Вторник, 26.09.2017, 10:22

Portable Man by K-2 clan

Главная | Регистрация | Вход
Приветствую Вас Гость
RSS
Форма входа
Логин:
Пароль:
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Категории каталога
Обзоры серий игр [6]
N-gage/N-gageQD [7]
N-gage 2.0 [2]
iPhone/iPod Touch [7]
PC [14]
X-Box 360 [6]
Xbox One [4]
Sony Ericsson Xperia Play [4]
Nintendo Gamecube [1]
Nintendo Wii [0]
Nintendo Wii U [2]
Nintendo Switch [1]
Nintendo DS/Nintendo DSi [4]
Nintendo 3DS [9]
PlayStation One [0]
PlayStation 2 [3]
PlayStation 3 [14]
PlayStation 4 [71]
PlayStation Portable [9]
PlayStation Vita [61]
Sega DreamCast [1]
Мини-чат

Каталог статей


Главная » Статьи » Игры » PlayStation Vita

Обзор The Caligula Effect


«Виртуальные личности – это идеология, способ борьбы и едва ли не гражданская позиция. Своим собственным "кукольным театром" человек будет обманывать окружающий его "театр", куда будет стремиться поместить его система».

Мерси Шелли, «Паутина»

Что бы вы сделали, если бы узнали, что существует доступная для всех желающих технология, позволяющая оказаться внутри детально продуманного виртуального мира, населенного точно такими же любопытствующими людьми, как и вы сами? Каким бы вы хотели видеть себя в нём, ведь в виртуальном пространстве каждый может стать тем, кем захочет? Захотели бы вы вернуться в беззаботные школьные годы, когда вас мало волновали общественные тенденции, экономическая обстановка в стране или её будущее на мировой арене, но вы уже имели кое-какие представления об окружающем мире и персоналиях, его населяющих? Или же вы из той категории людей, которые стремятся как можно скорее перейти заветный Рубикон и вступить во взрослую жизнь, встав в один ряд с теми, кто по праву старшинства на протяжении многих лет являлся авторитетом для более молодого поколения? Что, если однажды такая технология появится? Будете ли вы готовы отвлечься от своих повседневных дел и обязанностей, чтобы погрузиться в мир грез? Как долго вы захотите там пробыть? Должна ли система, по вашему мнению, отличаться от той, в которой многие люди вынуждены жить прямо сейчас, тем самым давая гостям передышку от привычного мироустройства, предоставив взамен обширную площадку для эскапизма, или ей не стоит отходить далеко от устоявшихся канонов? Если этот мир не должен соответствовать тому, что находится за пределами виртуального пространства, то как много он должен от него унаследовать?

Согласитесь, вопросы весьма и весьма интересные. Пофантазировать на эту тему вызвалась молодая студия Aquria, подарившая миру Sword Art Online: Hollow Realization, которая, заручившись поддержкой FuRyu и Atlus USA, создала эксклюзивно для портативной платформы PlayStation Vita японскую ролевую игру The Caligula Effect. В конце весны текущего года она добралась до полок европейского цифрового магазина PlayStation Store. Примечательно, что игра вышла на несколько дней позже, чем перезапуск Prey от Arkane Studios, события которого начинались с того, что главный герой игры, представленный в лице ученого-изобретателя Моргана Ю, вынужден был переживать свой первый день на работе, после чего его память успешно стиралась благодаря своевременному вмешательству персонала станции и весь процесс начинался заново. Герои The Caligula Effect должны раз за разом проживать весь учебный период в виртуальной старшей школе, после окончания которой система успешно стирает всякие воспоминания о завершении учебного процесса, тем самым вынуждая «учеников» заново в неё поступать. В такой ситуации совершенно непонятно, что хуже – оказаться в шкуре изобретателя, запертого на космической станции Талос-1 в компании кровожадных пришельцев и обезумивших учёных, или застрять в бесконечном цикле в виртуальном пространстве, имея огромные шансы стать одним из ополоумевших фанатиков и в итоге умереть от истощения в реальном мире.



Действие The Caligula Effect начинается с перезапуска очередного цикла. Главный герой в начале своего пути, направленного на высвобождения из цифровой тюрьмы, вновь оказывается на церемонии, связанной с началом учебного года, в ходе которой его вызывают на сцену, чтобы он мог произнести торжественную речь. Однако подойдя к кафедре и окинув взглядом зал, к своему неописуемому ужасу, он замечает, что среди окружающих его людей много страшных и непонятных существ, похожих на учеников, но ими не являющихся. Испытав сильный шок, он понимает, что уже переживал эти события и неоднократно видел всех этих людей. Благодаря нахлынувшим внезапно воспоминаниям он начинает припоминать, что некоторое время назад вместе со своим товарищем Кенске Хибики (Kensuke Hibiki) он на этой же самой сцене зачитывал речь, но не на церемонии вступления, а на выпускном. В панике герой спрыгивает со сцены, оттолкнув учителей, и начинает мчаться куда глаза глядят, а глядели они в сторону выхода из школы. Оказавшись на улице, где герой решает остановиться, дабы немного перевести дух и прийти в себя, по воле случая протагонист сталкивается с толпой фанатиков, облепивших со всех сторон идола Мю (μ). Ее композиции пусть и приятны на слух, но имеют один большой недостаток для тех, кто видит систему насквозь: они заставляют людей, застрявших в ней, боготворить Мю и кидаться на окружающих. Собственно, именно это и происходит с главным героем, однако, почуяв угрозу собственной жизни, в молодом человеке просыпается «Эффект Катарсиса» – всплывшие наружу подавляемая воля, эмоции и болезненные воспоминания, перемешавшись вместе, становятся оружием.

На подмогу главному герою подоспевает другой ученик школы – Шого Сатаке (Shougo Satake), который тоже видит странных существ, зовущихся Цифроголовыми, но знает о ситуации куда как больше, чем подвергшийся неожиданному нападению товарищ. По пути в безопасное место к ним присоединяется другой идол по имени Ариа (Aria), которая строила свою виртуальную реальность мечты вместе с Мю, но в какой-то момент взгляды обеих на то, каким должен быть идеальный мир, стали сильно разниться. Все люди рано или поздно стремились покинуть сделанный с большой любовью и самоотдачей виртуальный мир, тем самым возвращаясь обратно в реальность. Разочарованная такими поступками людей, Мю решила, что лучшим выходом из данной ситуации станет обман. Обманом и обещаниями исправить жизненные неурядицы она заманивает человека в ловушку, имя которой Мёбиус, а, уже оказавшись внутри виртуального пространства, жертва становится послушным винтиком в системе, даже не догадывалась о её существовании. Одной из своих подопечных Мю создала мать, о которой та всегда мечтала – добрую, улыбчивую, заботливую и готовящую ежедневно вкуснейшие блюда, но совершенно фальшивую. Другую Мю задабривала обещаниями сделать знаменитой, наделив нужными навыками и талантами, как та всегда и хотела, и выполнила, но лишь в рамках мира Мёбиуса и выделила ровно столько последователей, чтобы хватило на других не менее популярных «звезд» этого поистине странного места. Третья жертва стала заложником своих вредных привычек, ей Мю помогла исполнить давнюю мечту – позволила принимать пищу без конца и края, сохраняя при этом прекрасную фигуру, молодость и сексуальность.



Стоит ли говорить, что прогнав окутавший разум туман, герои впервые за долгое время столкнулись лоб в лоб с суровой реальностью. Выделенные Мёбиусом последователи не делают человека, желающего обрести популярность, хоть сколько-нибудь интересным или талантливым. Столкнувшись с последствиями этого массового заблуждения, персонажи выясняют, что «знаменитые» люди в виртуальном мире все как один работают на интересы Мю, создавая для неё армию фанатиков. Лишившись покровительства идола, её жертвы будут вынуждены учиться контролировать себя – избегать обжорства, соблюдать диету, работать над собой, учиться общаться с людьми и нести ответственность за свои поступки, подавлять свой гнев и скопившиеся эмоции или наоборот, учиться быть эмоциональными и чувственными, а также разбираться с последствиями ранее принятых решений. Ведь главные герои вновь столкнутся со всеми их комплексами и проблемами, от которых они бежали в виртуальную реальность, и теперь они будут вынуждены разобраться с ними до того, как смогут отыскать способ вырваться из заточения и вернуться обратно домой.

Впрочем, некоторые местные знаменитости прекрасно знают, что происходит на самом деле. Так, обо всём, что творится в Мёбиусе, хорошо осведомлены «Музыканты Остинато», которые пишут для Мю музыкальные композиции и снимают клипы, позволяющие ей зомбировать публику, а та взамен закрывает глаза на их извращенные фантазии. Например, одна из музыкантов – молодая и стройная красавица Sweet-P сочиняет песни для женской половины Мёбиуса. По совместительству она является основателем небольшого элитарного клуба, куда заманиваются девушки, приглашенные на чаепитие, где они начинают без конца и края поглощать пищу, толстея и набирая вес, пока Sweet-P с удовольствием наблюдает за процессом, ни разу не смущаясь летящим в разные стороны кускам еды и громкому чавканью. Благодаря способностям Арии добывать информацию из внешнего мира можно узнать, что в действительности Sweet-P не стройная и вовсе не девушка, а очень даже объемный и неказистый фетишист, желающий переедания людей в виртуальном пространстве, ведь это ускоряет их истощение в мире реальном.



Звучит зловеще? А как насчёт Shonen-Doll, которая основала в Мёбиусе свою библиотеку. Вошедшие туда люди постепенно становятся куклами: перевоплощение в неодушевленные подвешенные за веревки и замершие в разных позах манекены сопровождается прокалыванием глаз и ушей. Такое происходит с жертвами исключительно потому, что Shonen-Doll из тех личностей, что помогает Мю цензурировать Мёбиус, не давая информации извне просочиться в виртуальный мир. Взамен девушка получила целую личную библиотеку, а также своих «зрителей» и «слушателей», ведь в реальном мире Shonen-Doll далеко не самый интересный и эрудированный собеседник. Местная красавица Mirei регулярно устраивает конкурсы красоты, жюри в котором оценивает кандидатов по каким-то совершенно странным критериям: они с удовольствием отдадут голос той, что обладает наиболее равнодушным взглядом, холодной улыбкой и надменным ничуть не женственным поведением, как бы намекая нам, что Мю сделала Mirei для многих жителей Мёбиуса идеалом красоты и любой кандидат на роль «Мисс Мёбиус» автоматически сравнивается с ней и только с ней. Достоин ли упоминания тот факт, что назвав Mirei уродиной, герои попадут точно в цель и вызовут с её стороны праведный гнев? И да, персонажи в этой игре за словом в карман не лезут, особенно когда есть повод. В данном случае Mirei сама напросилась на пару-тройку ласковых, ведь в попытках угодить идолу, она поместила близкого друга для одной из героинь по имени Котоно Кашиваба (Kotono Kashiwaba) на дно медленно заполняющегося резервуара прямо у входа в местный океанариум, призывая героев сдаться Мю без боя.

И если с Мю и окружающей её челядью всё совершенно ясно – это в основе своей самовлюбленные и чрезмерно самоуверенные извращенцы, фетишисты и подонки, поддерживающие её страстное желание удерживать других людей взаперти, издеваясь над ничего не подозревающими пленниками, то ситуация с противоборствующей стороной совершенно иная. Второй идол – Ариа, будучи в отличие от Мю человеколюбивой и дружелюбной, предпочла найти единомышленников. И таковые отыскались в клубе «Рвущихся домой», представляющем собой объединение учеников, первостепенной задачей которых является поиск путей для высвобождения из виртуального плена. Предав свою подругу, Мю взяла бразды правления Мёбиусом в свои руки, лишив напарницу сил и могущества. Боясь исчезнуть насовсем, Ариа отправилась искать тех немногих, кто сумел разглядеть фальшь во всем происходящем, и позволила им преобразовать подавленные системой эмоции и воспоминание в оружие. Не найдя никакого другого выхода, члены клуба приняли решение встретиться с Мю и поговорить с глазу на глаз, однако сделать это весьма непросто из-за целого табуна «Музыкантов Остинато», с которыми игрокам предстоит сразиться, а заодно узнать правду о каждом из них. Весь Мёбиус поделен между музыкантами, то бишь каждый отдельный сектор виртуального пространства принадлежит одному из членов этой группы. Например, новое здание школы – территория молодого музыканта Kagi-P, торговый квартал удерживает Sweet-P, библиотеку – Shonen-Doll, а океанариум – Mirei. Здесь перечислена лишь половина из всех тех мест, что предстоит посетить игроку, и врагов, с которыми он будет вынужден сразиться, зачищая одну локацию за другой в попытках отыскать коварного идола и высвободить наружу истинные сущности всех членов группы «Музыкантов Остинато», в том числе и самой Мю.



Сценарий для игры написал небезызвестный Тадаши Сатоми (Tadashi Satomi), человек, работавший над сюжетами для довольно внушительного списка игр во вселенной Megami Tansei. Из-под пера этого автора вышли Shin Megami Tensei: Persona, Persona 2: Eternal Punishment, Persona 2: Innocent Sin, Shin Megami Tensei: Digital Devil Saga и Shin Megami Tensei: Digital Devil Saga 2. В случае с последними двумя играми господин Сатоми работал в коллаборации с Ю Годаи (Yu Godai), и с уходом обоих сценаристов из Atlus ответвление от основной серии в лице Digital Devil Saga прекратило своё существование, а вот франшиза Persona стала ещё популярнее, максимально отдалившись от других игр в серии Megami Tensei. Для талантливого сценариста и геймдизайнера это первое возвращение в индустрию после долгого перерыва, длившегося целых шесть лет, в течение которых та же серия Persona успела сильно измениться, став более дружелюбной к пользователям и сделав сильный уклон в сторону социального симулятора. Сценарий к The Caligula Effect ощущается намного более «SMT’шным», чем Persona 5, поскольку в нём гораздо больше жести, психологии и киберпанка. События, происходящие в новом творении Aquria, выглядят намного более жуткими и зловещими. Связано это с тем, что подобный сценарий с точки зрения научной фантастики вполне может произойти, даже несмотря на то, что игра не претендует на реализм или достоверность творящихся в ней событий. К тому же история, рассказанная в The Caligula Effect, близка к прежним работам Тадаши Сатоми, чем может удовлетворить потребности той части фанатов Megami Tensei, которым импонировали старые игры серии.

В то время как Persona 5, ударившаяся в реализм, с легкостью может привлечь игроков достоверным изображением ежедневной «бытовухи», что позволяет проще ассоциировать себя с героями, однако рассказанная история мало чем отличается от сказки для детей, герои в которой под стать самому повествованию. И если там основной костяк героев получился на редкость пресным и совершенно пустым, поскольку авторы сделали ставку не на них, а на второстепенных персонажей, то The Caligula Effect может похвастаться внушительным ассортиментом героев, каждый из которых прибыл в Мёбиус по собственной причине. Среди них нет никого, кто не скрывался бы под маской виртуального аватара, который делает каждого героя молодым, красивым, сильным, в общем, идеальным. А потому если игрок захочет, то между заданиями он получит возможность пообщаться со всеми членами клуба и помочь им решить их проблемы. Например, приятный молодой человек Шого Сатаке, которого главный герой встретит в начале игры, по мере развития сюжета в какой-то момент влипнет в непростую историю, случайно разбив MyPhone 7S у прохожей девушки. И чтобы выпутаться из этой ситуации, протагонист может посоветовать Шого устроиться на работу и отработать свой долг. Однако после того как Сатаке тяжким трудом скопит всю сумму, выяснится, что пострадавшая девушка уже успела выпросить у родителей новую модель телефона. Теперь в качестве компенсации она просит Шого составить ей компанию в кафетерии и прикинуться её парнем. Ведь богатенькая красавица страстно желает продемонстрировать подругам, у каждой из которых есть ухажер, своего нового бойфренда, а главный герой, вызвавшийся пойти вместо Шого, оказался не в её вкусе.



И таким вот нехитрым образом можно докопаться до глубочайших тайн Шого. Например, выяснить его истинный возраст, а также узнать, что несмотря на столь зрелые годы, этот человек всю жизнь прятался от ответственности, поскольку ему нравилось, что другие выполняют за него всю работу. Из-за личной травмы, разъедающей его изнутри, от которой он бежал и нашёл спасение в Мёбиусе, на протяжении долгого времени у Шого никак не клеились отношения с женщинами, именно потому он избегал тесных знакомств и всяческих контактов с ними. Лишь выбравшись из-под гнёта Мю и став раз в кой-то веки реалистом, он осознал свою проблему и начал исправляться. Именно поэтому во время активации «Эффекта Катарсиса» на руках Шого появляется пара разломанных наручников, а орудует он огромным револьвером, предпочитая держать своих противников на расстоянии. Ещё один напарник, вернее напарница, главного героя – Котоно Кашиваба, в Мёбиусе подвергается преследованиям со стороны какого-то неизвестного, получая постоянно записки и сообщения, а также различные тонкие намеки о характере и цели досаждений. Углубившись в историю этой юной особы, можно выяснить, что это за преследователь, а также понять, почему она предпочла виртуальный мир реальности. Глядя на эту красавицу сложно себе представить, что она является одной из тех молодых барышень, что обзаводятся потомством, едва закончив какое-нибудь общеобразовательное учреждение. И не успев толком насладиться жизнью, на эту девушку свалились все тяготы, не позволяющие подростку гармонично перейти во взрослую жизнь. «Эффект Катарсиса» Котоно преображает школьную форму девушки в некую разновидность платья, а сражаться с монстрами она будет при помощи лука.

Для подробного изучения игроку дан приблизительно десяток основных персонажей, хранящих свои тайны и секреты под семью замками, что выгодно отличает их от абсолютно бесхитростных аналогов из Persona 5. Однако метод получения информации в The Caligula Effect куда как проще, чем в играх Megami Tensei, поскольку для этого нет необходимости выполнять особые условия, например, выкрадывать время на развитие отношений, делать подарки, прокачивать определенные социальные навыки или тщательно подбирать слова, достаточно просто наведаться в «лобби» между миссиями и пообщаться с каждым, кто готов идти на контакт. Зачастую, от выбранных игроком в ходе диалога ответов зависит насколько продолжительной и эффективной окажется беседа с собеседником. Потому еще интереснее следить за тем, как персонажи меняются по мере продвижения по сюжету игры. Если раньше их личности подавлялись Мю, а действовали герои согласно местным устоям, то после того, как была пробита эмоциональная стена, наружу полезли не самые приятные качества персонажей: озлобленность, ненависть, страхи, зависть, холод, отрешенность и прочие низменные чувства, годами дремавшие внутри.



Совокупность всех вышеперечисленных особенностей делает сюжет The Caligula Effect достаточно взрослым и, что немаловажно для истории, которая ставит во главе угла социальные проблемы – актуальным. А всё благодаря тому, что сценарий портативной игры затрагивает обширный спектр современных тенденций, начиная от сетевого троллинга, травли, призывов к совершению суицида и заканчивая зависимостью от социальных сервисов, а также затруднений, возникающих вследствие всех этих негативных факторов, вплоть до психологических отклонений. К тому же помимо массы до боли знакомых вещей, в истории нашлось место для фантазии авторов, раскрывающих, к примеру, проблематику зависимости от виртуального пространства или даже от отдельных её элементов (от искусственно созданных личностей, например). Всё это сопровождается отменными диалогами, которые действительно интересно читать, и добротной актерской игрой. Тадаши Сатоми даже не поскупился на отдельные сюжетные эпизоды, посвященные раскрытию мышления и психологии антагонистов. Поэтому все желающие смогут отыскать и послушать спрятанные на уровнях эпизоды с участием Мю, в которых виртуальный идол раскрывается как персонаж в разрезе своего становления единоличным правителем виртуального мира. Можно проследить за тем, какими мыслями и идеями руководствовалась барышня в начале своего пути и как она постепенно укрепилась в своих взглядах ближе к тому моменту, когда образовался клуб «Рвущихся домой». Задумывались ли вы над тем, что для Мю протагонист и его команда являются настоящим злом, а не наоборот? Ведь герои хотят вырваться из мира, где им хорошо и к их проблемам прислушиваются, дабы вернуться туда, где им постоянно причиняют боль, от которой они вынуждены бежать. Если отталкиваться от этой мысли, то всё встаёт на свои места, не правда ли?

К сожалению, авторы не отнеслись с подобной любовью и вниманием к историям остальных пяти сотен учеников, живущих под крышей Мёбиуса. Да, бесспорно, каждый из них – личность, обладает своим уникальным именем, мало-мальски отличающимся от окружающих внешним видом, своим значком в местном сетевом сервисе WIRE, а также коротенькой предысторией, которая в конечном счёте привела того или иного NPC в виртуальный мир. При большом желании с каждым можно подружиться, раскрыть глаза на текущее положение вещей и оказать помощь, выполнив парочку второстепенных заданий, которые могут варьироваться от невероятно простых до очень сложных и, зачастую, затяжных, но всё равно всё это не стоит рядом по степени интересности с основными действующими лицами. Понятно, что уместить такое большое количество подробной информации и обыграть встречу с каждым из пяти сотен второстепенных персонажей какой-нибудь сценкой просто нереально, принимая во внимание бюджетность проекта. Хорошо прописанной мотивацией могут похвастаться далеко не все герои из основного костяка: к примеру, переход Kagi-P на «светлую сторону» происходит так внезапно и беспричинно, что может создаться мнение, будто бы из сценария кто-то вырвал пару страниц, из-за был утерян солидный кусок истории. Ведь можно было сократить количество действующих лиц до сотни или пары сотен, я думаю, что никто бы особо не расстроился. Ну, может быть в пресс-релизе «две сотни уникальных студентов» звучало бы не так внушительно как «пять сотен», но мы бы это как-нибудь пережили.



Простые побочные задания, как правило, выполняются на месте, например, от игрока могут потребовать снять с кого-то из второстепенных персонажей негативный эффект или прокачать его на пару-тройку уровней, что тоже делается не отходя от кассы. В то время как другие порой требуют невозможного, к примеру, добыть ценный артефакт, название которого ни о чём не говорит, а значит, найти его можно лишь совершенно случайно, заглядывая в каждый угол мира; отыскать человека, обладающего определенными качествами, что, учитывая количество учеников в школе, а также помещений, по которым они разбросаны, может стать делом всей вашей жизни (а уточнение пола здесь выглядит скорее как издевка, нежели попытка сократить число потенциальных субъектов); подружиться с двумя другими персонажами, с которыми данный NPC связан через «Causality Link», то есть «Причинно-следственную связь» – этакую паутину, в которой каждый ученик школы так или иначе связан с другими, а потому игрок по цепочке может выйти на нужного человека, если сможет завести дружбу с его окружением. Проблема заключается в том, что все ученики разбросаны по Мёбиусу в каком-то хаотичном порядке и чтобы найти их, нужно заглянуть в каждый угол виртуального мира. Занятие это не то что непростое, а очень и очень время затратное. К тому же в игре нет какого-то архива или списка с информацией по уже выполненным побочным заданиям или даже только что взятым, кроме той, что содержится в паутине «Причинно-следственных связей». А это очень неинформативная и крайне неудобная вещь, если сравнивать с тем, как это сделано в других ролевых играх.

Такое ощущение, что авторы намеренно старались максимально усложнить этот процесс, чтобы игрок постоянно записывал на бумажке или держал в голове тонны информации по всем пяти сотням учеников, что, как вы уже могли догадаться, сделать практически невозможно. Это уже не говоря о том, что на всё про всё у игрока уйдет непростительно много времени. Весьма спорный способ увеличить количество часов, необходимых на прохождение данной игры, скажу я вам. Неудивительно, что до сих пор в сети нет ни одного прохождения, которое помогло бы разобраться со всей этой чехардой. А ведь для получения платинового трофея необходимо исследовать каждый угол виртуального мира и подружиться с каждым бедолагой, ставшим жертвой амбиций злобного идола. В общем, если вы захотите выполнить в The Caligula Effect абсолютно всё в кратчайшие сроки, то приготовьтесь к тому, что других игр, кроме этой, в ближайшие полгода-год у вас больше не будет. Негативным фактором в данном случае также является то, что каждый NPC в ходе диалога не несет совершенно никакой полезной информации. Более того, диалоги с каждым из них работают по абсолютно одинаковому сценарию и постоянно повторяются. Игрок вынужден раз за разом обращаться к ним, пока шкала «Affinity», то есть «Близость», не заполнится до определенного значения, только тогда тема диалога сменится, а игрок получит шанс выполнить очередное побочное задание, чтобы затем, кто бы мог подумать, разблокировать ещё больше бессмысленной информации.



Впрочем, если вы не относите себя к касте перфекционистов, не стремитесь получить платину, вам не нужны пассивные навыки, которые даются за выполнение побочных заданий, и вам глубоко наплевать на всякие там «Причинно-следственные связи», то вам будет отрадно услышать, что у данной системы есть и свои плюсы, активное использование которых не требует от игрока особых заморочек. Например, в отличие от игр серии Persona или других представителей вселенной Megami Tensei, игрок волен взять в партию любого понравившегося NPC, если предварительно поговорить с ним какое-то время, что, как правило, занимает от силы пару минут. Эта функция служит палочкой-выручалочкой, когда герои разделяются и вынуждены искать друг друга, и, за неимением других альтернатив, игрок может просто взять в партию дружественного NPC и продолжить своё победоносное шествие по очередному лабиринту, как ни в чём не бывало. Или подобный трюк может пригодиться, когда по округе шастают высокоуровневые монстры, а неподалеку как раз бьет баклуши в гордом одиночестве высокоуровневый NPC, тогда при должной сноровке можно организовать между ними встречу и самому выйти из неё победителем. Хотя, конечно, и тут не обошлось без своих недостатков, например, все NPC обладают только одной-двумя базовыми атаками и необходимо тратить честно заработанные «Skill Points» или «Очки опыта» на разблокировку действительно крутых приемов, что, учитывая большое количество классов в игре, положительно сказывается на тактической составляющей, но на всё надо тратить время. А ещё игра очень любит в определенные сюжетные моменты перетасовывать членов партии, подсовывая какого-нибудь сюжетно значимого персонажа, отсылая вашего NPC туда, где вы его подобрали. А подобрать в его могли два лабиринта назад в одном из ничем непримечательных коридоров и теперь вряд ли без помощи зала и звонка другу сможете вспомнить когда, где и при каких обстоятельствах вы его завербовали.

И, говоря, об очках опыта, нельзя не отметить, что зарабатываются они не только путем поднятия уровня героев и расходуются исключительно на разблокировку новых способностей, которые у каждого персонажа отображаются в виде трёх отдельных веток, но также добавляются в копилку с помощью так называемых «Чудес Света» – разбросанных по уровням цветных светящихся точек, которые можно подбирать. Вообще, уровни изобилуют различными секретами, спрятанными по углам высокоуровневыми боссами и тайными проходами. Некоторые из этих проходов закрыты на ключ и открываются, только если подобрать комбинацию из необходимых слов. Они выпадают в том случае, если игрок выполняет побочные задания, подбирает спрятанные предметы и регулярно поддерживает связь с NPC. Каждое слово фиксируется в специальном меню, получившем название «World Reward», при этом все слова обладают особым написанием и выпадают с определенной частотой, это может быть как 1 к 100, так и 1 к 10000. То есть шансы у всех игроков примерно одинаковые, однако издательская компания Atlus USA призывает игроков активнее обмениваться словами. Уже сейчас в сети можно отыскать список со всеми открытыми на данный момент секретными уровнями. Пополнить этот список можете и вы, если будете проявлять активность, внимательно изучая мир Мёбиуса и его обитателей. Но заглянуть в большинство из них можно будет только в постгейме, поскольку при первом прохождении вы вряд ли достигните того уровня, который требуется для посещения подобных мест.



Помимо «World Reward» и «World Wonders», то есть «Чудес Света», в секретных уголках всевозможных лабиринтов Мёбиуса можно разыскать Стигмы, заключенные в сферы, которые открываются только при выполнении определенных условий. Зачастую достаточно положить на лопатки бродящего где-то неподалеку самого злого и опасного Цифроголового, в особо запущенных случая – сразу нескольких, причем сперва их ещё нужно разыскать и убедиться, что это те самые монстры. Выяснить сопричастность Цифроголовых к сферам можно лишь на практике – ввязавшись в драку и победив. И да, ввязываться в драку со всеми подряд не обязательно, порой противников можно просто оббежать. Игра устроена таким образом, что если вражина выше уровнем, то шанс того что он набросится на слабую жертву очень велик, если же ниже, то, скорее всего, обойти его стороной не составит никаких проблем. Наградой за победу в сражениях станут Стигмы, которые делятся на три категории: Манифесты, по сути, являются оружием; Основные Убеждения – это защита бойцов; Травматические Воспоминания выполняют роль аксессуаров. Игрок может вооружить своих героев «Детским Плачем» или «Двусмысленностью», нацепить на них в качестве защиты от внешнего мира «Бессердечность» или «Полицейскую Сирену», а в качестве побрякушек наградить их «Логическим Тупиком», «Превосходной Памятью» или «Сексуальным Взглядом». Каждая Стигма в большинстве случаев повышает одни характеристики за счёт других, поэтому игрокам следует соблюдать баланс, тщательно подбирая сферы с нужными показателями, компенсирующими недостатки друг друга, тем самым нейтрализуя негативные эффекты. Избегать использования сфер не получится, поскольку без надлежащей брони, оружия и побрякушек у героев есть все шансы не дотянуть до встречи с Мю. Впрочем, авторы не ограничились одними лишь показателями, иногда Стигмы сильно помогают в процессе выполнения побочных заданий, так как ими можно облегчать участь жителей Мёбиуса, помогая им встать на путь истинный. Жаль только, что смена барахла так же, как и в Shin Megami Tensei, никак не отражается на внешнем виде персонажей, а единственный набор альтернативных костюмов продаётся сразу с цифровым изданием и успевает приесться быстрее, чем поиск способа его активировать.

Немного раздражает, что основных героев, которых игрок потенциально может взять в команду, около десятка, а размер партии не должен превышать показатель, кратный четырем людям, а это значит, что ещё пятеро или даже больше (в случае если вы возьмете в группу левых учеников школы) сопартийцев будут болтаться без дела. То есть совсем без дела, им даже нельзя выдать какое-нибудь поручение, например, выполнить одно из второстепенных заданий. Это сильно помогло бы, ведь каждый член партии не прокачивается автоматически как в играх серии Persona, всех их нужно совершенствовать вручную. Знаете, что это значит? Это значит, что часть их них навсегда останется пылиться в коробке с надписью «ненужные персонажи», рядом с Клементиной из The Walking Dead: A New Frontier, потому, что ни у кого не хватит никакого терпения и усидчивости качать каждого встречного-поперечного героя, тем более, что когда их насильно добавляют в партию игрока, они всегда ниже уровнем, чем текущие персонажи и скорее ощущаются обузой, нежели весомой поддержкой в деле изничтожения безумных фанатиков. Из-за этого в первую очередь страдает вариативность сражений, поскольку все, ну или практически все способности персонажей отображаются сразу и на полную их разблокировку уйдет совсем немного времени, после чего тот или иной герой вряд ли найдет что-то новое, чем искренне сможет порадовать игрока. А ведь в The Caligula Effect довольно много классов и разновидностей противников, начиная от лучников и кулачных бойцов и заканчивая копейщиками и стрелками.



При этом бойцов в отряд нужно подбирать таким образом, чтобы они могли создавать смертоносные цепочки действий: можно держать противников на расстоянии, посылая на их головы грады стрел или разрывные снаряды; либо биться с ними на коротких дистанциях, атакуя по определенной зоне или выцеливая отдельно взятых индивидов. Но лучшей и ультимативной стратегией, конечно же, станет возможность подкидывать Цифроголовых и им сочувствующих в воздух мощным пинком или апперкотом, потому как, во-первых, противник в воздухе уязвим, во-вторых, пока он не на земле – он не может атаковать, ну и в-третьих, столкнувшись с твердой поверхностью, ему нужно будет потратить какое-то время, чтобы прийти в себя, а этого будет вполне достаточно, чтобы подлечиться и восполнить шкалу действия. К тому же распластавшаяся на земле вражина – это тоже цель, особенно для героев, которые любят стрелять себе под ноги или лупить по земле. Под такие вещи, к слову, даже есть целая отдельная атака в списке приемов, что позволяет создавать действительно эффектные комбинации, начинающиеся в воздухе и заканчивающиеся на земле, а затем плавно перетекающие обратно в воздух. В общем, всё упирается в желание игрока найти идеальный метод расправляться с толпами неприятелей. Проблема, как я уже говорил, в однообразии. Отыскав такую, придется повторять её раз за разом на протяжении десятков часов.

И раз уж мы всё-таки затеяли сравнение конкретно этой игры с играми серии Persona, то нельзя не упомянуть, что в новом проекте Aquaria нет никакой необходимости проживать день за днём вместе с главным героем. Следовательно, здесь нет школьных занятий, планирования досуга после уроков, календарной системы и совместных вылазок в подземелья. Вместо этого каждая локация в игре прямо как в старые добрые времена выполнена в виде лабиринта, а потому большую часть времени партия игрока вынуждена будет исследовать запутанные коридоры различных строений, нанося их на карту, общаясь с людьми, разыскивая секреты и сражаясь с монстрами. Причем сражения происходят бесшовно, нет никакой отдельной арены под это дело – битва происходит там, где игрок встретил своего противника, что порой сильно раздражает, ведь Мёбиус – это огромная сеть лабиринтов с очень узкими коридорами и невысокими потолками, поэтому битвы, проистекающие в стенах этих запутанных строений, выглядят не так эффектно, как планировали авторы. Тем более что камера в тесных пространствах выделывает такие кульбиты, что для того, чтобы игрок имел хоть какие-то шансы разобрать кто кого побеждает и что вообще происходит, была выделена отдельная кнопка, ставящая игровой процесс на паузу и позволяющая облетать поле битвы. И это лишь часть беды, но об этом чуть позднее. Наличие лабиринтов подразумевает, что все они будут между собой различаться, дабы у игрока был стимул их изучать, и действительно, разные лабиринты проходятся тоже по-разному. В одних необходимо просто найти выход, в других дергать рычаги и искать свою команду, в третьих выполнять контекстные задания с местными обитателями для того, чтобы разблокировать выход. В общем, разнообразие есть и заключается оно не только в дифференцирующихся методах прохождения, но и в тематике каждой отдельной локаций.



Если вы надеялись победить Мю, просто подружившись со всеми жителями Мёбиуса, то не стоит питать на этот счёт никаких аллюзий – придется много драться. Согласно слогану к фильму Социальная Сеть, который звучит так: «Нельзя завести 500 миллионов друзей, не нажив ни одного врага», героям придется иметь дело с прихвостнями Мю и ополоумевшими Цифроголовыми, которые для жителей Мёбиуса выглядят как обычные люди, а в глазах героев ничем не отличаются от жутких монстров, патрулирующих определенные участки локаций в поисках жертв. Для того чтобы отличать нормальных людей от находящихся под влиянием музыки Мю фанатиков, необходимо присматриваться к показателям, висящим у них над головами. Помимо имени и уровня того или иного NPC, там можно отыскать шкалу, олицетворяющую то ли степень влияния творчества Мю на индивида, то ли его фанатичность, не суть важно, главное, что нужно знать – чем выше показатель, тем агрессивнее его обладатель. Попав в поле зрения такого красавца можно запросто стать его жертвой, к тому же самые агрессивные и фанатично настроенные кадры охотнее атакуют партию игрока, когда дело доходит до поочередного обмена ударами. А боевая система в The Caligula Effect, как вы уже могли догадаться, пошаговая, но со своими интересными особенностями.

Основной особенностью местной боевой системы стала так называемая «Цепь воображения», позволяющая создать и посмотреть цепочку действий до совершения хода. С помощью воображаемой цепи можно оценивать риски, предугадывать ход противника, подгадывать нужное для атаки время и создавать мощные комбинации. Механика, безусловно, интересная и даже в какой-то степени инновационная, во всяком случае, ничего подобного лично мне ранее видеть не доводилось, однако даже у неё бывают проблемы. Например, частенько полная последовательность действий в цепи по какой-то причине не воспроизводится, обрываясь где-то на середине – ближе к концу цикла, что очень сильно мешает принять во внимание всю картину целиком и не ошибиться с выбором. К тому же «Цепь воображения» не гарантирует, что воображаемая смертоносная комбинация будет воспроизведена со стопроцентной точностью, всегда есть риск, что в какой-то момент кто-то из героев промажет или запоздает с ударом и тогда все старания могут пойти насмарку. Это очень сильно раздражает, учитывая, что некоторые битвы в игре длятся десятки минут, состоящие из напряженного планирования, подбора и исполнения идеальной последовательности действий. Порой всего одна ошибка может стоить главному герою жизни, а как это всегда было в играх серии Megami Tensei – если умирает протагонист, то это означает, что придется продолжать игру с последнего сохранения. И сохраняться тоже, к слову, можно лишь в отдельных местах и безопасных «лобби». Здоровье восполняется само по себе, но только в случае победы над врагами, собственно, как и шкала «Special Points» или «SP», отвечающая за любые действия, начиная от активации защиты и заканчивая контратакой. Находясь же непосредственно на поле брани, придется пользоваться услугами лекарей и специальными навыками, заполняющими пресловутую шкалу, а на всё это, как нетрудно догадаться, нужно время. Иногда исход битвы решает тот, кто правильно спланировал свои действия, или банально атаковал первым.



Людям, привыкшим к красивым постановочным кат-сценам в Persona 4 Golden или Persona 5, местные ролики, сделанные на движке игры, могут показаться очень несуразными и допотопными. Слабая техническая составляющая и общая бюджетность проекта, анимация персонажей и постановка сцен оставляют желать лучшего. Постоянная смена планов в сюжетных сценах вкупе с дерганной анимацией героев и неважной режиссурой усложняют попытки игрока осмыслить происходящее в них, и если бы не типичные анимешные клише, которые периодически всплывают по мере развития сюжета, то определить, что конкретно творится в той или иной сцене, было бы практически невозможно. Происходящее усугубляется отсутствием вменяемой мимики у героев, потому как говорят они с закрытыми ртами, поэтому если на экране нет вспомогательной картинки с обозначением героя, то далеко не всегда получается определить хозяина только что оброненной фразы. Благо длинных и динамичных кат-сцен с большим количеством экшена или героев в данном произведении не так уж и много, их практически всех вымели со сцены диалоги и сражения. Собственно, есть тут и анимационные вставки, правда, их чертовски мало и они практически в сухую проигрывают аналогичным роликам, сделанным профессионалам из Studio 4°C, Production I.G, Studio Hibari и A-1 Pictures, которые ранее работали над анимационными вставками для Persona 4 Golden, Persona 5, Catherine и Tokyo Mirage Sessions ♯FE.

Кстати, несмотря на то, что в роликах демонстрировались взрослые люди, например, те же учителя, в самой игре ничего подобного нет и 99% времени мы проводим в компании подростков. Во всяком случае, так они выглядят в этом мире. К тому же от большого обилия эффектов и снующих туда-сюда NPC на экране игра периодически подтормаживает, что явно было вызвано плохо оптимизированным движком, потому как ничего сверхъестественного в плане графической составляющей The Caligula Effect предоставить не может. И это довольно странно, ведь есть же другие представители жанра, вроде Tales of Hearts R, Persona 4: Golden, Final Fantasy X/X-2, World of Final Fantasy, The Legend of Heroes: Trails of the Cold Steel и масса других игр-тяжеловесов, доказывающих, что железо PlayStation Vita может намного больше, чем демонстрируют создатели игры. И если в начале игры уровни более-менее вылизаны и смотрятся вполне достойно, то продвигаясь всё дальше и дальше по сюжету становится заметно невооружённым глазом, что The Caligula Effect – это просто в какое-то месиво из технических недостатков. Враги, намертво застревающие в окружающих объектах, NPC проходящие сквозь стены и исчезающие прямо на глазах, странные ракурсы камеры, уровни, в которых за каким-то перепугом, авторы напихали так много второстепенных персонажей, что даже банальная попытка оглядеться сопровождается весьма ощутимой задержкой, а прорисовка падает настолько, что враги появляются прямо перед носом. Я знаю, что уже задавал этот вопрос, но зачем, Aquria? Зачем? Для чего нужны были эти десятки и сотни NPC, которые лишь усугубляют положение? Они и в историю ничего существенного не привносят своим существованием и очень сильно нагружают движок игры.



А ещё ответьте мне, Aquria, для чего вы пригласили знаменитых японских продюсеров и композиторов, вроде OSTER project, 40mP, 164, cosMo@Bousou-P и многих других, если весь тот потрясающий J-pop, который они для вас записали, вы умудрились зациклить на каждой отдельно взятой локации, отчего уже через 10-15 минут хочется просто выключить звук и играть без него? Что это за пустая трата времени и денег, ведь можно было бы не заморачиваться и написать аудиоряд своими силами, не прибегая к услугам небезызвестного композитора Тукасы Масуко (Tsukasa Masuko), создавшего музыку для целого ряда игр во вселенной Megami Tensei, начиная c самых первых игр серии и заканчивая недавней Shin Megami Tensei IV: Apocalypse. Другим, не очень удачным, сугубо на мой взгляд, решением стало ценообразование, потому как на различных торговых площадках японская версия The Caligula Effect стоит как крыло от самолета, за Западе игра вышла исключительно в цифровом формате, однако стоимость её по какой-то причине осталась очень и очень высокой, что весьма странно, учитывая оценки игры в прессе. По всей видимости, авторам нужно восполнять бюджет после оплаты услуг всех тех талантливых людей, которые приняли участие в разработке этого проекта, и они не придумали ничего лучше, чем поднять цену до потолка, надеясь на лучшее, по всей видимости. Особенно странно на этом фоне выглядит отказ издавать игру на физических носителях, даже Limited Run Games развели руками в разные стороны, объявив, что это просто-напросто невозможно. То есть релиз Octodad: Dadliest Catch, Thomas Was Alone или, прости господи, Mutant Mudds Deluxe возможен, а The Caligula Effect – нет. Впрочем, это не их вина, а издательской компании Atlus USA, которая не дала им на это добро.

И напоследок хотелось бы упомянуть ещё одну вещь, которая вызывает недоумение – это социальная сеть WIRE, которая выполняет функцию телефона как в Tokyo Mirage Sessions ♯FE и Persona 5. Периодически с помощью этого сервиса игрок будет получать сообщения от своих товарищей, а иногда в нём будут разворачиваться целые сюжетные диалоги, что, в принципе, приносит толику разнообразия во все происходящее. Однако сервисом можно пользоваться и вне сюжетных сцен, вот только пользы от него практически никакой. Все люди, с кем главный герой умудрился завести дружеские отношения, автоматически добавляются в список друзей. Это хорошо, вот только игра не предусматривает построения какого-либо диалога с ними, поскольку на выбор игроку даны три одинаковые опции, которые очень близки по смыслу к набившим оскомину «как дела?» и «что делаешь?», на что герой всегда получает что-то вроде: «Привет, я планирую пойти поесть мороженного! Пойдешь со мной?». Клянусь, что я бы с удовольствием сходил, вот только в этом сервисе нет, повторяю, нет возможности ответить на этот или на любые другие вопросы. Следовательно, это односторонняя и совершенно бессмысленная коммуникация. Единственное действительно полезное свойство WIRE – можно задать вопрос членам клуба «Рвущихся домой» и выяснить текущую цель, если вдруг игрок сделал большой перерыв между сессиями и подзабыл что от него требуется по сюжету. Собственно, всё. А ведь такая могла бы получиться задумка, эх….



Итог: The Caligula Effect одна из тех странных игр, которые периодически выходят эксклюзивно для PlayStation Vita, наряду с Oreshika: Tainted Bloodlines, Freedom Wars и Murasaki Baby она делает библиотеку этой портативной консоли самодостаточной, а главное – самобытной. Эта игра идеально подойдет тем, кто разочаровался в последних частях серии Megami Tensei и в её ответвлениях, рассчитанных на школьников и дошколят, потому как способна подарить приятные ощущения от знакомства с местным сюжетом, персонажами, отлично написанными диалогами, мрачным подтекстом и атмосферой киберпанка, как в хорошем «Megaten’е». Однако в остальном игра получилась очень спорной. Интересная боевая система была напрочь убита репетативностью, исследование локаций – слабой технической составляющей, прекрасная музыка – зацикленностью, а великолепная задумка с построением дружеских отношений с более чем 500 NPC с последующей вербовкой в команду – совершенно однотипными диалогами и затяжными, откровенно скучными второстепенными заданиями. Короче говоря, The Caligula Effect получилась на любителя, однако я всё же порекомендовал бы изголодавшимся по хорошим сюжетам в jRPG игрокам заглянуть на огонёк под крышу Мёбиуса и пообщаться с членами клуба «Рвущихся домой» и их оппонентами, потому как это общение будет весьма продуктивным, нетривиальным, а главное – интересным.

А на этом у меня всё, всем спасибо за внимание. Ждите больше материалов в самом ближайшем будущем.

Категория: PlayStation Vita | Добавил: Lock_Dock (16.06.2017)
Просмотров: 46 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2017
Сделать бесплатный сайт с uCoz