При этом приставка оснащена 1Gb оперативной памяти и 16Gb встроенной памяти, на которые записаны образы игр, сам эмулятор, а также зарезервировано место под файлы сохранений.
Это довольно распространённое решение, которое часто используется для создания бюджетных смартфонов и планшетов, и, судя по всему, именно выбор железа стал основной причиной, по которой Sony Interactive Entertainment остановились на открытом эмуляторе PCSX, а не на собственноручно созданном ПО. Не совсем понятно, что именно помешало компании взять за основу начинку той же PlayStation TV, которая и к телевизору подключалась, и гораздо лучше справлялась с эмулированием первой PlayStation. К тому же это решение позволило бы компании вновь задействовать станки, которые планируют переоборудовать под другие нужды в марте текущего года, когда окончательно прекратится производство PlayStation Vita.
На худой конец разработчики могли бы добавить функцию подключения приставки к интернету посредством Wi-Fi, чтобы иметь возможность обновлять её ПО и загружать игры прямиком из PlayStation Store. В таком случае они убили бы сразу двух зайцев: исправили проблему с нестабильной частотой кадров в играх, которые прежде выдавали стабильные 30fps, и устранили все разногласия между теми, кто жаждал увидеть на PlayStation Classic совершенно иной комплект игр. Тем не менее, даже зная о неидеальности системы, люди, ответственные за проектирование мини-консоли, отказались от пострелизной поддержки, чем вызвали у поклонников массу вполне справедливых вопросов.
Впрочем, проблема кроется даже не в нестабильной частоте кадров, потому как многие из тех, кто впервые запустят PlayStation Classic, с большой долей вероятности даже не обратят внимания на слегка подёргивающееся изображение. Главная проблема заключается в том, что японский медиа-гигант использовал некоторое количество европейских версий оригинальных релизов, которые, как известно, уступали американским и японским. А всё потому, что в конце прошлого столетия телевизоры в США и Японии отличались 60-герцовой частотой обновления экрана, в то время как в Европе были широко распространены 50-герцовые. Соответственно при выпуске игр в разных регионах данные обстоятельства учитывались и становились неотъемлемой частью самих релизов.
Среди всех представленных игр, встроенных в PlayStation Classic, лишь одиннадцать не PAL-региона: Final Fantasy VII, Intelligent Qube, Metal Gear Solid, Mr. Driller, Rayman, Revelations: Persona, R4 Ridge Racer Type 4, Super Puzzle Fighter II Turbo, Syphon Filter, Twisted Metal и Wild Arms. Соответственно такие хиты, как Grand Theft Auto, Tekken 3 и Resident Evil Director’s Cut предстали перед игроками в виде PAL-образов. Мы не хотели бы долго разглагольствовать о том, что встроенный набор игр, по мнению большинства, получился спорным, просто потому, что библиотека PlayStation One настолько обширна, что каждый из наших читателей с лёгкостью бы набрал список из двух десятков игр, которые он больше всего хотел бы видеть на PlayStation Classic. И среди них не обязательно должны были оказаться FF VII, MGS и RE.
Нам, к примеру, хотелось бы, чтобы на консоли были сплошь одни эксклюзивы от Sony Interactive Entertainment, среди которых есть немало любопытных проектов, начиная с Vib-Ribbon и заканчивая The Legend of Dragoon, но мы прекрасно отдаём себе отчёт в том, что далеко не все игры представлены в разных регионах. Например, The Legend of Dragoon нельзя купить в европейском PlayStation Store, первая часть Parasite Eve (которая имеется в японской линейке PlayStation Classic) вообще никогда не выходила в Европе, а такие игры, как Grand Theft Auto, Battle Arena Toshinden или Tekken 3 на данный момент отсутствуют на каких бы то ни было торговых цифровых площадках.
Наверняка не обошлось без истёкшей лицензии на используемую музыку, отчего в список не попали поздние игры серии Twisted Metal, Gran Turismo или WipEout. И у нас нет ни малейших сомнений в том, что по прихоти самих издателей, не желающих, чтобы оригинальные релизы хоть как-то мешали распространению запланированных или продающихся в текущий момент ремастеров и ремейков, PlayStation Classic обошли стороной PaRappa the Rapper, Spyro the Dragon, Crash Bandicoot, MediEvil, Castlevania: Symphony of the Night и Resident Evil 2. Также не стоит забывать о технических ограничениях, вроде отсутствия аналоговых джойстиков на контроллерах, которые тоже наложили свой отпечаток на текущую ситуацию: из-за этой особенности владельцы PlayStation Classic не смогут поиграть в Ape Escape или Tomb Raider: The Last Revelation, даже если взломают приставку и зальют на неё загруженные из сети образы.
Короче говоря, в Sony Interactive Entertainment решили использовать только то, что находится в пределах досягаемости, без лишней возни с выяснением кому принадлежат права на ту или иную игру двадцатилетней давности. И, честно говоря, сильно жаловаться не приходится, поскольку из всей линейки проблемы возникают только в Tekken 3, работающей в режиме Slow Motion. Во всех остальных случаях играть можно, причём получая при этом удовольствие. Нашей редакцией были опробованы все представленные компанией игры, поэтому мы решили дополнить данную статью кратким описанием каждой из них, дабы у наших читателей, особенно юных, имелось хоть какое-то представление о том, что являет собой библиотека европейской версии PlayStation Classic.
Название: Battle Arena Toshinden Жанр: Fighting Разработчик: Tamsoft Издатель: SCEA Год выпуска: 1995 Количество игроков: 1-2
Battle Arena Toshinden – игра из стартовой линейки PlayStation, которая появилась одновременно с консолью в Северной Америке. Будучи игрой, которая должна была наглядно продемонстрировать покупателям возможности новинки, она прекрасно справлялась со своей задачей, благодаря неплохой для лаунч-тайтла трёхмерной графике, высокой динамике сражений и хорошему звуку. Впрочем, стать культовой ей было не суждено, поскольку конкуренты в лице Tekken и Mortal Kombat очень быстро перевели на себя всё внимание любителей файтингов. Тем не менее, хорошие продажи первой части позволили создателям смастерить три сиквела, один спин-офф и поработать со студией J.C.Staff над аниме-адаптацией, прежде чем Battle Arena Toshinden канула в пучины безвестности. В принципе, это неплохая альтернатива для тех, кому совсем не по душе PAL-версия Tekken 3, предустановленная на PlayStation Classic.
Название: Cool Boarders 2 Жанр: Snowboarding Разработчик: UEP Systems Издатель: SCEE Год выпуска: 1998 Количество игроков: 1-2
Незаслуженно забытая серия игр Cool Boarders, насчитывающая целых семь игр (шесть из которых выходили только на консолях от Sony), была одной из тех, что небезуспешно пытались подружить игры про экстремальные виды спорта с тремя измерениями. Причём за несколько лет до того, как рынок заполонили Tony Hawk’s Pro Skater, Shaun Palmer's Pro Snowboarder, Mat Hoffman's Pro BMX и, прости господи, Kelly Slater's Pro Surfer. В те годы даже Nintendo пыталась откусить кусочек от пирога со своей 1080° Snowboarding, что уж говорить об остальных? Вторая часть симулятора сноубординга создавалась по принципу «больше-лучше»: авторы взяли за основу полюбившуюся игрокам формулу, базирующуюся на спусках по извилистым заснеженным трассам с попутным выполнением опасных трюков, и немного развили её. Добавили множество досок, нарисовали чуть более полутора десятка локаций, обучили сноубордистов свежим трюкам и даже пополнили их ряды новыми любителями морозного воздуха и липкого снега.
Чтобы герои выглядели максимально экстремально, во второй части им можно было подобрать новую пёструю одёжку, а также выбрать дизайн для доски. И не стоит переживать, что узор, расположенный на тыльной стороне сноуборда, никто никогда не увидит, так как спортсмены часто преодолевают крутые спуски, вращаясь во всевозможные стороны. А ещё тут потрясающий соревновательный мультиплеер, в котором можно весело провести час-другой в компании таких же ценителей слегка запылившегося экстрима, как и вы сами, пытаясь понять, какую доску лучше всего использовать на том или ином спуске, и как сделать какой-нибудь «Frontside 180 Indy Nosebone», не сломав персонажу шею, а себе – пальцы. В общем, если вы когда-либо хотели увидеть игру, проложившую дорогу для нашумевших SSX 3 или Shaun White Snowboarding, то мы настоятельно рекомендуем знакомство с этой серией игр.
Название: Destruction Derby Жанр: Vehicular combat Разработчик: Reflections Interactive Издатель: Psygnosis Год выпуска: 1995 Количество игроков: 1-2
Очень инновационная для 1995 года гоночная игра, в которой игроки могут не только демонстрировать свои навыки вождения в режимах Stock Car Racing и Time Trial, но и умение грамотно таранить противников, а также припечатывать их к заграждениям в Destruction Derby и Wreckin' Racing, не превратив при этом своё транспортное средство в тыкву. На каком бы режиме не остановились игроки – в каждом из них приходилось считаться с местной физикой повреждений и всячески избегать столкновений с оппонентами, которые вели себя именно так, как положено в популярном на западе спорте под названием Demolition Derby. То есть всячески пытались высвети автомобили своих коллег из строя. Сегодня соревноваться за первенство в Destruction Derby одному совсем не так весело, как в середине девяностых, но если пригласить товарища и объединить с ним усилия для победы, то несколько часов хорошего времяпрепровождения вам гарантировано.
Название: Final Fantasy VII Жанр: jRPG Разработчик: Square Co Ltd. Издатель: SCEE Год выпуска: 1997 Количество игроков: 1
Final Fantasy VII – японская ролевая игра, без которой не обходится ни один топ лучших игр всех времён, а ещё это самая продаваемая часть Final Fantasy за всю историю серии. На сегодняшний день её приобрели десять миллионов человек и цифра постоянно продолжает расти, поскольку игру постепенно переносят на новые платформы. Ремейк Final Fantasy VII всё ещё находится в разработке, а потому сейчас самое время, чтобы наверстать упущенное и познакомиться с классикой. Вы не пожалеете, поскольку вам предстоит окунуться в мир, в котором высокие технологии соседствуют с магией, всем в округе заправляет корпорация «Шин-Ра», выкачивающая жизнь из недр планеты, люди идут на террор ради экологии и лучшей жизни, а на борьбу с ними выходят генетически модифицированные солдаты, в жилах которых течёт совсем не человеческая кровь.
Название: Grand Theft Auto Жанр: Action/Racing Разработчик: DMA Design/Visual Sciences Издатель: BMG Interactive Год выпуска: 1997 Количество игроков: 1
Первая часть знаменитой эпопеи об автомобильном угонщике, в которой необходимо… угонять автомобили. Да, именно этим большую часть времени занимались игроки в Grand Theft Auto, стараясь накопить достаточное количество очков, чтобы перебраться в соседние города. Устав от автомобильных краж и нанесения ущерба окружающим, игроки могли взяться за прохождение миссий, которые предлагали… ещё больше автоугонов и уличных перестрелок, правда, приносящих куда больше очков и денег. Со временем рутинные задания, вроде «перевези что-то из точки “А” в точку “B”, а затем в точку “C”» начнут сменяться заказными убийствами, ограблениями банков, похищениями, погонями и другой противозаконной деятельностью. Игроки вольны выбирать задания самостоятельно и проходить их в любой последовательности – достаточно отыскать городские таксофоны или особые автомобили, припаркованные в неприглядных местах.
Проблем у игры ровно две: первая заключается в том, что взявшись за выполнение задания, от него нельзя отказаться, а вторая – в первой Grand Theft Auto нельзя сохранять свой прогресс. К счастью, обе решаются с помощью «Quick Save’ов», которые на PlayStation Classic можно создавать в любое время. В целом, это неплохая игра, за которой можно посидеть часок-другой, воруя транспортные средства и убегая от вездесущей полиции, однако со временем однообразие игрового процесса начинает сильно приедаться. Всё же следующие части серии сделали гораздо больше для того, чтобы геймерам было интересно проводить время в играх с открытым миром.
Название: Intelligent Qube Жанр: Puzzle Разработчик: G-Artists Издатель: SCEA Год выпуска: 1997 Количество игроков: 1-2
Игра от создателей небезызвестной вселенной PoPoLoCrois, которая оказалась самой настоящей «Hidden Gem» библиотеки PlayStation Classic. Intelligent Qube представляет собой головоломку, в которой игрок управляет безымянным персонажем, бегает по платформе и убирает несущиеся на него кубы, всячески избегая столкновения с ними. Избавляться от кубов следует, ставя специальные метки, которые нужно активировать при контакте с движущимися фигурами. Звучит довольно просто и бесхитростно, но на деле IQ оказывается невероятно затягивающей головоломкой, которая вынуждает очень быстро принимать верные решения и продумывать стратегию на ближайшие несколько ходов. Радует также то, что в игре есть несколько режимов, которые открываются после прохождения одиночной кампании, а также соревновательный режим, дающий оценку смышлёности и находчивости соперников.
Название: Jumping Flash! Жанр: Platformer Разработчик: Exact и Ultra Издатель: SCEE Год выпуска: 1995 Количество игроков: 1
Пока Nintendo ещё только разрабатывала свой хит под названием Super Mario 64, который многие окрестят первой успешной попыткой поместить платформеры в трёхмерное пространство, две небольшие студии Exact и Ultra создали для PlayStation One уникального представителя жанра, который не только позволял игрокам скакать по платформам в трёх измерениях, но и делать это с видом от первого лица. Проект планировали сделать лаунч-тайтлом, поскольку он неплохо справлялся с демонстрацией мощностей первой PlayStation, но он оказался настолько амбициозен, что на его разработку понадобился ещё один год. Для столь специфической задумки игра вполне неплохо чувствует себя в наши дни, потому как играть в неё весело и интересно, но того вау-эффекта, который она оказывала на владельцев консоли в 95-ом, уже не производит.
Название: Metal Gear Solid Жанр: Stealth Action Разработчик: Konami Издатель: Konami Год выпуска: 1998 Количество игроков: 1
Перед нами первая трёхмерная игра в серии Metal Gear, с которой ознакомилось наибольшее количество людей со всего света. Изначально MGS задумывалась как ремейк Metal Gear, нацеленный на западную аудиторию, но чем дальше продвигалась разработка, тем больше MGS становилась самостоятельным произведением, ставшим в итоге культовой классикой. Стараниями Хидэо Кодзимы (Hideo Kojima) и Томокадзу Фукусимы (Tomokazu Fukushima) мы получили научно-фантастический шпионский боевик, рассказывающий историю Солида Снейка, отправившегося по приказу правительства США на военную базу Шэдоу-Моузес для ликвидации группы террористов (бывших оперативников Foxhound). Захватившие базу генетически усовершенствованные солдаты требуют предоставить им останки Биг Босса, в противном случае они задействуют ядерное оружие, установленное на ходячий танк Metal Gear REX. Благодаря отличному графическому исполнению, великолепной постановке, увлекательному геймплею и захватывающему сюжету Metal Gear Solid играется также бодро, как и двадцать лет назад. Всем тем, кто по какой-то причине упустил знакомство с первой частью серии, мы рекомендуем наверстать упущенное. Вы точно не будете разочарованы.
Название: Mr. Driller Жанр: Arcade Разработчик: Namco Издатель: Namco Год выпуска: 1999 Количество игроков: 1-2
Игра, прибывшая на домашние консоли с аркадных автоматов. Она представляет собой двухмерную аркаду, в которой игрокам необходимо пробиваться сквозь разноцветные блоки в глубины уровней, постоянно пополняя запасы кислорода. Задача геймеров – пробуриться как можно глубже, стараясь при этом не угробить персонажа падающими сверху блоками. Всего в Mr. Driller четыре стандартных блока (красный, жёлтый, зелёный и синий), сверля которые, игрок уничтожает их одним скопом, если те расположились вплотную друг к другу. Однако иногда путь героя будут преграждать особые блоки: белые, которые не смешиваются с остальными; кристаллические, исчезающие лишь через несколько секунд; а также коричневые, для уничтожения которых необходимо задействовать бур целых пять раз, кроме того эти блоки отнимают 20% от шкалы запаса кислорода. При создании Mr. Driller команда Namco вдохновлялась классической аркадой Dig Dug. И да, главный герой игры Сасама Хори – это сын Таизоу Хори – протагониста Dig Dug. Современные геймеры хорошо знакомы с подобными играми, коих сейчас в изобилии на мобильных телефонах, потому велика вероятность, что геймплей Mr. Driller не будет в их глазах выглядеть как нечто архаичное, а скорее, напротив, придётся им по душе.
Название: Oddworld: Abe’s Oddysee Жанр: Platformer Разработчик: Oddworld Inhabitants Издатель: GT Interactive Год выпуска: 1997 Количество игроков: 1
Одна из немногих игр в линейке PlayStation Classic, существование ремейка которой не помешало создателям поделиться своим детищем с массами. Oddworld: Abe’s Oddysee – это первая игра студии Oddworld Inhabitants, она познакомила игроков со всего мира с Эйбом и расой мудоконов, которым была уготована судьба стать сырьём для новой продукции пищевой компании RuptureFarms, уже истребившей таким образом несколько видов существ на своей планете. Случайно узнав о планах руководства, Эйб пытается спасти свой народ от полного уничтожения, помогая мудоконам выбраться с фабричной зоны с помощью специальных порталов. Каждый этап игры представляет собой небольшую головоломку, разгадав которую игрок может перейти к решению следующей. Для достижения цели Эйбу необходимо управлять различными механизмами, командовать мудоконами, стравливать противников между собой и делать множество других вещей, необходимых для выживания. В игре две концовки, которые зависят от того, сколько представителей своего народа успел спасти главный герой. Как бы ни был хорош оригинал, мы рекомендуем новичкам начать знакомство с серией с его ремейка – Oddworld: New 'n' Tasty от студии Just Add Water, который можно приобрести на PlayStation 3, PlayStation 4 и PlayStation Vita. Он прекрасен тем, что очень точно воспроизводит первоисточник, обрамляя его в приятную глазу оболочку.
Название: Rayman Жанр: Platformer Разработчик: Ubi Pictures Издатель: Ubi Soft Год выпуска: 1995 Количество игроков: 1
Первая Rayman – игра, наличие которой в линейке PlayStation Classic вызвало большое замешательство среди геймеров, поскольку многие ожидали увидеть на её месте куда более культовую Rayman 2: The Great Escape, сделавшую уверенный шаг в сторону трёх измерений. На её фоне первая часть смотрится блекло, и играется отнюдь не так бодро. Даже какой-нибудь Pandemonium! подошел бы на роль динамичного платформера гораздо лучше, чем обсуждаемая нами игра. Тем не менее, Rayman – это живая легенда, давшая начало великой серии игр. А ещё это первый проект в послужном списке Мишеля Анселя (Michel Ancel), в котором он смог раскрыть свой потенциал, познакомив для нас с Рэйманом – бывшим талисманом Ubisoft, Великим Протунумом, Феей Бетиллой и многими другими элементами сказочного мира, которые позже появятся в последующих играх (а также в современном перезапуске). Один только этот факт для многих поклонников творчества французского геймдизайнера может стать причиной опробовать игру.
Название: Resident Evil Director’s Cut Жанр: Survival Horror Разработчик: Capcom Издатель: Capcom Год выпуска: 1997 Количество игроков: 1
Resident Evil – бестселлер, популяризировавший жанр Survival Horror. В библиотеку PlayStation Classic попала «режиссерская версия», в которую был добавлен третий уровень сложности – «Advanced», меняющий ракурсы камеры на куда более эффектные, увеличивающий численность врагов и добавляющий новые костюмы. До кучи в этой версии было изменено местоположение всех ключевых предметов, увеличено здоровье оппонентов, а также сменились места их обитания. Прекрасное дополнение библиотеки PlayStation Classic, позволяющее новичкам выяснить, с чего начиналась история серии, прежде чем сесть за прохождение ремейка Resident Evil 2.
Название: Revelations: Persona Жанр: DRPG Разработчик: Atlus Издатель: Atlus USA Год выпуска: 1996 Количество игроков: 1
Revelations: Persona – это спин-офф серии Shin Megami Tensei, положивший начало крайне успешной серии игр. В отличие от других частей первая Persona представляла собой классическую DRPG, действие которой происходит в современном мире. Это довольно неплохой образчик жанра, начинающийся крайне вяло, но со временем набирающий обороты. И всё бы ничего, вот только выпущенная на западе версия была неполной. Из-за поджимающих сроков издательская компания Atlus USA оставила за бортом некоторые сюжетные ответвления, концовки, уникальные локации, перерисовала спрайты отдельно взятых персонажей, упростила диалоги, сократив количество текста, а также снизила общую сложность. Именно эта версия легла в основу образа для PlayStation Classic, а не её улучшенный вариант, вышедший на PlayStation Portable в 2009 году. Тем не менее, это прекрасная возможность для фанатов завести знакомство с прадедушкой, без которого на свет не появились бы Persona 4: Golden, Persona Q и Persona 5 и многие другие игры.
Название: R4 Ridge Racer Type 4 Жанр: Racing Разработчик: Namco Издатель: Namco Год выпуска: 1998 Количество игроков: 1-2
К сожалению, линейка PlayStation Classic не может похвалиться наличием Gran Turismo 2, как одного из самых достоверных транспортных симуляторов своего времени, зато у неё на борту есть король аркадных гоночных игр – R4 Ridge Racer Type 4, который также мог похвастаться солидным автопарком, насчитывающим 320 автомобилей. Задача игрока – открыть все три с лишним сотни автомобилей (и получить в подарок ещё один бонусный), проходя снова и снова режим Grand Prix за четыре разных команды R.C Micro Mouse Mappy, Pac Racing Club, Racing Team Solvalou и Dig Racing Team, а также выбрав одного из четырёх существующих в игре производителей автомобилей Age Solo, Assolutio, Lizard и Terrazi. Несмотря на затягивающий геймплей, красивое визуальное оформление и неплохое музыкальное сопровождение, повышенная репетативность происходящего сводит весь интерес от полного прохождения игры на нет. R4 Ridge Racer Type 4 больше подходит портативный формат PlayStation Portable и PlayStation Vita с короткими сессиями, нежели длительные посиделки у экрана телевизора. К тому же для такого внушительного автопарка у неё слишком неудобный интерфейс, малое количество карт и режимов.
Название: Super Puzzle Fighter II Turbo Жанр: Tile-matching Разработчик: Capcom Издатель: Capcom Год выпуска: 1996 Количество игроков: 1-2
Ещё одна игра, зародившаяся на аркадных автоматах, пребывание которой в библиотеке PlayStation Classic удивило даже тех, кто изначально с интересом рассматривал линейку встроенных в приставку игр. Многие ожидали увидеть на её месте великолепную Street Fighter Alpha 3 или нашумевшую Street Fighter EX, но никак не Super Puzzle Fighter II Turbo. Тем не менее, перед нами головоломка, в которой соперники для достижения победы должны постараться заполнить поле противника, избавляясь от блоков на собственной площадке. Для этого недостаточно просто сгруппировать блоки одного цвета в одном вместе, необходимо задействовать так называемые «Crash Gems», создающие цепные реакции. Чем больше кубиков будет уничтожено за один заход, тем сильнее будет «удар» по противнику (персонажи Street Fighter будут бороться друг с другом в специальном окошке) и тем выше вероятность выбросить на вражеское поле «Counter Gem» – набор кубиков, количество которых разнится в зависимости от выбранного персонажа. Это довольно занятное времяпрепровождение для двух игроков, однако, чтобы понять в чём его суть, необходимо для начала потренироваться с компьютером и опробовать разных персонажей. Прямо как в настоящем полноценном файтинге.
Название: Syphon Filter Жанр: Third-person shooter/Stealth Разработчик: Eidetic Издатель: 989 Studios Год выпуска: 1999 Количество игроков: 1
Syphon Filter – игра, опередившая своё время. Творение Eidetic было одним из самых технически продвинутых проектов на первой PlayStation, который мог похвастаться динамическим освещением, системой повреждений (отражающейся в виде кровоподтёков на телах противников) и продвинутой физикой стрельбы. Потрясающее для своих лет графическое исполнение, великолепный геймплей, представляющий собой смесь шутера от третьего лица и стелс экшена, большое разнообразие ситуаций, в которых оказывается главный герой, динамическая смена целей и задач, а также множество других приятных мелочей делают эту игру одной из лучших в библиотеке PlayStation One. Плохо только то, что в случае с данной игрой PlayStation Classic периодически создаёт «мёртвые» файлы быстрых сохранений, загрузив которые владельцы консоли не смогут продолжить игру с того места, где они остановились. Впрочем, если кто-то из наших читателей хочет узнать больше подробностей о первой Syphon Filter, то им следует ознакомиться с нашей рецензией, которую можно отыскать по этой ссылке.
Название: Tekken 3 Жанр: Fighting Разработчик: Namco Издатель: SCEE Год выпуска: 1998 Количество игроков: 1-2
Одна из лучших игр с первой PlayStation, получившая такое количество положительных отзывов от критиков и от игроков, что она до сих пор является самой высокооценённой частью серии. 23 играбельных персонажа, 15 арен, несколько бонусных режимов, в числе которых «Tekken Force» и «Tekken Ball», а также потрясающей саундтрек и соревновательный мультиплеер для двух игроков – всё это есть в Tekken 3. К сожалению, PlayStation Classic досталась европейская версия игры, которая заметно уступает американской своей производительностью, ввиду чего получать удовольствие от геймплея становится в разы сложнее. Тем не менее, те, кому «посчастливилось» в конце девяностых-начале двухтысячных начать знакомство именно с PAL-версии Tekken 3, здесь почувствуют себя как дома. Всем остальным будет тяжеловато приноровиться к неторопливой скорости игры.
Название: Tom Clancy’s Rainbow Six Жанр: Tactical shooter Разработчик: Red Storm Entertainment Издатель: Red Storm Entertainment Год выпуска: 1998 Количество игроков: 1-2
Tom Clancy’s Rainbow Six – это тактический шутер от первого лица, в котором игрокам перед каждым заданием необходимо внимательно изучить цель операции, подобрать бойцов, экипировать их, выбрать место высадки для каждого, ну а затем успешно завершить миссию, стараясь не допускать гибели оперативников. Умирают спецназовцы буквально от парочки попаданий, а противники очень быстро учатся не промахиваться, ввиду чего перепроходить одни и те же уровни приходится снова и снова, заучивая местоположение всех террористов. До кучи у игры весьма специфическое управление, к которому многим современным игрокам будет очень непросто привыкнуть. В целом это довольно интересный опыт, который позволит поклонникам Tom Clancy’s Rainbow Six: Siege понять, откуда у серии растут ноги, а заодно испытать себя в этой крайне непростой игре.
Название: Twisted Metal Жанр: Vehicular combat Разработчик: SingleTrac Издатель: SCEA Год выпуска: 1995 Количество игроков: 1-2
Первая игра в знаменитой серии Twisted Metal, повествующая о крайне жестоком и кровавом турнире «Скрежет Металла», в котором участвуют самые отпетые гонщики со всего мира. Организатором турнира выступает некто Калипсо, который обещает исполнить любое желание победителя. Игра очень забавная и крайне увлекательная. Плохо лишь одно – она чертовски короткая. Одолеть одиночную кампанию можно буквально за час, а каких-то других режимов, кроме соревновательного мультиплеера, рассчитанного на двух игроков, в первой Twisted Metal нет. Создателям следовало использовать Twisted Metal: World Tour, запомнившуюся многим игрокам своими локациями, вдохновлёнными реальными городами мира: Нью-Йорк, Москва, Париж, Лос Анджелес, Гонконг и другие. К тому же именно со второй части в серию был добавлен кооперативный режим, позволяющий одолеть кампанию вдвоём с напарником.
Название: Wild Arms Жанр: jRPG Разработчик: Media.Vision Издатель: SCEA Год выпуска: 1997 Количество игроков: 1
Wild Arms – это крайне успешная попытка подружить элементы восточной культуры с элементами западной. У создателей упомянутой в данной статье Cool Boarders, UEP Systems, при попытке сделать нечто подобное судьба сложилась несколько иначе. Ребята вложились в разработку Rising Zan: The Samurai Gunman – приключенческой экшен-игры про самурая, известного, как «Johnny No More», путешествующего по дикому западу, но прогорели. И, не сумев в ближайшие годы восполнить дыру в бюджете, закрылись. Но если бы фанаты сноубординга учились у своих коллег из Media.Vision, которые всего за год до выхода Rising Zan выпустили великолепную Wild Arms, то, возможно, просуществовали бы гораздо дольше.
А им всего-то нужно было переориентировать игру на жанр jRPG, перевести её в двухмерный формат (с вкраплениями 3D во время боёв), а также создать массу подземелий, нафаршированных пространственными головоломками, и дело было бы в шляпе. Украсить всё это блюдо стоило группой разношерстных персонажей, каждый из которых мог бы похвастаться своими уникальными способностями, помогающими в прохождении уровней и поиске секретов, и любопытной боевой системой, строящейся на использовании холодного и огнестрельного оружия (у которого кончаются патроны!). Вишенкой на торте должен был выступать сеттинг, помещающий игроков в мир стимпанкового постапокалиптического дикого запада, в котором, пусть и не часто, встречаются замки западноевропейского образца, а наука соседствует с магией.
Итог: для тех, кто внимательно читал нашу статью, вердикт будет очевиден, потому как все болячки PlayStation Classic по большому счёту лежат на поверхности: малое количество эксклюзивов в библиотеке, наличие европейских версий оригинальных релизов, глюки эмулятора, скудный функционал основного меню, а также невозможность подцепить другой контроллер или подключить приставку к сети. Тем не менее, нельзя отрицать, что PlayStation Classic обладает своим шармом. Приставка выглядит очень аккуратно, вызывает приятное чувство ностальгии, а главное, что она справляется со своей задачей – дарит несколько часов ретроградской радости. А в нашем случае недель, потому как мы решили пройти ряд игр для того, чтобы написать свой цикл рецензий, а заодно посмотреть на что вообще способна эта мини-консоль. Совершенно очевидно, что Sony создавала приставку в максимально сжатые сроки, чтобы успеть продать её до наступления нового года, а затем, когда отгремят все праздники, распродать остатки, существенно снизив цену. Так что если вам интересна такая «классика» и вас устраивает новая цена, то смело берите её себе в коллекцию, потому как производитель не намерен допечатывать тираж.
А на этом у нас всё, всем спасибо за внимание. Ждите больше материалов в самом ближайшем будущем.