«На дальнем востоке лежит Дзипангу - страна золотых дворцов и сверкающих самоцветов. Кублай-хан, представитель Монгольской империи, послал на завоевание этих земель огромную армию, но воины Дзипангу воспользовались некими «чудесными камнями», чтобы остановить вторжение».
«Путешествия Марко Поло», глава 6, стр.174-175.
Проект, известный сегодня как Nioh, возможно, является ещё одним свидетельством того, что в игровой индустрии заканчиваются свежие и оригинальные идеи. Данная игра прошла довольно тяжёлый и долгий путь до релиза, и, вероятно, покоилась бы себе с миром, если бы не попытки Koei Tecmo создать свою версию Dark Souls, но с японским колоритом. А так как серия игр Tenchu уже давно освободила это вакантное место, его заняло новое творение студии Team Ninja, которая после ухода Томонобу Итагаки (Tomonobu Itagaki) переживала далеко не лучшие времена. Породив на свет такие игры, как Ninja Gaiden 3 и Yaiba: Ninja Gaiden Z, разработчики очень сильно подкосили степень доверия к своему коллективу в глазах фанатов и обычных игроков. И даже сегодня, вместо того, чтобы создавать самые лучшие файтинги и экшен-игры, коими, без сомнения, являются перезапущенная в 2004 году серия игр Ninja Gaiden, а также ранние игры во франшизе Dead or Alive, студия зарабатывает на жизнь разработкой симуляторов пляжного волейбола и нишевых фан-сервисных проектов, вроде Hyrule Warriors и Fire Emblem Warriors. Очевидно, Team Ninja было необходимо реабилитироваться в глазах фанатов, и лучшего случая, чем выпуск Nioh, в ближайшем будущем не предвиделось.
Проект со столь необычным названием зародился в головах сотрудников Koei Фумихико Ясуды (Fumihiko Yasuda) и Йосуки Хаяши (Yosuke Hayashi ) в далеком 2004 году, когда им в руки попал неоконченный сценарий знаменитого режиссёра Акиры Куросавы (Akira Kurosawa), который носил название «Oni», то есть «Демон». В оригинальном сценарии главным героем был молодой светловолосый иностранец, попавший в незнакомый для него мир, что в итоге стало чуть ли не единственной деталью, которая осталась в конечной версии игры. Ведь через некоторое время разработчики подумали и решили, что этим человеком обязательно должна быть реально существовавшая историческая личность. И этой личностью стал сэр Уильям Адамс (William Adams) – первый мореплаватель, достигший берегов Японии. Подоспел он аккурат к закату периода Сэнгоку, когда феодальная Япония находилась в раздробленном состоянии и, раздираемая междоусобицами и внутренними конфликтами, ожидала перемен. В Японии Уильям повстречал молодого принца Токугаву Иэясу (Tokugawa Ieyasu), который через несколько лет создал свой собственный сёгунат, и под его чутким руководством британец стал самураем. В реальности, конечно же, Уильям никаким самураем не становился, поскольку он очень долго не мог покинуть Японию и его волновало исключительно налаживание связей с местными чинушами, чтобы создать прочные торговые связи с Британией. Но если бы авторы опирались на реализм, то Nioh стала бы симулятором торговли, а не приключенческой ролевой игрой.
По первоначальной задумке Nioh должна была стать классической японской ролевой игрой с участием массы исторических личностей и хорошо срежиссированными боевыми сценами, вдохновленными кинолентами Куросавы, такими как нетленные «Семь Самураев». Планировался даже выпуск одноименного фильма, над которым должен был работать сын Куросавы Хисао, однако в 2006 году игра совершенно внезапно пропала с радаров, а компания Koei перестала давать какие-то комментарии на этот счет. На самом же деле у игры начался период, который многим почитателям медиа-индустрии известен как «производственный ад», когда концепция отметалась и постоянно видоизменялась под влиянием разных людей, в том числе со-продюсера игры Коу Шибусавы (Kou Shibusawa), который несколько раз вынуждал авторов переделывать игру с самого начала. В какой-то момент Nioh даже походила на серию Dynasty Warriors, но и эта версия не прижилась в конечном счете. В 2008 году между Koei и Tecmo завершился процесс слияния, продолжавшийся несколько лет, и проект целый год находился в подвешенном состоянии. Работу тихим ходом возобновили в 2009 году, а в полную силу над Nioh начали трудиться лишь в 2010, тогда же к разработке привлекли Team Ninja, однако полностью игра перешла в руки к студии лишь в 2012.
Благодаря вышеупомянутым любителями всего фантастического и мистического в игру добавились сверхъестественные существа Они и Ёкай, а сценарий вновь был переписан, но уже под влиянием произведения «Сёгун» Джеймса Клавелла (James Clavell). Таким образом великий мореплаватель, первый среди прочих открывший для себя Японию и проживший в ней двадцать лет вплоть до своей смерти, внезапно перепрофилировался в опасного пирата, что, несомненно, лучше объясняло любовь Уильяма к различного рода оружию и его богатый опыт в сражениях. Оставалось только решить, на каком языке будет говорить светловолосый иностранец, поскольку изначально он прекрасно владел японским. В финальной версии Уильям изъясняется на английском, однако между ним и окружающими нет языковых барьеров благодаря духам-хранителям, позволяющим понимать чужие языки.
После окончательной передачи игры в руки Team Ninja вживую игроки увидят Nioh лишь в 2015 году на выставке Tokyo Game Show, где посетителям мероприятия четко дадут понять, что их будет ждать Dark Souls в декорациях феодальной Японии с самураями и го. В последующие два года вплоть до мировой премьеры авторы будут создавать игру на основе пользовательских отзывов, потому как Nioh пережила сразу ряд публичных альфа- и бета-тестов, в которых могли принять участие все желающие, а затем связаться с разработчиками и высказать свои предложения касательно того, каким они хотят видеть конечный продукт. Это стоит держать в уме до самого конца обзора наряду с информацией о сроках разработки игры (шутка ли, путь к полкам магазинов занял более двенадцати лет!) и коллективе разработчиков, так как суммарно все это повлияло на результат, который игроки получили в конечном счёте.
А получили они, что называется, винегрет из исторических фактов и знаковых для японской культуры личностей, перемешанных с вымышленными событиями и персонажами, а также самыми разными внутриигровыми системами и механиками, позаимствованными из других, более успешных проектов. Что, как оказалось, было отнюдь не лучшей идеей для совершенно нового IP, однако давайте обо всём по порядку. Итак, история Nioh берет своё начало в Англии образца 1597 года, а конкретнее в подземельях лондонского Тауэра, где томится в темнице сырой главный герой игры Уильям – английский моряк ирландского происхождения в компании с его духом-хранителем Сиршей, которая предупреждает протагониста о серьезной опасности и вынуждает в срочном порядке ретироваться. По версии игры Уильям некогда был видным капитаном одного английского судна, он искал и благодаря способностям Сирши успешно находил чудотворные камни духов под названием Амрита, дающие необычные способности. Однако, как только Ульям узнает, что правительство Англии планирует использовать данные камни для победы в войне с Испанией, его заключают под стражу и бросают в застенки тюрьмы, откуда тот успешно сбегает, но этот побег ему дорого обходится. На пути к свободе молодого капитана успевает перехватить алхимик Эдвард Келли (Edward Kelley) – ещё одна историческая фигура, чья жизнь была тесно связана с мистицизмом. Эдвард похищает Сиршу, которая должна помочь ему отыскать местонахождение Амриты, и исчезает, а Уильям, сумев выбраться из Лондона и пиратством сколотив капитал, нанимает экспедицию в так называемую «золотую страну» и бросается в погоню, которая приводит его к берегам расколотой на две части Японии, раздираемой междоусобицами.
Как герой узнал, куда удрал Эдвард, и что за отношения связывают Сиршу и Уильяма? – спросит пытливый читатель. Всё очень просто: в момент похищения духа-хранителя от кристалла, в который алхимик заключил Сиршу, откололся осколок, именно его герой использует в качестве компаса, ориентируясь по свечению. Для Уильяма дух-хранитель является лучшим другом, которого он повстречал в весьма юном возрасте, когда потерял обоих родителей в ходе кровопролитной войны между Ирландией и Англией. Сирша разглядела в мальчике потенциал (ведь он один из тех немногих жителей западных стран, кто может видеть духов) и с тех пор они были неразлучны, дух-хранитель помогла юному Уильяму встать на ноги, а тот, в свою очередь, сильно к ней привязался. Но вернемся к дальнейшим событиям игры. В Японию Уильям пребывает практически в одиночестве, поскольку вся экспедиция, кроме торгового судна «Лифде», на котором плыл главный герой, сгинула в восточных водах, столкнувшись с морскими чудищами и прочими неизведанными опасностями. Высадившись на берег, англичанин видит, что повсюду царит хаос и разруха, земли Японии усеяны трупами обычных граждан, погибших вследствие гражданской войны, а тех, кого не убили соотечественники, добили бандиты, злые духи и демоны, оккупировавшие территорию.
Сесть бы Уильяму обратно в шлюпку, забраться на борт «Лифде» и убраться восвояси, но, как мы понимаем, тогда бы не было игры (да и каждый такой заплыв отнимал в то время годы жизни), а потому светловолосый иностранец начинает свой кровавый путь и вскоре встречает великого ниндзя и полководца Хаттори Хандзо (Hattori Hanzō), в реальности умершего за несколько лет до основных событий игры, но речь не об этом. Будучи человеком, знающим иностранные языки, Хандзо выясняет причину прибытия чужеземца, и, убедившись в серьезности намерений гостя, обучает основам ниндзюцу. После чего полководец отправляет вместе со светловолосым гостем своего духа-хранителя Нэкомату, живущего в коте, дабы дух сопровождал Уильяма и указывал ему путь, а заодно познакомил с молодым принцем Токугавой Иэясу, у которого предводитель Хандзо и его армия из нескольких сотен ниндзя состоят на службе. Разумеется, выяснив, что голубоглазый пират встал на тропу войны и преследует опасного алхимика, который занял другую сторону в этой гражданской междоусобице, принц и его вассалы оказывают Уильяму поддержку. А это значит, что герой, ведомый жаждой мести, примет участие в куда более значимых событиях, к примеру, он сыграет важнейшую роль в битве при Сэкигахаре и это будет далеко не единственный его подвиг.
Признаться честно, за историей следить довольно трудно, как минимум потому, что практически в каждой сюжетной вставке, а они тут довольно-таки красивые и при этом чертовски короткие, игрокам обязательно демонстрируют как минимум одного нового персонажа, не потрудившись объяснить, кто это, что происходит и почему нам его показывают. Складывается впечатление, что разработчикам строго-настрого наказали задействовать в игре всех более-менее известных исторических личностей, живших в период Сэнгоку, и коротенькие камео – это всё, на что у них хватило фантазии. С таким небрежным отношением к подаче материала и его качеству я бы сказал, что сюжет в данной игре не играет вообще никакой роли, прямо как в играх серии Ninja Gaiden, то есть игровой процесс и сюжетные ролики практически никак не связаны друг с другом и всегда идут параллельно. Последние так вообще используются исключительно в качестве театрального приема, то есть для того, чтобы эффектно выводить на сцену боссов и других героев, которые вроде бы делают что-то значимое для сюжета, но появляются в кадре максимум один-два раза и навсегда исчезают с радаров. Да и личной вендетте героя уделяется не так уж и много экранного времени. Сценаристы очень неохотно вспоминают про то, что в игре есть какой-то там Эдвард, который украл у Уильяма какого-то там духа, по большей части концентрируя всё своё внимание на попытках объяснить, почему пока по всей стране идёт гражданская война, Уильям, бегает где-то по бамбуковым рощам и в одиночку вырезает полчища демонов, вместо того, чтобы стоять в первых рядах на линии фронта.
Разобраться во всем происходящем можно только читая десятки различных коротеньких заметок в соответствующем разделе игры. Там же можно отыскать информацию о местах, которые довелось посетить Уильяму, обо всех встреченных им людях и убитых монстрах. В отличие от игр, сделанных в недрах компании From Software, студия Team Ninja решила не создавать игру, лор которой нужно изучать через описания предметов, записки, обрывочные фразы и туманные намеки, сказанные кем-то из героев, и декорации, додумывая половину произошедших событий самостоятельно, чтобы связать увиденное в их играх в одну большую картину. Дабы игроки не страдали синдромом поиска глубинного смысла и не превращали изучение лора в домашнее задание, всю информацию о мире игры и населяющем его персонажах в Nioh можно разблокировать. Для получения всех подробностей о героях, проживающих на определенных территориях, нужно выполнить все доступные в этих регионах задания. А для того, чтобы узнать, кем был тот или иной босс до того, как превратился в жуткую опасную тварь, необходимо несколько раз кряду скрестить с ним мечи, и, разумеется, победить.
Сама Nioh представляет собой приключенческую ролевую игру и, по сути, является очередной вариацией на тему Dark Souls, но со своими отличительными особенностями. Например, в самом начале пути людям, сидящим по ту сторону экрана, предлагают на выбор одно из нескольких оружий, которым они будут пользоваться всю игру: к примеру, катану, сдвоенные катаны, копье, топор или кусаригаму. Затем появится возможность выбрать из того же списка второе, на которое игроки будут переключаться прямо во время сражений. Это вовсе не означает, что другие типы будут недоступны всю оставшуюся игру, – выбор оказывает влияние на будущее развитие персонажа, так как все разновидности оружия крепко привязаны к характеристикам героя. К тому же выбор даёт определённые преимущества на ранних этапах игры, но об этом далее по тексту. Ещё Уильям может носить в качестве вспомогательного оружия лук, ружье и даже орудовать аркебузой, стреляя небольшими, но смертоносными ядрами (привет, Bloodborne!). Все они совместимы с несколькими разновидностями патронов и стрел и при попадании в уязвимое место противника могут нанести критический урон, убить на месте или лишить полоски энергии, то есть временно обездвижить или даже оглушить. С учетом того, что супостаты по большому счету не отличаются интеллектом и, завидев Уильяма, совершенно бездумно бросают все дела и мчатся к нему навстречу, сделать подобный трюк бывает непросто, но при определенной сноровке вполне себе выполнимо. Особенно когда дело касается стоящих по стойке смирно лучников, выжидающих появление врага на возвышенностях, но чаще обитающих в легко простреливаемых и просматриваемых коридорах.
До кучи в патронаже Уильяма имеется возможность свободного переключения между тремя стойками: высокой, средней и нижней, – каждая со своими отличительными особенностями. С помощью первой можно создавать сильные рубящие атаки, которые наносят большой урон, но подобный трюк влет расходует энергию Ки (местный аналог выносливости); средняя стойка действует по радиусу и является промежуточным звеном между верхней и нижней, однако она не универсальна, потому как в некоторых случаях не позволяет добраться до низкорослых монстров (маленьких ядовитых пауков, например), вынуждая искать другие способы победить гадов; нижняя стойка позволяет наносить противникам ряд легких атак, не требующих большого объема энергии Ки на активацию. Стоит также запомнить, что практически любое оружие, которое носит Уильям, обладает шкалой привыкания, оказывающей влияние на мастерство владения им. Это означает, что активно пользуясь каким-нибудь мечом, к примеру, герой будет получать различные бонусы, вроде повышенного урона или дополнительных полезных эффектов, которые можно улучшить у кузнеца. В распоряжении игрока в Nioh целых три основных показателя, за которыми необходимо пристально следить всё время – это полоска здоровья, вышеупомянутая полоска Ки и отдельная шкала, отведенная под здоровье выбранного игроком духа-хранителя.
С энергией Ки в Nioh тоже завязана одна особенность, которую ввели просто потому, что местный аналог выносливости затрачивается практически на любые действия, это может быть бег, кувырки, любые атаки, парирование или защита. Она восполняется сама по себе, достаточно лишь постоять в сторонке и немного передохнуть. Если игрок будет продолжать удерживать блок, крепко сжав в руках оружие, то полоска Ки продолжит восполняться, но очень медленно, а если окажется в поле действия мира Ёкай, представленного в виде полупрозрачного тумана, то восстановление шкалы прекратится практически полностью. Впрочем, бить баклуши, стараясь не попасться под смертоносную атаку противника – это не единственный способ набраться сил, ведь игра предусматривает целый ряд других легализированных уловок. Например, игрок может выпить особый напиток, который ускоряет восполнение Ки практически втрое. Аналогичный эффект может быть достигнут в случае, если игрок задействует так называемую «Пульсацию Ки», которая требует выполнения определенных условий: он может сразу после попытки атаковать противника, причем совершенно неважно – удачно или нет, нажать специальную кнопку, и тогда Ки начнет восстанавливаться быстрее, а Уильям на короткий промежуток времени получит бонус.
Подобный трюк успешно срабатывает, когда герой делает кувырок назад сразу после нападения, в таком случае он моментально получает прирост к показателю силы и даже может увернуться от практически любой смертельно опасной атаки. На выходе получается эдакий аналог «Panic Jump» из серии Monster Hunter, правда, в играх от Capcom «Спасительный Прыжок» срабатывает в случае с любыми типами атак, а в Nioh только с избранными. Но есть одно но: эта особенность станет доступна только после того, как герой изучит специальный навык, потратив на это дело кровно заработанные очки самурая. Важно помнить, что любое существо в Nioh обладает своей шкалой Ки, израсходовав которую монстр, человек, дух или кто бы там ни встретился на пути Уильяма, не сможет атаковать. Если в этот момент герой вплотную подберется к неприятелю и успеет его схватить, то он обязательно повалит недруга на землю и со всей силы вмажет лезвием топора или проткнет острием катаны. Или, завидев, что полоска Ки у вражины опустошена и горит красным цветом, иностранец может ударить противника ещё раз, отчего большинство недругов падают на землю, и тогда можно попытаться добить его, нанеся критический урон.
После прочтения всего вышеописанного может показаться, что игра представляет собой нагромождение массы сложных механик и различных систем, что без сомнения напугает и дезориентирует любого новичка в начале пути. Но на самом деле вся стратегия боя с большинством оппонентов сводится либо к резкому нападению, в ходе которого Уильям осыпает противника градом атак, пытаясь как можно быстрее пробить блок и вонзить в его тело что-то острое, либо к глухой обороне с выжиданием момента, когда враг раскроется сам. Конечно, это работает не со всеми типа неприятелей, но практически все они начинают успешно складываться, как только игрок освоит систему «ударил – откатился», а также после того, как он научится контратаковать. К Nioh действительно трудно привыкнуть из-за большого количества информации, которой игрока осыпают со всех сторон в самом начале игры, и местных особенностей игрового процесса, что неизбежно приведет к систематическим поражениям. Однако, изучив правила игры и поняв, как всё устроено, дальше он пройдет по сюжетной кампании как нож сквозь масло, лишь изредка встречая сопротивление и стопорясь на отдельных разновидностях боссов. Нет, это вовсе не значит, что игра легкая, просто она менее сложная, чем, к примеру, Bloodborne и уже тем более намного дружелюбнее, чем какая-нибудь Demon’s Souls. А всё из-за некой предсказуемости игрового процесса, так как он, как я уже говорил, является практически дословной калькой других популярных японских игр. Если где-то есть крутой спуск, то там обязательно промчится валун и попытается раздавить Уильяма; если впереди резкий поворот, то за ним гарантированно поджидает недруг с оружием, занесенным над головой; если англичанин оказался в узком проходе, который хорошо простреливается, то на другом конце точно будет стоять лучник, а то и два, с уже заряженными тетивами и зажженными стрелами.
К тому же общее количество и вариативность супостатов оказалась невелика, весь креатив авторы, вероятно, оставили для Toukiden 2. На протяжении всей игры Уильям будет сражаться с призраками, демонами и людьми. И несмотря на то, что многие из них делятся на несколько разновидностей и подвидов, они зачастую мало чем отличаются друг от друга. Потому как между лучником-человеком и лучником-скелетом, к примеру, нет вообще никакой разницы. Собственно, как и между различными версиями Ёки и Они, которые со временем становятся лишь крепче, но до самых финальных титров практически всегда используют одни и те же атаки, в то время как арсенал возможностей игрока растет не по дням, а по часам. Да, существа эти могут повелевать разными стихиями, одни являются огненными демонами, другие – воздушными элементалями, и, конечно же, обладают разными уязвимостями к отдельно взятым элементам, но это уже излишние тонкости, потому как в этой игре есть множество дополнительных предметов, которые даруют на время возможность сделать оружие огненным или даже отравляющим, а также оберегов, защищающих от воздействия стихий и прочих вредоносных эффектов. Как бы там ни было, но авторы очень медленно и неохотно вводят в оборот новых неприятелей, вынуждая большую часть времени сражаться с одними и теми же монстрами снова и снова, что, конечно же, может слегка разочаровать тех, кто ждал вызова своим игровым навыкам. Для таких игроков разработчики предусмотрели уровень сложности «Way of the Strong», который станет доступен после первого прохождения игры. И не стоит забывать про так называемые «Сумеречные задания», появляющиеся на карте мира с регулярным постоянством, которые позволяют игрокам вернуться к уже пройденным заданиям, в которых все люди будут заменены на демонов, а демоны на более могущественные и опасные аналоги – на радость всем любителям хардкора.
Локации в Nioh, конечно, по большому счету тоже не блещут каким-то разнообразием, интерактивностью и наполнением и зачастую выполняют декоративную функцию, при том что местные храмы, пещеры и японские деревеньки очень уж напоминают уровни из первых двух частей Ninja Gaiden, что заставляет скучать по ним ещё сильнее. В ходе своего приключения герой посетит множество любопытных мест и помимо Лондона, обязательно заглянет в Кюсю, Тюгоку, Кинки и многие другие области феодальной Японии. Все уровни представляют собой один большой коридор, который можно исследовать подчас лишь одним путём, постепенно открывая срезы и короткие пути для быстрых перемещений к заданной точке на случай, если персонаж игрока всё же встретит свою смерть, не дотянув до босса в конце этапа. Это довольно-таки стандартная схема, знакомая большинству игроков, хотя бы раз запускавших одно из творений Хидэтака Миядзаки (Hidetaka Miyazaki) и его команды, но видно, что Team Ninja действительно старались что-то с этим сделать. Например, они обязали игрока уничтожать грибы, которые выделяют ядовитый газ, заполняющий нижние уровни шахт, не забыв предварительно активировать устройство, очищающее воздух; искать выход из лабиринта, попутно запуская механизмы и сражаться с ожившими статуями воинов, при создании которых авторы явно вдохновлялись терракотовой армией императора Циня; избегать ловушек в подземельях; уничтожать защищенные магией ледяные кристаллы, из-за которых в Японии летом внезапно началась зима; продвигаться по двору ночного храма в ненастный день и высматривать сливающихся с дождём и грязью шиноби; сражаться с духом павшего воина на мосту; защищать кладбище от поселившихся там Ёкай; исследовать пустынный каньон, сражаясь с демонами, повелевающими стихиями; собирать осколки чаши в логове пауков и даже бегать по обломкам гавани и пришвартовавшихся кораблей, стараясь не упасть в воду и отбиваясь при этом от шарахающихся по округе духов и мародеров.
К чести авторов, они не стали создавать игру в открытом мире, в котором она совершенно не нуждается, как принято поступать сейчас с каждой мало-мальски крупной игрой. Однако люди, привыкшие к играм серии Dark Souls, могут остаться разочарованными тем, что мир Nioh не представляет собой единое целое с грамотно расставленными переходами между уровнями, а скорее является набором тематических карт, разделенных на основные и побочные задания. Причем, очень часто после прохождения основных миссий игра предлагает перепройти сюжетные уровни заново, но в другом порядке и сразиться с совершенно другими неприятелями. За успешное прохождение заданий игрок получает в награду полезные предметы, оружие и элементы экипировки, а также информацию о персонажах, которая отображается в отдельном меню, небольшое количество Амриты и деньги, о пользе которых мы сейчас и поговорим. Все накопленные средства разрешается спускать в безопасном месте – особой локации, которая отображается на карте мира. Там же можно отыскать святилище, додзё и кузницу. И начать хотелось бы с последней.
Кузницей в Nioh заправляет молодая одноглазая девушка Томэ, которая за определенную сумму и при наличии нужных материалов поможет выковать новое оружие или броню, а также улучшить уже имеющееся обмундирование. Кроме того, у кузнеца можно разжиться различными расходными материалами, вроде стрел, патронов или всевозможных трав, и сбагрить всё лишнее, обменяв потерявшие актуальность вещи на деньги. Нацепить на себя, к слову, можно любую экипировку, однако если характеристики героя не соответствуют требованиям брони, то эффекты, коими обладают эти вещи, просто-напросто не активируются. Эффекты могут касаться самых разных показателей: одни элементы экипировки снижают урон, наносимый противниками сзади, другие усиливают магические способности Уильяма, третьи позволяют носить с собой больше предметов, число которых обычно ограничено (пули, например) и так далее. И это не считая обычных показателей, вроде веса брони, стихийной сопротивляемости воде, огню, молнии, ветру и даже снижению воздействия мира Ёкай, который неизменно появляется там, где обитают демоны. Если часто обращаться к Томэ за помощью, требуя в кратчайшие сроки выковать новое оружие или в срочном порядке разделить на составные элементы старое, то со временем появится возможность улучшить кузницу, раскрыв, к примеру, в молодой девушке скрытые таланты цирюльника. Помимо смены прически и бороды Уильяма у хозяйки можно будет выпрашивать скидки, расширять ассортимент и увеличивать количество специальных предложений. Кроме того, возле кузницы есть склад, где можно хранить вещи и куда будут автоматически отправляться все лишние пули, стрелы, камни и прочие эликсиры, которые не помещаются в карманы Уильяма. Что довольно забавно, с учетом того, что иностранец может нести десять алебард, пять топоров и три аркебузы, но места для нового целебного напитка он никак не найдет. Но мы не будем проверять на реализм игру, в которой ирландец практически в одиночку спасает целую страну от нашествия мародеров и демонов, которые прекрасно живут рука об руку. Что, кстати, я считаю большим недостатком игры, так как было бы действительно здорово, если бы можно было стравливать эти группировки между собой, а затем с удовольствием наблюдать за происходящим побоищем со стороны.
Возле святилищ всегда можно сделать подношение богам, обменяв ненужные предметы на драгоценную Амриту, которая является аналогом душ или крови из Dark Souls и Bloodborne. Именно её теряет игрок всякий раз, когда бесславно погибает в одном из подземелий, оставляя на месте гибели не только все заработанные очки, но и духа-хранителя, который самозабвенно будет сторожить то, что осталось от его хозяина, пока тот не вернется и не заберет потерянные вещи обратно. Чем больше подношений сделает игрок, тем выше шанс, что Кодамы подбросят игроку какой-нибудь полезный предмет, вроде эликсира, стрел или соли. Последняя помогает избавляться от скверны мира Ёкай, с помощью которой злые духи восстанавливают свою энергию. Что касается Кодамов, то эти маленькие дружелюбные зеленые существа разбросаны по всему миру, прямо как игрушечные лягушки Керотаны в Metal Gear Solid 3: Snake Eater. Прячутся они в самых укромных и подчас неожиданных местах. Их, как не трудно догадаться, необходимо отыскать и указать дорогу к ближайшему святилищу. Собрав определённое количество этих крошечных существ, можно попросить их благословения и получить бонус, к примеру, повысить вероятность подобрать с поверженного противника целебный эликсир или повлиять на количество зарабатываемой Амриты в лучшую сторону.
Здесь же, возле приветственно размахивающих в разные стороны своими посохами Кодамов, можно прокачать героя, вложив в него всю найденную Амриту, которая даётся за победу над врагами, а также за поиск и нахождение святилищ. Уильяма можно развивать в восьмью направлениях, среди которых: сложение, сила духа, стойкость, сила, навык, ловкость, магия и дух. И каждое из них влияет на массу показателей, которые, в свою очередь, тесно взаимосвязаны с эффективностью владения тем или иным оружием. «Сила» оказывает воздействие на те характеристики, которые нужны для использования тяжелого оружия, таких как топор и молот, а «сложение» позволяет эффективнее обращаться с копьями и до кучи этот показатель напрямую связан с количеством здоровья героя, а также с его сопротивляемостью ядам и параличу. С каждым повышением уровня стоимость следующего будет увеличиваться, что вынудит игроков внимательнее относиться к своей смерти, так как все без исключения сюжетные миссии и поручения местных жителей рассчитаны на определенный уровень игрока, и авторы не забывают любезно указать, на какой именно в описании к тому или иному заданию. Кстати, для тех, кто в какой-то момент игры осознает, что он начал развивать героя не в том направлении и хотел бы стать, к примеру, лучшим на свете копейщиком, а не очередным мечником, есть так называемая книга реинкарнации, которая позволит сбросить очки опыта и перераспределить их заново как душа пожелает. Купить такую книжку можно у кузнеца за кругленькую сумму, и эта вещь однозначно сэкономит многим игрокам кучу времени, которое не придется тратить на создание нового персонажа.
Помимо всего прочего возле святилищ разрешается сменить духа-хранителя, которого можно на время превратить в живое оружие. Новые разновидности духов Уильям будет открывать по мере продвижения по сюжету, а это значит, что в игре нет таких хранителей, которых он мог бы упустить по невнимательности. Однако даже здесь не обошлось без тонкостей, ибо для того, чтобы превращение прошло успешно, нужно дождаться заполнения соответствующей шкалы, к тому же игрокам следует помнить, что каждый найденный хранитель, по сути, является стихийным элементалем и обладает своими уникальными характеристиками. Дайба-Васи, который выглядит как изумрудная птица, является духом ветра, а золотистый Райкэн, чье имя фактически означает «гром» и «пёс», повелевает молниями. Для тех, кому нравится использовать живое оружие с регулярным постоянством, в игре предусмотрен отдельный показатель, который можно развивать, и называется он «дух». Вкладывая в него Амриту, игрок будет получать различные бонусы даже без превращения: Дайба-Васи медленно восстанавливает жизненные показатели живого оружия; а фиолетовый дух быка Фусэ-уси – элементаль земли – автоматически пополняет шкалу здоровья Уильяма, когда тот получает Амриту.
Одна из важнейших вещей, которую можно делать возле святилищ и только рядом с ними – это призывать «гостей», то есть других игроков. Вообще, играть в Nioh без сетевых функций практически бессмысленно, поскольку именно с ними игра раскрывает весь свой потенциал (при учете, что авторы ещё пока что не реализовали функцию дуэлей, чтобы игроки могли выяснять отношения). Продвигаясь вглубь раздираемой гражданскими войнами Японии, Уильям частенько будет встречать могилы других игроков, подсвеченные зловещим красным светом. Они лучше всяких записок предупреждают о том, что в местах скопления подобных могил затаилась опасность, но это не главное их предназначение. Главное же заключается в том, что игрок всегда может призвать дух павшего воина с того света и сразиться с ним. Одержав победу, в награду игрок получает шанс забрать одну или несколько вещей, принадлежавших духу. В этом всегда есть смысл, поскольку духи частенько носят на себе высокоуровневые вещи, которые без сражений с ревенантами достанутся Уильяму очень нескоро. Помимо оружия и элементов экипировки с поверженных духов частенько падают чаши Отёко, в которых японцы распивают саке, необходимые для призыва напарников. Любая чаша используется лишь один раз и после навсегда исчезает из инвентаря. И, говоря о напарниках, нельзя не сказать, что с ними игра становится в разы проще, как, собственно, и с наличием ревенантов, ибо местные монстры сильно уступают аналогичным в Monster Hunter, поскольку им, как правило, нечем ответить двум игрокам, нападающим с разных сторон.
Да и местная система лута делает игру больше похожей на игры серии Diablo, Borderlands, The Roots: Gates of Chaos или Hellgate: London. Игрок подбирает всё, что к полу не приколочено и набивает карманы сотнями различных сгенерированных случайным образом предметов, которые вываливаются из противников с такой частотой, что через какое-то время постоянно лазать в инвентарь и сравнивать их характеристики становится настоящей рутиной. Этот элемент игрового процесса очень сильно сбавляет динамику, к тому же не все призываемые игроки настолько терпеливы, чтобы дождаться, пока их напарник расчистит собственный вещмешок и распределит всю накопленную Амриту. Вот и приходится этим заниматься уже между миссиями, да и в отличие от тех же Dark Souls или Bloodborne, нахождение новых вещей быстро перестаёт быть важным событием. Если рассматривать процесс в таком ключе, то ценность различных шмоток, вроде брони и перчаток, которые тоннами валятся из всевозможных сундуков, павших духов и мёртвых врагов, со временем снижается, а репетативность происходящего окончательно превращает это в обыденное дело. Кроме лута и Кодамов в игре можно и даже нужно искать горячие источники, чтобы Уильям мог всласть поплескаться в теплой водичке и смыть с себя всю вражескую кровь. Ведь стоит только выпустить Уильяма погулять по какому-нибудь заброшенному храму, и через пару минут он уже с ног до головы будет облит багрово-красными живительными соками. Впрочем, смысл горячих источников заключается не в этом, – купательные процедуры на время дают герою прирост сил и постепенно восстанавливают здоровье. Правда, эффект будет недолгий, поэтому лучше всего принимать ванны перед тем, как отправиться на встречу с финальный боссом уровня, это может даже спасти жизнь героя в особо опасный момент.
В дополнение к боевой системе, различным видам стоек и духам-хранителям, игра может похвастаться наличием навыков и магии, которые представлены в виде Ниндзюцу и Оммёдо, рассчитанных на тех, кто души не чает в колдовстве и всяких метательных предметах, изрядно портящих противникам жизнь. Ниндзюцу, к примеру, открывает доступ к отравляющим сюрикенам, кунай и даже к бомбам, а с помощью магии Оммёдо Уильям всегда может ослабить противника или усилить себя. Однако всё это не сработает должным образом, если игрок не будет развивать параметры «ловкость» и «магия», а также не подыщет себе амуницию, которая обладала бы эффектом неограниченного использования Ниндзюцу или Оммёдо, поскольку без нужного обмундирования сюрикены и магические способности кончаются практически моментально, а восполнить их можно только у ближайшего святилища. Кстати, менять заклинания и метательные побрякушки разрешается исключительно в обиталище Кодамов и нигде больше, поэтому каждый выбор стоит продумывать тщательнее. Но все мы знаем, что в таких играх, как Nioh, предугадать всё невозможно, особенно когда дело касается неизученных этапов, поэтому придется частенько ходить на разведку, дабы потом зачистить весь уровень в один заход. Кроме очков Дзюцу (это общее название для Ниндзюцу и Оммёдо) игрок будет зарабатывать очки самурая, выполняя различные задания, а также убивая всё на своём пути, их затем можно потратить на разблокировку активных и пассивных навыков для того или иного оружия. Это позволит изучить совершенно новые движения и привязать их к различным комбинациям в каждой стойке или повысить эффективность использования определенного вида холодного оружия.
Несколько недель назад в своём обзоре на Yakuza 0 я упоминал про различные необязательные задания, которые по большей части выполняются по мере прохождения игры, будь то регулярное общение с жителями Токио или победа над врагами с использованием конкретного стиля ведения боя, за успешное выполнение которых игроков награждают приятными бонусами. В Nioh есть аналогичная система распределения бонусов, которая требует от игрока некоторых усилий. К примеру, необходимо в обязательном порядке убить определённое количество противников каждым доступным оружием; попасть в голову или любое другое уязвимое место на теле неприятеля, пустив стрелу из лука или выстрелив из ружья; добить нужное число недругов, не забыв предварительно повалить их на землю; найти энное количество редких или уникальных предметов и так далее. За усердие игрокам будут начислены так называемые очки престижа Агё и Унгё, которые всегда можно потратить на массу приятных бонусов: повысить шанс выпадения предметов с мертвых противников или количество зарабатываемой Амриты, снизить урон от случайных падений с высоты или чувствительность к стихиям, усилить магию Оммёдо или исходящий урон в отношении разных видов неприятелей (люди отдельно, монстры отдельно).
Какой же самурай может обойтись без учителя? Путешествуя по землям Японии, Уильям будет постоянно пересекаться с массой колоритных личностей, некоторые из которых обязательно захотят скрестить мечи с иностранцем и, тем самым, выяснить, чьё Ниндзюцу лучше и техничнее. Чаще всего местом для таких встреч станет Додзё – школа, в которой ирландец сможет отточить свои навыки и изучить новые. Правда, далеко не все испытания будут доступны неподготовленному ученику, некоторые из них потребуют определенного уровня развития, но зато проходя их, игрок всегда может рассчитывать на щедрую награду. Неподалеку от кузницы и святилища расположен Домик потайной чаши, он станет доступен после того, как игрок отвоюет у пауков осколки сервиса, из которых Уильям соорудит легендарный чайник, а заодно пробудит его хозяина. В Домике можно вступить в один из предложенных на выбор кланов. Став членом одного из нескольких сообществ, игрок автоматически начнет зарабатывать очки для своего клана, постепенно достигая новых рангов. Каждый новый ранг открывает доступ к различным бонусам, но получить его можно только в том случае, если игроки совместными усилиями смогут победить в так называемой «Войне кланов», которая случайным образом стравливает между собой сообщества, вынуждая игроков активнее зарабатывать очки.
Поскольку выход игры состоялся в начале февраля, в сети можно встретить массу отзывов от журналистов и игроков, среди которых бытует мнение, что Nioh является одной из самых сложных видеоигр, вышедших за последние несколько лет, и якобы она получилась у Team Ninja на порядок хардкорнее, чем игры из линейки Souls. Прочитав несколько таких утверждений, мне захотелось задать ряд вопросов этим людям, один из которых будет звучать примерно так: «Вы в какую игру вообще играли?». Nioh – не сложная игра. Да, в ней тяжело адаптироваться, собственно, как и в любой другой незнакомой среде, особенно когда ты только сел её изучать. Однако, с учётом всего вышесказанного о репетативности игрового процесса, предсказуемости гейм-дизайнерских решений, скудном бестиарии, глупости искусственного интеллекта, общем однообразии, мне кажется, что либо авторы таких отзывов не знакомы с Tenchu или Dark Souls и впервые прикоснулись к подобного рода играм, либо перед прохождением Nioh с ними приключилась коллективная амнезия. Другого логичного объяснения всему этому я не нахожу. Совсем уж грустно становится, когда читаешь про разнообразие механик и способов достижения целей на фоне того, что игрок практически всю игру косит одних и тех же супостатов одними и теми же видами оружия, лишь изредка переключаясь на что-то новое. Кстати, несмотря на то, что в данной статье мы рассмотрели массу внутриигровых механик, вроде Пульсации Ки, стоек, Оммёдо, Ниндзюцу, живого оружия и многих других вещей, игру можно пройти вообще без всего этого.
Да, Nioh можно пробежать всю целиком, размахивая одним единственным топором из стороны в сторону вообще не выходя из средней стойки, лишь изредка доставая из-за спины лук, чтобы отстрелить какому-нибудь наглому призраку голову. И я не говорил бы об этом так уверенно, если бы не испытал это на личном опыте. Вот почему я считаю, что весь этот винегрет из механик ни на что не влияет и игра успешно проходится как стандартный слэшер. К тому же нет никакой разницы в сражениях против людей и против демонов, поскольку они практически всегда одинаково реагируют на действия со стороны игрока, будь то использование магии, духов или какой-нибудь серии атак, несмотря на то, что господа журналисты стараются заверить в обратном, презентуя Noh чуть ли не как тактическую игру, в которой нужно искать особый подход к каждому встречному-поперечному. И, как говорится, чтобы не вставать с дивана дважды, мы поговорим о других недостатках игры, например, о системе регистрации ударов, которая периодически ставит палки в колеса и не засчитывает попадания, будь то выстрелы или смертоносные взмахи мечом, что, конечно же, неимоверно раздражает и порой может стать причиной смерти. Игра не позволяет спасти напарника, который попал в цепкие объятия какого-нибудь монстра, вынуждая смотреть, как фольклорный элемент раздирает товарища на части до тех пор, пока не кончится анимация. Разве смысл кооперативного режима не в том, чтобы спасать людей от подобных опасностей и помогать им?
Впрочем, игра и без того обладает кучей багов, которыми игроки пользуются с привеликим удовольствием, потому как из-за них монстры частенько застревают в проходах, теряют игрока, стоит только ему оказаться в месте, которое не прописано в их маршруте, а порой они так крепко задумываются о своём бренном существовании, что даже перестают замечать стоящего перед ними Уильяма, или просто кружатся на месте, облегчая протагонисту процесс продвижения к цели. Кстати, дальность видения у недругов сделана по совершенно непонятному принципу: некоторые монстры моментально обнаруживают присутствие игрока, стоит только ему замаячить на горизонте, другие не замечают двухметрового закованного в броню ирландца, грохочущего доспехами прямо перед их носом. Аналогичная ситуация с громкими звуками, поскольку в одних случаях монстры моментально срываются с места, стоит только Уильяму напасть на одного из группы, иной раз предпочитают игнорировать светловолосого иностранца, косящего пачками собратьев по оружию у них за спиной с характерными звуками, то есть с воплями, лязгом и литрами кровищи, хлещущими в разные стороны. А ещё просто неимоверно бесит всплывающее окошко, которое появляется всякий раз, когда происходит разъединение с сервером. Дело в том, что Nioh не ставится на паузу, и как в любом уважающем себя клоне Dark Souls, перед тем, как приступить к изучению инвентаря, здесь необходимо убедиться в том, что любая угроза в зоне видимости устранена. Когда сервер игры выдает ошибку, а такое периодически случается, то появляется окно, которое на несколько секунд отбирает у игрока управление персонажем и закрывает собой львиную долю экрана. Этого вполне достаточно, чтобы Уильям отправился к праотцам, так и не отыскав своего духа-хранителя.
Каких-то других серьезных проблем технического характера у Nioh нет, разве что слегка смущает дальность прорисовки: игра либо не отображает монстров, поджидающих игрока вдали, либо те движутся по своему маршруту рывками – в их анимации явно не хватает кадров. Причём эта проблема тянется ещё с первых альфа-тестов и объединяет как владельцев обычных консолей, так и обновлённых PlayStation 4 Pro. В остальном игра радует глаз красивой картинкой, плавностью и стабильной частотой кадров, а также некоторыми интересными находками и отличным звуковым сопровождением. Под интересными находками я подразумеваю некоторые особенности игрового процесса, например, тех же духов погибших игроков, с которыми можно сразиться. Кстати, в игре есть демон, который будет пробуждать мёртвых из их могил и натравливать их на Уильяма до тех пор, пока тот не поквитается с ним. Что же касается музыкального сопровождения, написанного композитором Юго Канно (Yugo Kanno), то оно идеально вписывается в происходящее на экране: в процессе исследования уровней на заднем плане звучат тихие и спокойные восточные композиции, в то время как в ходе напряженных сражений с могущественными демоническими существами за кадром начинает энергично играть оркестр, создающий нужное настроение и подчеркивающий эпичность момента. Очень рекомендую к прослушиванию отдельно от игры. И пара слов об отечественной локализации, которая коснулась лишь текста. Даже спустя месяц с момента релиза она грешит тем, что путает рода, окончания, обрывает фразы на полуслове, а местами текст вообще не отображается, например, к некоторым заданиям просто нет никакого описания (у всех миссий есть брифинги), а во время загрузки двух совершенно разных локаций к обеим прилагалась одна и та же историческая справка.
Итог: С играми, которые пытаются копировать формулу «Тёмных душ», вечно какая-то напасть, ни одна из них не дотягивает до оригинала, но попытки пригреться на волне популярности данной серии по-прежнему продолжаются. Lords of the Fallen, Necropolis, Titan Souls и многие другие игры старались занять нишу и при этом не потерять лицо, но проиграли. Nioh представляет собой сборную солянку из популярных игровых элементов, многим из которых не смогли придумать вразумительного применения, но все же обладает своим лицом. Даже несмотря на то, что создатели этой игры до последнего момента сами не знали, как им её позиционировать (это прослеживалось на разных этапах разработки и очень сильно бросается в глаза в финальной версии игры). Именно поэтому свести всё вышесказанное к одному знаменателю и дать какую-то однозначную оценку сложно, ибо у проекта есть некоторые трудности с самоопределением. В то же время Nioh может затянуть с головой на сотню-другую часов благодаря увлекательному геймплею, красивым роликам, обволакивающей атмосфере, пропитанной восточным фольклором, ролевым элементам и всеми любимой «рутине», которая так нравится фанатам Diablo и Borderlands. Ведь нет большего удовлетворения для игрока, чем тот момент, когда перебирая сотни мечей с практически одинаковыми показателями, обязательно найдется тот самый, который пусть и незначительно, но всё же поднимает все нужные характеристики сразу и обладает более-менее полезными эффектами. А это значит, что десятки часов, проведенные в одном из регионов феодальной Японии в компании с демонами и мародерами, не прошли даром. Поэтому всем тем, кому нравятся подобные игры, я настоятельно рекомендую взяться за прохождение Nioh, она сполна отбивает свою стоимость. Ценителям же хардкора я порекомендовал бы отнестись к данному проекту с осторожностью, поскольку игра вряд сможет бросить им настоящий вызов.
А на этом у меня всё, всем спасибо за внимание. Ждите больше материалов в ближайшем будущем.